Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 06.10.2005, 30.12.2005 ПО ДЕЛУ N А40-45435/05-87-374

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


6 октября 2005 г. Дело N А40-45435/05-87-374


Резолютивная часть решения оглашена 6 октября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2005 г.
Арбитражный суд в составе судьи М., протокол составлен судьей, с участием представителей сторон: от заявителя - Ш., дов. б/н от 01.09.2005, пасп. 45 01 110829, Г., дов. б/н от 25.07.2005, пасп. 46 5 025770, от заинтересованного лица - К., дов. N 02-19/11248 от 21.07.2005, удостов. УР N 000688 от 14.05.2005, рассмотрев дело по заявлению Государственного унитарного предприятия г. Москвы Дирекция единого заказчика района Ростокино к Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве от 20.06.2005 N 679/к и об обязании Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве возместить Государственному унитарному предприятию г. Москвы Дирекция единого заказчика района Ростокино НДС в размере 221501 руб. путем возврата на расчетный счет,
УСТАНОВИЛ:

заявителем предъявлено заявление к Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве от 20.06.2005 N 679/к и об обязании Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве возместить Государственному унитарному предприятию г. Москвы Дирекция единого заказчика района Ростокино НДС в размере 221501 руб. путем возврата на расчетный счет.
Заинтересованное лицо заявление не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, дополнительно представленные сторонами документы, выслушав доводы представителей сторон, суд установил, что заявление законно, обоснованно и подлежит удовлетворению
Как следует из пояснений налоговой инспекции относительно возмещения заявителю НДС, то налоговая инспекция указала на то, что из анализа законодательных норм ст. ст. 146, 171, 172, 173, 176 НК РФ следует, что в состав налогового вычета включается сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), в отношении тех товаров (работ, услуг), которые приобретаются им для реализации товаров (работ, услуг), и иных операций, облагаемых НДС.
В стоимость реализованных заявителем работ, услуг, заявленную в уточненной налоговой декларации, включена сумма, полученная от населения и юридических лиц за содержание и ремонт жилого фонда, вывоз мусора и другие подобные услуги (ТО жильцов, проживающих в муниципальном жилом фонде (неприватизированное жилье); ТО жильцов, живущих в приватизированных квартирах, вторичное жилье; вывоз ТБО, начисленные эксплуатационные расходы арендаторам муниципального нежилого фонда, оплата за эксплуатацию жилого фонда от ЖСК, вывоз ТБО по нежилому фонду крупногабаритного мусора, доходы жилищных организаций по отоплению; доходы за сбор платежей от населения по теплу Мостеплоэнерго (%), доходы от реализации ТМЦ (реагентов), доходы за выполнение функций госзаказчика по капремонту жилищного фонда и технадзор).
К расчету при формировании налоговой базы заявителем приняты все доходы по основной деятельности ДЕЗ: ТО, эксплуатация, вывоз мусора с учетом бюджетных средств, перечисленных ДЕЗ в счет выпадающих доходов в результате представления льгот отдельным категориям населения, доходы в виде процентов за сбор платежей (радио, страхование, коммунальные услуги), доходы за оказание услуг в виде выдачи справок и т.п., доходы за выполнение функций заказчика и технадзор (капремонт, содержание объектов внешнего благоустройства, авансы, полученные от арендаторов).
При формировании суммы вычета заявителем приняты к расчету все расходы, связанные с формированием доходной базы.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.
Свою деятельность заявитель осуществляет в соответствии с Уставом ГУП г. Москвы ДЕЗ района Ростокино, в соответствии с возложенными на него задачами: функции заказчика на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и нежилых помещений, принятию на баланс жилых домов, заключает договоры с ремонтно-эксплуатационными управлениями (предприятиями или другими аналогичными предприятиями, в том числе с частными фирмами), энерго- и водоснабжающими и др. специализированными организациями, обеспечивающими функционирование систем жизнеобеспечения зданий и прилегающих территорий.
Путем заключения договоров с различными организациями (ресурсоснабжающими, подрядчиками, оказывающими услуги по уборке, в т.ч. прилегающих территорий, вывоз мусора, вывоз ТБО и т.п.) заявитель осуществляет возложенные на него задачи по содержанию и управлению жилищным фондом.
Фактически осуществляют все перечисленные выше работы и оказывают услуги другие организации, тогда как заявитель выступает в роли организатора указанных работ и услуг и, следовательно, сам не реализует эти услуги и работы.
Пунктом 2.2 постановления правительства г. Москвы от 24.02.1998 N 142 и п. 9 распоряжения мэра Москвы N 619РМ от 23.11.1995 установлено, что с 01.01.1996 ДЕЗ районов г. Москвы получают и используют средства на эксплуатацию жилищного фонда (плату за техобслуживание, вывоз ТБО, эксплуатационный сбор, оплату жилья), полученные из бюджета, от нанимателей, от арендаторов и собственников помещений в жилых домах, а также из других источников как средства целевого финансирования.
