Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Баглай Н.В. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д); Колесникова Е.С. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117Д); Соловьева Т.В. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/104Д); Яскина О.В., (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/89Д);
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Ткач Е.Р. (доверенность от 18.09.2012 N 010-10318);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 02.08.2012
по делу N А73-6966/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице Территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и районе имени Лазо
о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2012 N 118
установил:
открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) N 118 от 16.05.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к апелляционной жалобе, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ввиду не соответствия выводов суда материалам дела.
В судебном заседании представители общества настаивали на доводах заявленной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Управление Роспотребнадзора в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной, жалобы, дополнений к ней, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, дополнений к ней, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора установлено нарушение ОАО "ДЭК" ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно нарушены права потребителей, проживающих по адресу: <...>, на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге "Электроснабжение" (об объемах фактически потребленной в течение расчетного периода электроэнергии, о расчетах платы за электроэнергию).
Так, согласно информации ОАО "ДЭК" от 25.04.2012 N 288, от 02.05.2012 N 300, от 04.05.2012 N 302 (расчетов за общедомовое потребление за январь - март 2012, расчета платы за январь - март 2012 года), в многоквартирном жилом доме <...> установлен общедомовой прибор учета типа СТЭ - 561 П5-1 N 067162. В схеме подключения указанного прибора учета используются трансформаторы тока номиналом 150/5. При снятии показаний допущена ошибка, пропущена первая цифра в показаниях. В январе 2012 показания предыдущие составили - 08586,7, показания текущие - 09725,50. В феврале 2012 предыдущие составили - 09725,50, показания текущие - 00683,5. Недовысталение составило 56954 кВтч.
Таким образом, нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге "электроснабжение" в платежных документах (квитанциях) - объеме потребления и сумме, предъявленной к оплате, что является нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
По выявленному нарушению 11.05.2012 административным органом в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол об административном правонарушении N 118, а 16.05.2012 вынесено постановление N 118 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО "ДЭК" обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 38 Правил, в платежном документе (кроме прочего) указываются: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункта 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Судом установлено, что согласно расчетам за общедомовое потребление за январь - март 2012, расчета платы за январь - март 2012 года, в многоквартирном жилом доме <...> установлен общедомовой прибор учета типа СТЭ - 561 П5-1 N 067162. В схеме подключения указанного прибора учета используются трансформаторы тока номиналом 150/5. При снятии показаний допущена ошибка, пропущена первая цифра в показаниях. В январе 2012 показания предыдущие составили - 08586,7, показания текущие - 09725,50. В феврале 2012 предыдущие составили - 09725,50, показания текущие - 00683,5. Недовысталение составило 56954 кВтч.
Факт правонарушения, выразившийся в непредставлении гражданам-потребителям достоверной и полной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ОАО "ДЭК" налицо факт ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей по предоставлению информации о предоставляемых коммунальных услугах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ДЭК" указывает на то, что при расчете электрической энергии принимались во внимание показания ООО "Мухенские электрические сети", которые были получены от ООО УК "Смена".
Согласно пункту 3.1.7 договора энергоснабжения от 01.11.2010 заключенного между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Смена" (покупатель), покупатель обязан производить ежемесячно, совместно с представителем гарантирующего поставщика, снятие показаний общедомовых приборов учета на общедомовые нужды.
То есть, согласно договору энергоснабжения от 01.11.2010 снятие показаний общедомовых приборов учета производится совместно с представителем ОАО "ДЭК", который должен проверять и контролировать правильность показаний приборов учета во избежание ошибок любого характера. Однако, ОАО "ДЭК" ссылается только на неправильное снятие показаний и предоставление неправильной информации ООО "Мухенские электрические сети" и ООО УК "Смена".
