Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.10.2009 ПО ДЕЛУ N А03-3505/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2009 г. по делу N А03-3505/2009


резолютивная часть объявлена: 13 октября 2009 года
постановление в полном объеме изготовлено: 15 октября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.П. Богатырева, Т.Я. Шабалковой
- рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;
- кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Гражданский" на решение от 14.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья М.В. Старцева) и постановление от 10.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: А.В. Солодилов, Е.А. Залевская, М.Х. Музыкантова) по делу N А03-3505/2009 по заявлению товарищества собственников жилья "Гражданский" к Территориальному отделу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:

товарищество собственников жилья "Гражданский" (далее по тексту - ТСЖ "Гражданский", заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.03.2009 N 27/218 Территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее по тексту - Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, административный орган, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы отсутствием в действиях ТСЖ "Гражданский" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, поскольку расчет оплаты за отопление за ноябрь 2008 года производился на основании решения от 13.08.2008 общего собрания собственников многоквартирного дома, который с пристроем является одним объектом недвижимости. В доме установлены два узла учета тепловой энергии, по показателям которых ежемесячно производится расчет платы за отопление собственниками помещений многоквартирного дома, исходя из суммарных показаний обоих узлов учета и суммарной площади 5-ти этажного многоквартирного дома и пристройки с одним подъездом.
Решением от 14.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Гражданский" требований было отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Гражданский" просит отменить принятые по делу судебные акты, с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях заявителя состава административного правонарушения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю обратился собственник жилого помещения многоквартирного дома N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовске с жалобой на необоснованное повышение стоимости за отопление, сравнивая данную стоимость за услуги в аналогичных ТСЖ при установленных индивидуальных приборах учета теплоэнергии, которая в 2-3 раза дешевле.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю было организовано проведение внеплановых мероприятий по надзору за исполнением обязательных требований в области законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении ТСЖ "Гражданский", в ходе которых установлены следующие обстоятельства.
Многоквартирный жилой дом, расположенный в г. Рубцовске по пер. Гражданскому, 27, управление которым осуществляет ТСЖ "Гражданский", состоит из двух отдельно стоящих зданий, имеющих 5 этажей: жилого дома, состоящего из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленно стоящее здание, состоящее из одного подъезда.
Согласно договору управления многоквартирным домом (представлен договор с гражданкой Мезенцевой Н.И., собственником квартиры N 59 в доме N 27 по пер. Гражданскому в г. Рубцовске) ТСЖ "Гражданский" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственнику.
В целях оказания коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией собственникам жилых помещений, ТСЖ "Гражданский" заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 452/12 от 01.12.2007 с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Южная тепловая станция" МО "Городской округ Город Рубцовск".
Для учета количества потребляемой тепловой энергии в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленно стоящее здание, состоящее из 1-го подъезда, смонтированы узлы учета тепловой энергии. При этом в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройки, установлены отдельные приборы учета тепловой энергии:
- Узел учета 1 Расходомер ГВС - ЭРСВ-420Л Ду=25мм рег. N в Госреестре 20293-05;
- Узел учета 2 Расходомер ГВС - ЭРСВ-420Л Ду=25мм рег. N в Госреестре 20293-95.
Узлы учета выполнены на базе теплосчетчика "Взлет ТСР-М".
Из представленных ТСЖ "Гражданский" отчетов о потреблении тепловой энергии за ноябрь, декабрь 2008 года следует, что количество потребленной тепловой энергии подсчитывалось отдельно в жилом доме, состоящем из 5 подъездов и пристройке. При этом тариф за 1 кв.м. за декабрь 2008 года для пристройки составил - 29 руб. 38 коп., за ноябрь 2008 года составил 16 руб. 41 коп.
Согласно представленной объяснительной председателя ТСЖ "Гражданский" от 10.02.2009 до декабря 2008 тепловая энергия по пристройке дома распределялась на весь дом и тариф поэтому за ноябрь 2008 на весь дом составил 12 рублей 22 копейки, хотя в пристройке тепловая энергия потреблялась больше чем в 5-ти подъездах основного дома, а платили меньше, чем потребляли.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 13.03.2009 N 243.