Все средства, получаемые заявителем от ресурсоснабжающих организаций, подрядчиков, других организаций в виде комиссионного вознаграждения; от населения в виде платежей за ТО, коммунальные и другие услуги, а также средства, получаемые от организации конкурсов, являются целевыми и компенсируют бюджетное недофинансирование и, следовательно, не являются выручкой, подлежащей налогообложению НДС.
В соответствии с Приказом Минфина России от 11.12.2002 из бюджета финансируется возмещение плановых убытков организаций ЖКХ (финансирование капремонта жилищного фонда, текущего благоустройства). Эти средства являются целевыми на основании ст. 38 БК РФ и не подлежат обложению НДС.
Поскольку заявителем не подтверждена правомерность вычета, то, соответственно, у инспекции не возникает обязанности возместить НДС в требуемой сумме.
В соответствии с пп. 10 п. 2 ст. 149 Кодекса услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилом фонде всех форм собственности не облагаются НДС. Согласно ст. 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ данная норма вводится в действие с 01.01.2004.
Относительно правомерности принятого решения N 679/к от 20.06.05 заинтересованное лицо указало на то, что основанием к отказу инспекцией в возмещении НДС заявителю явилось то обстоятельство, что им не велся раздельный учет сумм налога по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, в нарушение требований п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 12 ст. 167 НК РФ.
ГУП г. Москвы района Ростокино осуществляло операции, не облагаемые НДС (предоставление в пользование жилых помещений всех форм собственности), предусмотренные ст. 149 НК РФ. Поскольку в представленных в инспекцию декларациях отсутствуют сведения в разд. 5 "Операции, не подлежащие налогообложению", что позволило налоговой инспекции сделать вывод об отсутствии ведения раздельного учета операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС.
В соответствии с п. 4 ст. 170 Кодекса при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в т.ч. основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Как усматривается из материалов дела, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки Государственного унитарного предприятия г. Москвы Дирекция единого заказчика района Ростокино по НДС по представленному 22.03.2005 перерасчету за февраль 2004 г., заинтересованное лицо приняло обжалуемое решение N 679/к от 20.06.2005.
В связи с выявленными ошибками 21.03.2005 заявитель предоставил в Инспекцию ФНС России N 16 по г. Москве уточненные налоговые декларации по НДС за январь, февраль, март, апрель, май, июнь 2004 г.
Согласно представленной налоговой декларации за февраль месяц 2004 г. налогоплательщику подлежит возмещению из бюджета НДС в размере 221501 руб.
22.03.05 заявителю было вручено требование заинтересованного лица о представлении документов для камеральной проверки (N 06-11/607 от 22.03.2005).
В соответствии с данным требованием предприятие предоставило для проверки запрошенные документы, что подтверждается сопроводительным письмом N 420 от 07.04.05.
21.07.2005 письмом N 1025, по истечении 3-месячного срока с даты подачи уточненных налоговых деклараций, заявитель в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ подал в инспекцию заявление о принятии решения о возврате 2620735 руб. (в т.ч. 221501 руб. за февраль 2004 г.) на расчетный счет и направлении решения о возврате в течение двух недель с момента получения указанного заявления на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
04.07.2005 представителем предприятия получено решение налоговой инспекции от 20.06.2005 N 679/к.
Суд не согласен с мнением налоговой инспекции относительно ссылки на п. 2.2 постановления правительства Москвы от 24.02.1998 N 142 "О расчетах за жилищные услуги и отопление", поскольку данным пунктом прямо указано, что средства от населения в виде разницы между ставками оплаты услуг относятся на доходы жилищных организаций.
Ответчик также сослался на п. 9 распоряжения мэра Москвы N 619-РМ от 23.11.95, которым устанавливалось, что "с 1 января 1996 г. дирекции единого заказчика районов получают и используют средства на эксплуатацию жилищного фонда, полученные из бюджета от нанимателей, арендаторов и собственников помещений в жилых домах, а также из других источников, как средства целевого финансирования". Данную норму следует толковать, оценивая нормативную базу жилищно-коммунального хозяйства, действовавшую в период выхода распоряжения.
В период с 05.01.1989 по 27.09.2003 правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда основывались на государственной системе использования, технического обслуживания и обеспечения сохранности жилищного фонда (п. 1.1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 8).
В период 1993 г. - 1995 г. правительство г. Москвы своим постановлением N 955 "О ходе реформы системы управления городом" определило, что функции по управлению жилищным фондом города осуществляют специализированные унитарные предприятия - ДЭЗ. Распоряжением мэра N 619-РМ от 23.11.95 утвержден Типовой устав ДЭЗ, из п. 2.1 которого следует, что целями создания предприятия являются выполнение работ, связанных с управлением жилым и нежилым фондом, переданным в установленном порядке в хозяйственное ведение предприятия и управление.




