Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года по делу N А12-1054/2011 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "ВКХ" (г. Волгоград)
об оспаривании постановления к административной ответственности N 2929/1 от 30.12.2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - ООО УК "Ренессанс", Общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - административный орган) от 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года заявление ООО УК "Ренессанс" удовлетворено. Суд первой инстанции признал незаконным и отменил вышеназванное постановление постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 08 апреля 2011 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. В апелляционной жалобе административный орган настаивает на том, что в силу действующего законодательства Российской Федерации ООО "УК "Ренессанс" является исполнителем обязанности коммунальной услуги, приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальная услуга. Доводы управляющей компании об отсутствии циркуляционного трубопровода, по мнению административного органа, не являются основанием для освобождения ООО "УК "Ренессанс" от административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "УК "Ренессанс" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители сторон не явились. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 94406 3, N 94404 9, N 94405 6, N 94403 2 с отметкой о вручении почтовых отправлений адресатам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 22.12.2010 на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Машлыкина А.П. N 2929 сотрудниками инспекции проведена выездная внеплановая проверка многоквартирного дома N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда.
В ходе проверки установлено, что температура горячей воды в точках разбора у потребителей ниже нормативного, а именно, на момент проверки в квартире N 33 в ванной она составила +32,0 град. C; в квартире N 51 температура в ванной составила +35 град. C.
Это, по мнению административного органа, является нарушением требований пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и пункта 5 обязательного приложения N 1 названных Правил.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2929 от 22.12.2010 (т. 1, л.д. 59 - 62).
24.12.2010 по фактам выявленных нарушений в отношении ООО УК "Ренессанс" составлен протокол об административном правонарушении N 2929/1, которым действия (бездействие) Общества квалифицированы по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами (т. 1, л.д. 66).
30.12.2010 первым заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Машлыкиным А.П. вынесено постановление N 2929/1, которым ООО УК "Ренессанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1, л.д. 10 - 11).
Общество не согласилось с указанным постановлением и, полагая, что названное постановление является незаконным и необоснованным, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции сделал вывод, что административным органом не представлены достаточные и бесспорные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО "УК "Ренессанс" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины в его совершении.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных названным Кодексом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами
Согласно пункту 3 Правил N 307 коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Коммунальными услугами надлежащего качества, являются коммунальные услуги, которые отвечают требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил N 307 закреплено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по отоплению относится к коммунальным услугам.
При этом под исполнителем понимаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил N 307).
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В силу пункта 75 Правил N 307 установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм, субъектом данного административного правонарушения может быть лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг в силу договорных отношений с энергоснабжающей организацией и в соответствии с положениями Правил N 307.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Обществом требований установленных Правилами.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда от 19.08.2010, собственниками помещений указанного жилого дома выбран способ управления домом - управляющей организацией, а управляющей организаций - ООО "УК "Ренессанс" (т. 1, л.д. 79 - 82).
ООО "УК "Ренессанс" заключило договор управления с собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома N 07-61-75 от 01.11.2010, в соответствии с пунктом 1.1 которого Общество приняло на себя обязательства по оказанию собственникам коммунальных услуг.
Таким образом, в силу вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации и положений договора управления обязанности по оказанию коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возложены на ООО "УК "Ренессанс".
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 5 Правил установлено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к вышеуказанным Правилам установлены требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, согласно которым температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем централизованного теплоснабжения должна составлять от +50 град. C до +75 град. C. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора составляет в ночное время не более чем на 5 град. C, в дневное время - не более чем на 3 град. C.
Нарушение ООО "УК "Ренессанс" Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам и пункта 5 обязательного приложения N 1 Правил N 307, выразившееся в несоответствии коммунальной услуги по горячему водоснабжению в части температурного показателя горячей воды собственникам помещений в доме N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а именно, в квартире N 33 в ванной она составила +32,0 град. C; в квартире N 51 температура в ванной составила +35 град. C, установлено судом первой инстанции, объективно подтверждается материалами дела и не опровергнуто Обществом.
Ссылаясь на отсутствие в действиях ООО "УК "Ренессанс" вины в совершении вменяемого административного правонарушения, управляющая организация считает, что выявленные административным органом нарушения возникли до принятия жилого дома N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда в управление ООО "УК "Ренессанс".
Так, ООО "УК "Ренессанс" ссылается на то обстоятельство, что циркуляционный теплопровод находится в ведении МУП "ВКХ", к жилому дому не подведен, таким образом у управляющей компании отсутствует возможность восстановить циркуляционный трубопровод на сетях не входящих в состав общего имущества и соответственно обеспечить нормальный температурный режим воды.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие циркуляционного трубопровода, которое имело место до принятия ООО "УК "Ренессанс" жилого дома в управление, само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
ООО "УК "Ренессанс" добровольно приняло в управление жилой дом N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда, при его принятии и заключении договора от 01.11.2010 на управление жилым домом знало о его техническом состоянии. В акте технического состояния многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, подписанном в том числе представителями ООО "УК "Ренессанс", в графе горячее водоснабжение указано - "отсутствует обратный трубопровод" (т. 1, л.д. 16 - 20).