По материалам проверки вынесено постановление N 27/218 от 18.03.2009, которым ТСЖ "Гражданский" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ТСЖ "Гражданский" обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании оценки представленных доказательств, арбитражные суды пришли к выводу о том, что граждане, проживающие в основном 5-ти подъездном здании жилого дома N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовске, в ноябре 2008 года оплачивали тепловую энергию, которую фактически не получали, поэтому имелись законные основания для привлечения ТСЖ "Гражданский" к административной ответственности в рамках полномочий административного органа.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств и следующих норм правах.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, влечет наложение административного штрафа.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (пункт 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2).
В статье 162 вышеуказанного Кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива либо органов управления иного специализированного потребительского кооператива) обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в таком доме, предоставлять собственникам коммунальные услуги в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Арбитражным судом установлено, что ТСЖ "Гражданский" является управляющей организацией жилого многоквартирного дома N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовске, состоящего из отдельно стоящих зданий, имеющих 5 этажей: жилого дома, состоящего из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленное стоящее здание, состоящего из одного подъезда (договор управления многоквартирным домом от 01.12.2007 л.д. 88).
Согласно статье 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Исходя из положений пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, товарищество собственников жилья "Гражданский" является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в доме N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовск, которое заключило договор с ресурсоснабжающей организацией - "Южная тепловая станция МО "городской округ" Город Рубцовск" на приобретение тепловой энергии в горячей воде (договор от 01.12.2007 N 452/12 л.д. 82).
Исходя из пункта 21 вышеуказанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Гражданский" согласно условиям договора по управлению вышеуказанным многоквартирным домом предоставляет коммунальные услуги согласно договору на оказание услуг с собственниками помещений.
Из вышеизложенного следует, что данная управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей и абонентом в отношении ресурсоснабжающей организации, обязанным производить оплату за фактически полученную энергию, количество которой определяется в соответствии с данными общедомовых приборов учета.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что в каждом из двух строений, расположенных по адресу: г. Рубцовск, пер. Гражданский, 27 (жилой дом, состоящий из 5 подъездов и пристройки, представляющей собой обособленно стоящее здание, состоящее из одного подъезда) установлены приборы учета тепловой энергии, которые фиксируют именно то количество тепловой энергии, которое было отпущено потребителям, проживающим в тех жилых помещениях, которые подпадают под учет данного конкретного прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, при расчете с потребителями (собственниками помещений в многоквартирном доме) до декабря 2008 тепловая энергия по пристройке дома распределялась на весь дом и тариф поэтому за ноябрь 2008 на весь дом составил 12 рублей 22 копейки, хотя в пристройке тепловая энергия потреблялась больше чем в 5-ти подъездах основного дома, а платили меньше, чем потребляли.
Указанные обстоятельства явились основаниям для привлечения ТСЖ "Гражданский" к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ, поскольку жильцы, проживающие в основном 5-ти этажном здании жилого дома N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовске оплачивали за тепловую энергию, которую фактически не получали.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о необоснованном завышении ТСЖ "Гражданский" стоимости теплоэнергии в указанный период собственникам жилых помещений многоквартирного дома N 27 по пер. Гражданский в г. Рубцовск, состоящего из пяти подъездов.
Арбитражными судами дана правовая оценка доводам заявителя жалобы о том, что во исполнение решения общего собрания собственников ТСЖ "Гражданский" от 13.09.2008, за ноябрь 2008 года ТСЖ "Гражданский" произвело расчет плата за отопление собственникам помещений многоквартирного дома N 27 по пер. Гражданскому в г. Рубцовске, исходя из стоимости отопления в размере 12,22 руб./кв.м, как составляющей суммы потребляемой тепловой энергии в пятиподъездном здании жилого дома и пристройке к данному дому.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 14.05.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 10.07.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3505/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ

Судьи
В.П.БОГАТЫРЕВ
Т.Я.ШАБАЛКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)