15.10.03 зарегистрировано Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроя России) от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (МЮ РФ, рег. N 5176), п. 2 которого на территории РФ был отменен Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 января 1989 г. N 8 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Преамбулой к разделу "Основные положения" Приказа N 170 установлено, что указанный документ является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.




Пунктом 1.1 вышеуказанного Постановления установлено, что выполнение установленных нормативов по содержанию и ремонту должно обеспечиваться собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Таким образом, управляющая жилым фондом организация нормативно признана организацией, обслуживающей жилищный фонд.
Из положений Постановления Госстроя N 170 следует, что техническое обслуживание жилого фонда включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния.
Начиная с 2004 г. заявитель включал платежи по техническому обслуживанию от жильцов в состав собственных доходов.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у ДЭЗ оборотов по реализации населению услуги техобслуживания жилищного фонда противоречит бюджетному законодательству. Финансирование на покрытие убытка из бюджета по статье 130130ЭКР перечислялось заявителю как организации, осуществляющей реализацию населению услуги по государственной цене.
Подрядные организации, с которыми у ДЭЗ заключены договоры, являются плательщиками НДС с оборотов по собственной реализации работ и услуг (текущий ремонт жилого фонда, вывоз ТБО и КГМ, благоустройство придомовых территорий и т.д.).
Население оплачивает с НДС услугу по техобслуживанию жилого фонда, исходя из утвержденной правительством Москвы ставки (тарифу) за 1 кв. м.




