Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2006 года.
Судья Арбитражного суда Иркутской области Кузнецова Л.А. при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго")
к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ТУ Роспотребнадзора по ИО)
об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании:
заявителя - Парфенова Е.А. - представитель по доверенности от 24.04.2006 N 5101
ответчика - Борисова Н.К. - представитель по доверенности от 18.10.06 N б/н, паспорт 25 00 N 360630
установил:
ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2006 N 35 ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что было выявлено нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ст. ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", что явилось основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее.
Должностными лицами ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по контролю от 01.08.2006 N 2569 в период с 01.08.06 по 01.09.06 проведено внеплановое мероприятие по контролю соблюдения требований Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в отношении деятельности филиала ОАО "Иркутскэнерго" фирмы "Энергосбыт". Мероприятие по контролю осуществлялось в присутствии директора филиала Николаева В.В. и начальника юридического отдела филиала ОАО "Иркутскэнерго" фирмы "Энергосбыт" Парфеновой Е.А.
Основанием для проведения проверки заявителя послужила жалоба жителей, проживающих в доме N 87, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, Соломеиной О.П. (квартира 81), Катышевцевой Н.А. (квартира 82), Новиковой З.М. (квартира 84). С указанными лицами у общества сложились гражданско-правовые отношения с момента присоединения дома к сетям ОАО "Иркутскэнерго" (с Соломеиной О.П. на основании договора на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд, с Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. - путем неоднократной оплаты ими количества энергии (совершение конклюдентных действий), которое определялось энергоснабжающей организацией расчетным путем с использованием Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Минэкономики России от 06.05.1999 N 240).
В ходе проведения названных мероприятий было установлено, что филиалом ОАО "Иркутскэнерго" Фирмой Энергосбыт, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Сурикова, д. 23 производилась реализация электроэнергии для бытовых нужд Соломеиной О.П. (квартира N 81), Катышевцевой Н.А. (квартира N 82), Новиковой З.М. (квартира N 84), проживающих в доме N 87, расположенном по улице Советская, на основании договоров на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд, в которых не представляется информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), в нарушение статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта "П" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно: в договорах, заключенных с Соломеиной О.П., Катышевцовой Н.А., Новиковой З.М. отсутствуют сведения о государственной регистрации, режиме работы; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; параметры качества предоставления коммунальных услуг; предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, т.е. обществом совершено административное правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения зафиксирован в акте от 01.08.06 N 2113. Начальник юридического отдела фирмы "Энергосбыт" Парфенова Е.А. ознакомлена с актом и получила один экземпляр.
Определением от 25.08.06 N 2113 в порядке ст. ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Иркутскэнерго" и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ в отношении заявителя составлен протокол от 18.09.06 N 35 о совершении административного правонарушения.
Постановлением от 20.09.2006 N 35, вынесенным заместителем руководителя ТУ Роспотребнадзора, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и в соответствии со ст. 4.1, ст. 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 МРОТ, что составляет 10000 руб.
Оспаривая постановление, заявитель полагает, что при вынесении постановления органом не дана надлежащая правовая оценка фактически существующих правоотношений между заявителем и потребителями, а именно не установлены и не приняты во внимание обстоятельства, как-то: ОАО "Иркутскэнерго" не оказывало и не оказывает коммунальные услуги владельцам жилых помещений в многоквартирном жилом доме N 87 по улице Советской; ОАО "Иркутскэнерго" осуществляет продажу электрической энергии на основании договоров энергоснабжения в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 539 - 548 ГК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него, выступлениях участвовавших в судебном заседании представителей сторон, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения между ОАО "Иркутскэнерго" и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М., проживающими по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 87, возникли в период действия Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099.
Определяя понятия "исполнитель" и "потребитель", указанные Правила не относили энергоснабжающую организацию к числу исполнителей коммунальных услуг.
ОАО "Иркутскэнерго" является энергоснабжающей организацией, но при этом не является ни собственником многоквартирного жилого дома N 87 по улице Советской, ни управляющей компанией, в спорный период действовало исключительно в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт, что общество не оказывает коммунальные услуги, также подтверждает идентификация ОАО "Иркутскэнерго" по общероссийским классификаторам в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО).
Согласно информационному письму от 13.03.2003 N 285/57 Иркутского областного комитета государственной статистики (Облкомстата) ОАО "Иркутскэнерго" имеет коды классификации по разделу Е "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", в том числе следующие коды: 40.10.11 - производство электроэнергии; 40.10.2 - передача электроэнергии; 40.10.3 - распределение электроэнергии; 40.10.4 - деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. Коды по разделу "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", для ОАО "Иркутскэнерго" не присваивались, следовательно, такая деятельность не осуществляется. Из указанного информационного письма не следует, что ОАО "Иркутскэнерго" зарегистрировано в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), который, как и ОКВЭД, является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).
Правила оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, утратили силу в связи с принятием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, которые вступили в законную силу в июне 2006 г.