Таким образом, у ОАО "ДЭК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие ОАО "ДЭК" правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что ОАО "ДЭК" уже ранее неоднократно привлекалось к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 02.03.2012 N 16; от 02.03.2012 N 26; от 23.03.2012, а также решениями Арбитражного суда от 12.09.2011 А73-7646/2011, от 12.12.2011 по делу А73-13685/2011, от 17.02.2012 N А73-15088/2011, от 21.02.2012 по делу А73-332/2012.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Доводы общества о том, что ОАО "ДЭК" не было извещено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении судом отклоняются как необоснованные.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии либо при надлежащем уведомлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Частями 1 и 2 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются, к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
04.05.2012 Управлением Роспотребнадзора составлено уведомление о времени и месте составления протокола, которое было направлено почтовой связью, а также по электронной почте ОАО "ДЭК" в г. Владивосток. Данное уведомление получено ОАО "ДЭК" 05.05.2012 (подтверждается письмом ОАО "Дальсвязь"). Протокол об административном правонарушении от 11.05.2012 в отношении ОАО "ДЭК" по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ составлен в присутствии представителя по доверенности по конкретному делу Буняевой Е.В.. Доверенность N ДЭК-20-15/865Д выдана 10.05.2012 ОАО "ДЭК" в лице законного представителя генерального директора Милуша В.В. на представление интересов ОАО "ДЭК" в ТО Управления в Вяземском, Бикинском и им. Лазо районах по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, возбужденному по факту нарушения ОАО "ДЭК" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" Закона "О защите прав потребителей", по уведомлению от 04.05.2012, с правом подписания протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
То есть, ОАО "ДЭК" и его законный представитель были уведомлены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, соответственно, процессуальные права юридического лица Управлением соблюдены.
Согласно статье 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с доверенностью N ДЭК-20-15/865Д, выданной по конкретному делу, Буняева Е.В. является законным представителем юридического лица в данном административном деле. Ей даны полномочия на представление интересов ОАО "ДЭК", в том числе, и при рассмотрении дела. 11.05.2012 ей было вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела, назначенного на 16.05.2012. В ходатайстве от 11.05.2012 Буняева Е.В. просит рассмотреть административное дело без участия представителей общества.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора 16.05.2012 N 118. Дело об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора рассмотрено полно объективно и всесторонне.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.08.2012 по делу N А73-6966/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2012 N 06АП-4030/2012 ПО ДЕЛУ N А73-6966/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. N 06АП-4030/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Баглай Н.В. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д); Колесникова Е.С. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/117Д); Соловьева Т.В. (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/104Д); Яскина О.В., (доверенность от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/89Д);
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Ткач Е.Р. (доверенность от 18.09.2012 N 010-10318);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 02.08.2012
по делу N А73-6966/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в лице Территориального отдела Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Вяземском, Бикинском и районе имени Лазо
о признании незаконным и отмене постановления от 16.05.2012 N 118
установил:
открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) N 118 от 16.05.2012 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 02.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к апелляционной жалобе, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ввиду не соответствия выводов суда материалам дела.
В судебном заседании представители общества настаивали на доводах заявленной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.
Управление Роспотребнадзора в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной, жалобы, дополнений к ней, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, дополнений к ней, отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением Роспотребнадзора установлено нарушение ОАО "ДЭК" ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно нарушены права потребителей, проживающих по адресу: <...>, на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге "Электроснабжение" (об объемах фактически потребленной в течение расчетного периода электроэнергии, о расчетах платы за электроэнергию).
Так, согласно информации ОАО "ДЭК" от 25.04.2012 N 288, от 02.05.2012 N 300, от 04.05.2012 N 302 (расчетов за общедомовое потребление за январь - март 2012, расчета платы за январь - март 2012 года), в многоквартирном жилом доме <...> установлен общедомовой прибор учета типа СТЭ - 561 П5-1 N 067162. В схеме подключения указанного прибора учета используются трансформаторы тока номиналом 150/5. При снятии показаний допущена ошибка, пропущена первая цифра в показаниях. В январе 2012 показания предыдущие составили - 08586,7, показания текущие - 09725,50. В феврале 2012 предыдущие составили - 09725,50, показания текущие - 00683,5. Недовысталение составило 56954 кВтч.
Таким образом, нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услуге "электроснабжение" в платежных документах (квитанциях) - объеме потребления и сумме, предъявленной к оплате, что является нарушением части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
По выявленному нарушению 11.05.2012 административным органом в отношении ОАО "ДЭК" составлен протокол об административном правонарушении N 118, а 16.05.2012 вынесено постановление N 118 о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ОАО "ДЭК" обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 37 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. Аналогичное требование содержится в части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 38 Правил, в платежном документе (кроме прочего) указываются: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункта 22 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Судом установлено, что согласно расчетам за общедомовое потребление за январь - март 2012, расчета платы за январь - март 2012 года, в многоквартирном жилом доме <...> установлен общедомовой прибор учета типа СТЭ - 561 П5-1 N 067162. В схеме подключения указанного прибора учета используются трансформаторы тока номиналом 150/5. При снятии показаний допущена ошибка, пропущена первая цифра в показаниях. В январе 2012 показания предыдущие составили - 08586,7, показания текущие - 09725,50. В феврале 2012 предыдущие составили - 09725,50, показания текущие - 00683,5. Недовысталение составило 56954 кВтч.