С даты заключения договора управления многоквартирным домом управляющая организация является лицом, ответственным за предоставление собственникам помещений дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, надлежащего качества.
При этом указание в акте технического состояния многоквартирного дома на "отсутствие обратного трубопровода" не снимало и снимает с ООО "УК "Ренессанс" обязанности по обеспечению горячей водой надлежащего температурного режима.
Административным органом в данном случае доказано предоставление ООО "УК "Ренессанс" коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 7 по улице Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда не надлежащего качества.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО "УК "Ренессанс" необходимых и достаточных мер для обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества в материалах дела отсутствуют.
Представленное в материалы дела письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации г. Волгограда, датированное 29.04.2009, согласно которому бюджетом Волгограда не предусмотрена Программа восстановления циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения на 2009 - 2011 г.г., не является доказательством принятия ООО "УК "Ренессанс" необходимых и достаточных мер для обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальной услуги по горячему водоснабжению (т. 1, л.д. 21).
Ссылки ООО "УК "Ренессанс" на непродолжительный срок между принятием дома в управление (01.11.2010) и проведенной проверкой (22.12.2010), суд апелляционной инстанции отклоняет. Являясь лицом, ответственным за надлежащее оказание коммунальных услуг, ООО "УК "Ренессанс" за 2 месяца, предшествующие проверке, не произвело ни одного действия, направленного на соблюдение требований законодательства в части обязанности по обеспечению жителей спорного многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества. Не представлено таких доказательств и на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (16.06.2011).
Вина Общества в рассматриваемом случае состоит в бездействии.
С даты принятия многоквартирного дома N 7 по улице Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда, ООО "УК "Ренессанс", являясь исполнителем, ответственным за оказание коммунальных услуг и обеспечение нормативных параметров и режима коммунальных услуг (горячего водоснабжения), заведомо зная о причинах ненадлежащего качества коммунальной услуги по подаче горячей воды, не приняло всех возможных и зависящих от него мер.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований делать выводы о недоказанности вины ООО "УК "Ренессанс" во вменяемом нарушении и отсутствии возможности для соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года по делу N А12-1054/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей отказать.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211, статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2011 ПО ДЕЛУ N А12-1054/2011
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу N А12-1054/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Александровой Л.Б., Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года по делу N А12-1054/2011 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (г. Волгоград)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "ВКХ" (г. Волгоград)
об оспаривании постановления к административной ответственности N 2929/1 от 30.12.2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - ООО УК "Ренессанс", Общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - административный орган) от 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года заявление ООО УК "Ренессанс" удовлетворено. Суд первой инстанции признал незаконным и отменил вышеназванное постановление постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области.
Государственная жилищная инспекция Волгоградской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда первой инстанции от 08 апреля 2011 года и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества. В апелляционной жалобе административный орган настаивает на том, что в силу действующего законодательства Российской Федерации ООО "УК "Ренессанс" является исполнителем обязанности коммунальной услуги, приобретает коммунальные ресурсы и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется коммунальная услуга. Доводы управляющей компании об отсутствии циркуляционного трубопровода, по мнению административного органа, не являются основанием для освобождения ООО "УК "Ренессанс" от административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "УК "Ренессанс" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители сторон не явились. О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 94406 3, N 94404 9, N 94405 6, N 94403 2 с отметкой о вручении почтовых отправлений адресатам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 22.12.2010 на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Машлыкина А.П. N 2929 сотрудниками инспекции проведена выездная внеплановая проверка многоквартирного дома N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда.
В ходе проверки установлено, что температура горячей воды в точках разбора у потребителей ниже нормативного, а именно, на момент проверки в квартире N 33 в ванной она составила +32,0 град. C; в квартире N 51 температура в ванной составила +35 град. C.
Это, по мнению административного органа, является нарушением требований пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и пункта 5 обязательного приложения N 1 названных Правил.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 2929 от 22.12.2010 (т. 1, л.д. 59 - 62).
24.12.2010 по фактам выявленных нарушений в отношении ООО УК "Ренессанс" составлен протокол об административном правонарушении N 2929/1, которым действия (бездействие) Общества квалифицированы по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами (т. 1, л.д. 66).
30.12.2010 первым заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Машлыкиным А.П. вынесено постановление N 2929/1, которым ООО УК "Ренессанс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1, л.д. 10 - 11).
Общество не согласилось с указанным постановлением и, полагая, что названное постановление является незаконным и необоснованным, вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции сделал вывод, что административным органом не представлены достаточные и бесспорные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО "УК "Ренессанс" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины в его совершении.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных названным Кодексом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами
Согласно пункту 3 Правил N 307 коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Коммунальными услугами надлежащего качества, являются коммунальные услуги, которые отвечают требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил N 307 закреплено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по отоплению относится к коммунальным услугам.
При этом под исполнителем понимаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил N 307).