В соответствии с пунктом 3 Общих положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 к "исполнителям" отнесены юридические лица, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Названными Правилами предоставления коммунальных услуг вводится понятие "ресурсоснабжающая организация", к которой отнесены юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, что установлено пунктом 7 Правил.
Материалами дела установлено, что жилой дом N 87 по улице Советской находится на балансе предприятия - Муниципального унитарного предприятия "Дирекция по эксплуатации зданий N 7" с привязкой к источникам электроснабжения Южных электрических сетей, входящих в состав ОАО "Иркутскэнерго", что подтверждается письмом начальника МУП ДЭЗ N 7 от 24.11.2004 N 165.
Следует отметить, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам к сложившимся отношениям между заявителем и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. не применяются, отношения регулируются в данном случае гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, согласно п. 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам вступили в силу в июне 2006 г., договоры энергоснабжения с Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. были заключены до вступления в силу указанных Правил.
Таким образом, положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам для регулирования отношений между ОАО "Иркутскэнерго" и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. не могут быть применены.
Из этого следует, что ОАО "Иркутскэнерго" не является исполнителем коммунальных услуг и не обязано их оказывать, а также не является ресурсоснабжающей организацией; реализация электроэнергии Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. осуществляется на основании гражданско-правовых договоров.
Для того чтобы признать договор энергоснабжения заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК), то есть, даже в случае нарушения письменной формы действия по потреблению товара следует рассматривать как действия, из которых исходит согласие на предоставление снабжения на тех условиях, которые устанавливает снабжающая организация.
Таким образом, ввиду того, что предмет договора энергоснабжения и порядок его заключения специфичны, предоставление информации потребителям энергии в соответствии с требованиями ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" также носит особый характер.
Поскольку ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не содержит обязательных специальных правил доведения информации до потребителей электрической энергии, данная информация может предоставляться не запрещенными законом способами, в частности путем размещения на вывесках, по телевидению и радио, с использованием справочных служб.
Таким образом, в нарушение ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, обязано собрать доказательства, свидетельствующие о наличии или отсутствии события административного правонарушения, в материалах дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО "Иркутскэнерго", отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение им административного правонарушения - непредставление информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиями ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 20.09.2006 N 35 ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области о привлечении ОАО "Иркутскэнерго" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.12.2006 ПО ДЕЛУ N А19-22407/06-42
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2006 г. по делу N А19-22407/06-42
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2006 года.
Судья Арбитражного суда Иркутской области Кузнецова Л.А. при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго")
к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ТУ Роспотребнадзора по ИО)
об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании:
заявителя - Парфенова Е.А. - представитель по доверенности от 24.04.2006 N 5101
ответчика - Борисова Н.К. - представитель по доверенности от 18.10.06 N б/н, паспорт 25 00 N 360630
установил:
ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2006 N 35 ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Ответчик возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что было выявлено нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ст. ст. 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", что явилось основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, судом установлено следующее.
Должностными лицами ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по контролю от 01.08.2006 N 2569 в период с 01.08.06 по 01.09.06 проведено внеплановое мероприятие по контролю соблюдения требований Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ч. 2 ст. 543 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ в отношении деятельности филиала ОАО "Иркутскэнерго" фирмы "Энергосбыт". Мероприятие по контролю осуществлялось в присутствии директора филиала Николаева В.В. и начальника юридического отдела филиала ОАО "Иркутскэнерго" фирмы "Энергосбыт" Парфеновой Е.А.
Основанием для проведения проверки заявителя послужила жалоба жителей, проживающих в доме N 87, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, Соломеиной О.П. (квартира 81), Катышевцевой Н.А. (квартира 82), Новиковой З.М. (квартира 84). С указанными лицами у общества сложились гражданско-правовые отношения с момента присоединения дома к сетям ОАО "Иркутскэнерго" (с Соломеиной О.П. на основании договора на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд, с Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. - путем неоднократной оплаты ими количества энергии (совершение конклюдентных действий), которое определялось энергоснабжающей организацией расчетным путем с использованием Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Минэкономики России от 06.05.1999 N 240).
В ходе проведения названных мероприятий было установлено, что филиалом ОАО "Иркутскэнерго" Фирмой Энергосбыт, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Сурикова, д. 23 производилась реализация электроэнергии для бытовых нужд Соломеиной О.П. (квартира N 81), Катышевцевой Н.А. (квартира N 82), Новиковой З.М. (квартира N 84), проживающих в доме N 87, расположенном по улице Советская, на основании договоров на отпуск и потребление электрической энергии для бытовых нужд, в которых не представляется информация об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах), в нарушение статей 8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта "П" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно: в договорах, заключенных с Соломеиной О.П., Катышевцовой Н.А., Новиковой З.М. отсутствуют сведения о государственной регистрации, режиме работы; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; параметры качества предоставления коммунальных услуг; предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, а также информация о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, т.е. обществом совершено административное правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения зафиксирован в акте от 01.08.06 N 2113. Начальник юридического отдела фирмы "Энергосбыт" Парфенова Е.А. ознакомлена с актом и получила один экземпляр.