Факт правонарушения, выразившийся в непредставлении гражданам-потребителям достоверной и полной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ОАО "ДЭК" налицо факт ненадлежащего выполнения возложенных на него законом обязанностей по предоставлению информации о предоставляемых коммунальных услугах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ДЭК" указывает на то, что при расчете электрической энергии принимались во внимание показания ООО "Мухенские электрические сети", которые были получены от ООО УК "Смена".
Согласно пункту 3.1.7 договора энергоснабжения от 01.11.2010 заключенного между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Смена" (покупатель), покупатель обязан производить ежемесячно, совместно с представителем гарантирующего поставщика, снятие показаний общедомовых приборов учета на общедомовые нужды.
То есть, согласно договору энергоснабжения от 01.11.2010 снятие показаний общедомовых приборов учета производится совместно с представителем ОАО "ДЭК", который должен проверять и контролировать правильность показаний приборов учета во избежание ошибок любого характера. Однако, ОАО "ДЭК" ссылается только на неправильное снятие показаний и предоставление неправильной информации ООО "Мухенские электрические сети" и ООО УК "Смена".
Таким образом, у ОАО "ДЭК" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что действие ОАО "ДЭК" правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.8. КоАП РФ.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Кроме того, судом установлено, что ОАО "ДЭК" уже ранее неоднократно привлекалось к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, что подтверждается постановлениями о назначении административного наказания от 02.03.2012 N 16; от 02.03.2012 N 26; от 23.03.2012, а также решениями Арбитражного суда от 12.09.2011 А73-7646/2011, от 12.12.2011 по делу А73-13685/2011, от 17.02.2012 N А73-15088/2011, от 21.02.2012 по делу А73-332/2012.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Доводы общества о том, что ОАО "ДЭК" не было извещено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении судом отклоняются как необоснованные.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии либо при надлежащем уведомлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Частями 1 и 2 статьи 25.4 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются, к участию в производстве по делу об административном правонарушении, с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
04.05.2012 Управлением Роспотребнадзора составлено уведомление о времени и месте составления протокола, которое было направлено почтовой связью, а также по электронной почте ОАО "ДЭК" в г. Владивосток. Данное уведомление получено ОАО "ДЭК" 05.05.2012 (подтверждается письмом ОАО "Дальсвязь"). Протокол об административном правонарушении от 11.05.2012 в отношении ОАО "ДЭК" по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ составлен в присутствии представителя по доверенности по конкретному делу Буняевой Е.В.. Доверенность N ДЭК-20-15/865Д выдана 10.05.2012 ОАО "ДЭК" в лице законного представителя генерального директора Милуша В.В. на представление интересов ОАО "ДЭК" в ТО Управления в Вяземском, Бикинском и им. Лазо районах по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, возбужденному по факту нарушения ОАО "ДЭК" в лице филиала "Хабаровскэнергосбыт" Закона "О защите прав потребителей", по уведомлению от 04.05.2012, с правом подписания протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
То есть, ОАО "ДЭК" и его законный представитель были уведомлены о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, соответственно, процессуальные права юридического лица Управлением соблюдены.
Согласно статье 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенное юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с доверенностью N ДЭК-20-15/865Д, выданной по конкретному делу, Буняева Е.В. является законным представителем юридического лица в данном административном деле. Ей даны полномочия на представление интересов ОАО "ДЭК", в том числе, и при рассмотрении дела. 11.05.2012 ей было вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела, назначенного на 16.05.2012. В ходатайстве от 11.05.2012 Буняева Е.В. просит рассмотреть административное дело без участия представителей общества.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора 16.05.2012 N 118. Дело об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора рассмотрено полно объективно и всесторонне.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.08.2012 по делу N А73-6966/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)