Согласно пункту 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В силу пункта 75 Правил N 307 установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, исходя из системного анализа вышеприведенных норм, субъектом данного административного правонарушения может быть лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг в силу договорных отношений с энергоснабжающей организацией и в соответствии с положениями Правил N 307.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Обществом требований установленных Правилами.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда от 19.08.2010, собственниками помещений указанного жилого дома выбран способ управления домом - управляющей организацией, а управляющей организаций - ООО "УК "Ренессанс" (т. 1, л.д. 79 - 82).
ООО "УК "Ренессанс" заключило договор управления с собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома N 07-61-75 от 01.11.2010, в соответствии с пунктом 1.1 которого Общество приняло на себя обязательства по оказанию собственникам коммунальных услуг.
Таким образом, в силу вышеперечисленных норм законодательства Российской Федерации и положений договора управления обязанности по оказанию коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возложены на ООО "УК "Ренессанс".
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 5 Правил установлено, что обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к вышеуказанным Правилам установлены требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, согласно которым температура горячей воды в точке разбора для закрытых систем централизованного теплоснабжения должна составлять от +50 град. C до +75 град. C. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора составляет в ночное время не более чем на 5 град. C, в дневное время - не более чем на 3 град. C.
Нарушение ООО "УК "Ренессанс" Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам и пункта 5 обязательного приложения N 1 Правил N 307, выразившееся в несоответствии коммунальной услуги по горячему водоснабжению в части температурного показателя горячей воды собственникам помещений в доме N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а именно, в квартире N 33 в ванной она составила +32,0 град. C; в квартире N 51 температура в ванной составила +35 град. C, установлено судом первой инстанции, объективно подтверждается материалами дела и не опровергнуто Обществом.
Ссылаясь на отсутствие в действиях ООО "УК "Ренессанс" вины в совершении вменяемого административного правонарушения, управляющая организация считает, что выявленные административным органом нарушения возникли до принятия жилого дома N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда в управление ООО "УК "Ренессанс".
Так, ООО "УК "Ренессанс" ссылается на то обстоятельство, что циркуляционный теплопровод находится в ведении МУП "ВКХ", к жилому дому не подведен, таким образом у управляющей компании отсутствует возможность восстановить циркуляционный трубопровод на сетях не входящих в состав общего имущества и соответственно обеспечить нормальный температурный режим воды.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие циркуляционного трубопровода, которое имело место до принятия ООО "УК "Ренессанс" жилого дома в управление, само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
ООО "УК "Ренессанс" добровольно приняло в управление жилой дом N 7 по ул. Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда, при его принятии и заключении договора от 01.11.2010 на управление жилым домом знало о его техническом состоянии. В акте технического состояния многоквартирного дома по вышеуказанному адресу, подписанном в том числе представителями ООО "УК "Ренессанс", в графе горячее водоснабжение указано - "отсутствует обратный трубопровод" (т. 1, л.д. 16 - 20).
С даты заключения договора управления многоквартирным домом управляющая организация является лицом, ответственным за предоставление собственникам помещений дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды, надлежащего качества.
При этом указание в акте технического состояния многоквартирного дома на "отсутствие обратного трубопровода" не снимало и снимает с ООО "УК "Ренессанс" обязанности по обеспечению горячей водой надлежащего температурного режима.
Административным органом в данном случае доказано предоставление ООО "УК "Ренессанс" коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 7 по улице Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда не надлежащего качества.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушения которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО "УК "Ренессанс" необходимых и достаточных мер для обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества в материалах дела отсутствуют.
Представленное в материалы дела письмо Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации г. Волгограда, датированное 29.04.2009, согласно которому бюджетом Волгограда не предусмотрена Программа восстановления циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения на 2009 - 2011 г.г., не является доказательством принятия ООО "УК "Ренессанс" необходимых и достаточных мер для обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальной услуги по горячему водоснабжению (т. 1, л.д. 21).
Ссылки ООО "УК "Ренессанс" на непродолжительный срок между принятием дома в управление (01.11.2010) и проведенной проверкой (22.12.2010), суд апелляционной инстанции отклоняет. Являясь лицом, ответственным за надлежащее оказание коммунальных услуг, ООО "УК "Ренессанс" за 2 месяца, предшествующие проверке, не произвело ни одного действия, направленного на соблюдение требований законодательства в части обязанности по обеспечению жителей спорного многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению надлежащего качества. Не представлено таких доказательств и на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (16.06.2011).
Вина Общества в рассматриваемом случае состоит в бездействии.
С даты принятия многоквартирного дома N 7 по улице Танкистов в Дзержинском районе г. Волгограда, ООО "УК "Ренессанс", являясь исполнителем, ответственным за оказание коммунальных услуг и обеспечение нормативных параметров и режима коммунальных услуг (горячего водоснабжения), заведомо зная о причинах ненадлежащего качества коммунальной услуги по подаче горячей воды, не приняло всех возможных и зависящих от него мер.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований делать выводы о недоказанности вины ООО "УК "Ренессанс" во вменяемом нарушении и отсутствии возможности для соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 апреля 2011 года по делу N А12-1054/2011 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области 30.12.2010 N 2929/1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей отказать.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211, статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
М.А.АКИМОВА
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)