Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2007 N Ф08-7668/07 ПО ДЕЛУ N А32-7567/2006-39/163-36/655

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2007 г. N Ф08-7668/07

Дело N А32-7567/2006-39/163-36/655
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - товарищества собственников жилья "Зеленая роща" - О. (председатель), от ответчиков: администрации муниципального образования город Краснодар - Т. (д-ть от 12.01.07), Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - Б. (д-ть от 09.01.07), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.07 по делу N А32-7567/2006-39/163-36/655, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Зеленая роща" (далее - товарищество) обратилось с иском к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о понуждении предоставить земельный участок площадью 2 586,1 кв. м в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 5а.
Определением от 24.05.06 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Решением от 14.07.06 в иске отказано на том основании, что земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.06 решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Суд кассационной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета документов, предоставленных товариществом в подтверждение осуществления им процедуры оформления участка. Суду предложено рассмотреть вопросы об уточнении товариществом заявленных требований, а также законности и обоснованности отказа в вынесении акта об утверждении границ земельного участка, выяснить на какой стадии оформления документов товариществу создаются препятствия.
Определением от 19.01.07 суд удовлетворил ходатайство товарищества об изменении исковых требований, в котором оно просило признать незаконными действия администрации, выразившиеся в отказе утверждения проекта границ земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 5-а. Определением от 02.03.07 департамент привлечен к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением от 25.05.07 суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в уклонении от вынесения акта об утверждении проекта границ земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 5-а, и незаконным действие департамента, выразившееся в издании письма от 17.07.06 N 14808.49 об отказе в продолжении работ по утверждению проекта границ земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 5-а.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. Заявитель считает необоснованным вывод суда о незаконности бездействия администрации, выразившегося в уклонении от вынесения акта об утверждении границ земельного участка, так как администрация не имеет полномочий на издание распоряжения об утверждении проекта границ земельного участка и не является уполномоченным органом по его подготовке. В соответствии с пунктом 1 постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 17.05.05 N 1215 "Об утверждении уполномоченных органов администрации муниципального образования город Краснодар, осуществляющих подготовку материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" органом, уполномоченным на подготовку проектов распоряжений об утверждении проектов границ земельных участков является департамент.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представитель товарищества просил отказать в удовлетворении жалобы и оставить решение в силе.
Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, товарищество обратилось в администрацию с заявлением от 27.04.05 о предоставлении в общую долевую собственность собственников помещений земельного участка площадью 2 586,1 кв. м, на котором расположен дом по адресу: г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 5а.
По заказу товарищества изготовлен проект границ земельного участка и утвержден акт установления и согласования границ земельного участка (л. д. 47, 54 - 56).
В письме от 17.07.06 N 14808.49 департамент сообщил, что считает продолжение работ по утверждению проекта границ земельного участка невозможным в связи с тем, что домовладение, расположенное на данном участке входит в границы инвестиционной площадки и в конкурсные требования к инвесторам включено условие по расселению указанного домовладения и компенсации его сноса.
Администрация не приняла распоряжения о предоставлении товариществу земельного участка. Данные обстоятельства послужили основанием обращения товарищества в суд.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 3 данной статьи указано, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.04 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2). В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета данный земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункты 3 и 5).
Установив, что товарищество выполнило необходимые действия для утверждения границ земельного участка, а администрация не вынесла акт об утверждении проекта границ спорного земельного участка и департамент незаконно отказал в продолжении работ по утверждению проекта границ спорного земельного участка, суд правомерно удовлетворил заявление товарищества.
Согласно пункту 7 данной статьи в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждению проекта его границ в месячный срок со дня поступления заявления возложена на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что администрация не допустила бездействия в вынесении акта об утверждении границ земельного участка и не обладает полномочиями по изданию ненормативных правовых актов об утверждении проекта границ земельного участка, не могут быть приняты во внимание, как не соответствующие земельному законодательству.
Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.07 по делу N А32-7567/2006-39/163-36/655 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)