Определением от 25.08.06 N 2113 в порядке ст. ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Иркутскэнерго" и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ в отношении заявителя составлен протокол от 18.09.06 N 35 о совершении административного правонарушения.
Постановлением от 20.09.2006 N 35, вынесенным заместителем руководителя ТУ Роспотребнадзора, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ и в соответствии со ст. 4.1, ст. 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 МРОТ, что составляет 10000 руб.
Оспаривая постановление, заявитель полагает, что при вынесении постановления органом не дана надлежащая правовая оценка фактически существующих правоотношений между заявителем и потребителями, а именно не установлены и не приняты во внимание обстоятельства, как-то: ОАО "Иркутскэнерго" не оказывало и не оказывает коммунальные услуги владельцам жилых помещений в многоквартирном жилом доме N 87 по улице Советской; ОАО "Иркутскэнерго" осуществляет продажу электрической энергии на основании договоров энергоснабжения в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 539 - 548 ГК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него, выступлениях участвовавших в судебном заседании представителей сторон, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения между ОАО "Иркутскэнерго" и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М., проживающими по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 87, возникли в период действия Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099.
Определяя понятия "исполнитель" и "потребитель", указанные Правила не относили энергоснабжающую организацию к числу исполнителей коммунальных услуг.
ОАО "Иркутскэнерго" является энергоснабжающей организацией, но при этом не является ни собственником многоквартирного жилого дома N 87 по улице Советской, ни управляющей компанией, в спорный период действовало исключительно в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 539 по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Факт, что общество не оказывает коммунальные услуги, также подтверждает идентификация ОАО "Иркутскэнерго" по общероссийским классификаторам в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО).
Согласно информационному письму от 13.03.2003 N 285/57 Иркутского областного комитета государственной статистики (Облкомстата) ОАО "Иркутскэнерго" имеет коды классификации по разделу Е "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", в том числе следующие коды: 40.10.11 - производство электроэнергии; 40.10.2 - передача электроэнергии; 40.10.3 - распределение электроэнергии; 40.10.4 - деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. Коды по разделу "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", для ОАО "Иркутскэнерго" не присваивались, следовательно, такая деятельность не осуществляется. Из указанного информационного письма не следует, что ОАО "Иркутскэнерго" зарегистрировано в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), который, как и ОКВЭД, является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).
Правила оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, утратили силу в связи с принятием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, которые вступили в законную силу в июне 2006 г.
В соответствии с пунктом 3 Общих положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 к "исполнителям" отнесены юридические лица, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Названными Правилами предоставления коммунальных услуг вводится понятие "ресурсоснабжающая организация", к которой отнесены юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники могут заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, что установлено пунктом 7 Правил.
Материалами дела установлено, что жилой дом N 87 по улице Советской находится на балансе предприятия - Муниципального унитарного предприятия "Дирекция по эксплуатации зданий N 7" с привязкой к источникам электроснабжения Южных электрических сетей, входящих в состав ОАО "Иркутскэнерго", что подтверждается письмом начальника МУП ДЭЗ N 7 от 24.11.2004 N 165.
Следует отметить, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам к сложившимся отношениям между заявителем и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. не применяются, отношения регулируются в данном случае гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом, согласно п. 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам вступили в силу в июне 2006 г., договоры энергоснабжения с Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. были заключены до вступления в силу указанных Правил.
Таким образом, положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам для регулирования отношений между ОАО "Иркутскэнерго" и Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. не могут быть применены.
Из этого следует, что ОАО "Иркутскэнерго" не является исполнителем коммунальных услуг и не обязано их оказывать, а также не является ресурсоснабжающей организацией; реализация электроэнергии Соломеиной О.П., Катышевцевой Н.А., Новиковой З.М. осуществляется на основании гражданско-правовых договоров.
Для того чтобы признать договор энергоснабжения заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК), то есть, даже в случае нарушения письменной формы действия по потреблению товара следует рассматривать как действия, из которых исходит согласие на предоставление снабжения на тех условиях, которые устанавливает снабжающая организация.
Таким образом, ввиду того, что предмет договора энергоснабжения и порядок его заключения специфичны, предоставление информации потребителям энергии в соответствии с требованиями ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" также носит особый характер.
Поскольку ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не содержит обязательных специальных правил доведения информации до потребителей электрической энергии, данная информация может предоставляться не запрещенными законом способами, в частности путем размещения на вывесках, по телевидению и радио, с использованием справочных служб.
Таким образом, в нарушение ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении, обязано собрать доказательства, свидетельствующие о наличии или отсутствии события административного правонарушения, в материалах дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО "Иркутскэнерго", отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение им административного правонарушения - непредставление информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) в соответствии с требованиями ФЗ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 210 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 20.09.2006 N 35 ТУ Роспотребнадзора по Иркутской области о привлечении ОАО "Иркутскэнерго" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
Л.А.КУЗНЕЦОВА
Л.А.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)