Информация о необходимости включения в налогооблагаемую базу по НДС платы за техобслуживание (содержание и текущий ремонт жилищного фонда) доведена до налогоплательщиков такими документами налоговых органов, как Письмо МНС России от 16.02.2004 N 03-1-08/435/17, Письмо МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15 "Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за второе полугодие 2003 года - 1-й кв. 2004 года", Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина от 10.06.2004 N 03-03-09/17, Письмо Управления МНС по Московской области от 30.03.2004 N 06-21/5545 "О порядке применения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" после 1 января 2004 года сохраняется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно ст. 671 ГК РФ предоставление собственником жилого помещения или управомоченным им лицом (наймодателем) другой стороне (нанимателю) жилого помещения за плату во владение и пользование для проживания в нем осуществляется на основе договора найма жилого помещения. В связи с этим в рамках указанной нормы пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается только плата за наем жилого помещения.
Что касается услуг по техническому ремонту, санитарному обслуживанию мест общего пользования, содержанию лифтового хозяйства жилого фонда, оказываемых жилищно-эксплуатационными организациями" как нанимателям, так и собственникам жилого помещения, то операции по реализации таких услуг подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (Письмо Минфина РФ от 10 июня 2004 г. N 03-03-09/17).
В соответствии со статьей 149 НК РФ определен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При этом в соответствии со ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. Согласно требованиям п. 4 ст. 170 НК РФ для налогоплательщиков, осуществляющих облагаемые и необлагаемые НДС операции, суммы налога учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС (п. 2 ст. 170); принимаются к вычету либо учитываются в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых НДС.
Из толкований положения ст. 149 и ст. 170 НК РФ следует вывод о наличии обязанности налогоплательщика по ведению раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 НК РФ. В случае если налогоплательщик осуществляет операции, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с главой 21 (ст. 146 НК РФ), а также операции, подлежащие налогообложению, Налоговым кодексом не установлена обязанность налогоплательщика по ведению раздельного учета. Применение вычета по НДС ДЭЗ осуществляется на основании статей 171, 172 НК РФ.
Довод налогового органа о невозможности определения из положений учетной политики заявителя для целей налогообложения методики списания сумм НДС является неправомерным, поскольку заявитель в 2004 г. применял метод определения налоговой базы "по отгрузке", что отражено в п. 3.15 Учетной политики для целей налогообложения, утв. Приказом N 153 от 30.12.2003, которая была представлена в налоговый орган по его требованию.
Каких-либо иных требований к положениям учетной политики для целей налогообложения НДС, в частности по определению методики списания сумм НДС, принимаемых к вычету, НК РФ не содержит.
Для налогоплательщиков, осуществляющих как налогооблагаемые, так и освобожденные от НДС операции, методика ведения раздельного учета и применения налоговых вычетов установлена непосредственно НК РФ, а именно п. 4 ст. 170 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих только налогооблагаемые операции, порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ, которая устанавливает, что налоговый вычет производится на основании счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Поскольку действующим законодательством РФ установлены единственно возможный метод ведения раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ) и метод применения налогового вычета (п. 1 ст. 172 НК РФ), заявитель руководствовался в своей деятельности общим порядком применения налогового вычета согласно ст. 172 НК РФ.
Действующие в РФ нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат положений о ведении "раздельного учета" выручки от реализации продукции (работ, услуг) или затрат, связанных с получением указанной выручки. Для целей ведения бухгалтерского учета в РФ установлены требования по организации синтетического и аналитического учета фактов хозяйственной деятельности предприятий.


Все требования по организации аналитического учета в данных бухгалтерского учета выполняются заявителем, что подтверждается распечатками по аналитическим счетам бухгалтерского учета, а именно по счетам 90, 91, которые ведутся по видам доходов.
Заявитель в 2004 г. осуществлял только операции, облагаемые НДС, в связи с чем у заявителя отсутствует необходимость в ведении раздельного учета, что подтверждается материалами дела (в частности книгами покупок, продаж).




РЕШИЛ:

признать незаконным решение Инспекции ФНС России N 16 по г. Москве N 679/к от 20.06.2005, как не соответствующее ч. 2 НК РФ.
Обязать ИФНС России N 16 по г. Москве возместить ГУП г. Москвы ДЭЗ Ростокино НДС путем возврата на расчетный счет - 221501 руб.
Возвратить истцу из федерального бюджета госпошлину в размере 7930 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. ст. 257, 259, 275, 276 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)