Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2009 N Ф10-4509/09 ПО ДЕЛУ N А64-3050/08-9

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. N Ф10-4509/09

Дело N А64-3050/08-9

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2009 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "КомСервисПлюс", г. Тамбов, на решение Арбитражного суда Тамбовской обл. от 2 декабря 2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2009 г. по делу N А64-3050/08-9,
установил:

Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы", г. Тамбов, (далее ОАО "Тамбовские коммунальные системы"), обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс", г. Тамбов, (далее ООО "КомСервисПлюс"), о взыскании 1642263 руб. 38 коп. долга по договору на поставку воды и отвод сточных вод N 2519 от 30.11.2007, 3503 руб. 12 коп. неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Администрация г. Тамбова.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2008 иск удовлетворен.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ООО "КомСервисПлюс" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тамбовской области от 02.12.2008 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 как незаконных.
В судебном заседании представители ООО "КомСервисПлюс" и Администрации г. Тамбова поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ОАО "Тамбовские коммунальные системы" доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, дело направить в Арбитражный суд Тамбовской области для нового рассмотрения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "КомСервисПлюс" (заказчик) заключен договор N 2519 на поставку воды и отвод сточных вод от 30.11.2007, по условиям которого ресурсоснабжающая организация поставляет питьевую воду и отводит сточные воды из жилых домов, обслуживаемых заказчиком, в канализацию города, а заказчик - принимает и оплачивает указанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора
В соответствии с п. 3.1 договора, при отсутствии приборов учета (их неисправности) учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по договорным величинам, рассчитанным по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан, согласованным сторонами в Приложении N 1. По согласованию сторон договорная величина корректируется не чаще одного раза в квартал на основании данных МУП "ЕРЦ" и предоставляемых в РСО заказчиком. В случае отсутствия согласованной договорной величины в Приложении N 1 учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется в соответствии с п. 77 Правил пользования системами водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Согласно п. 5.3 договора, расчеты за отпущенную воду и водоотведение производятся в срок до 11 числа месяца, следующего за расчетным по действующим тарифам, утвержденным регулирующим органом.
В обоснование заявленных требований ОАО "Тамбовские коммунальные системы" ссылается на то, что услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные заказчику в апреле и мае 2008, оплачены последним не в полном объеме. При этом, разногласия у сторон возникли в части оплаты счетов, выставленных истцом на оплату коммунального ресурса, поставленного в дома ответчика, не оборудованные приборами учета, и рассчитанного истцом в соответствии с п. 3.1 договора N 2519 от 30.11.2007 и п. 77 Правил N 167.
Ненадлежащее исполнение ООО "КомСервисПлюс" обязательства по оплате указанных услуг, и наличие в связи с этим у последнего задолженности в сумме 1642263 руб. 38 коп., послужило основанием для обращения ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом, отклоняя доводы ответчика о том, что расчет стоимости указанных услуг истец должен был произвести в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", арбитражный суд исходил из того, что данные правила не подлежат применению к спорным отношениям.
Суд кассационной инстанции считает, что данные выводы суда сделаны без учета требований закона и фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, покупка коммунального ресурса осуществлялась ответчиком для нужд жилых домов, обслуживанием которых он занимается. При этом ООО "КомСервисПлюс" соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 указанных Правил, согласно которому "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее Правила), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В пункте 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07, требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов.
Поскольку указанная правовая норма носит императивный характер и должна применяться независимо от ее включения в условия договора, вывод арбитражного суда о невозможности применения к спорным отношениям положений вышеуказанных Правил, не основан на законе.
Кроме того, к моменту рассмотрения спора арбитражным апелляционным судом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума от 21.04.2009 указал на необходимость применения к спорным отношениям положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившем в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.12.2008 по делу N А64-5558/08-13 редакция абзаца 3 п. 3.1 договора N 2519 от 30.11.2007 признана противоречащей ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации п. п. б. п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, так как приводит к многократному (в 5-6 раз) завышению объемов отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод и ущемляет права и интересы не только управляющей организации - ООО "КомСервисПлюс", но и потребителей - жителей многоквартирных домов, на которых ложится бремя оплаты завышенных объемов коммунальных услуг.
Ссылка арбитражного суда на то, что указанное решение не имеет преюдициального значения, поскольку в рамках данного дела рассматривались не вопросы урегулирования спора участников гражданских правоотношений, а вопросы пресечения нарушения антимонопольного законодательства, не основана на законе.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 2 Постановления Пленума от 23 июля 2009 г. N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств", при подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших. В ходе рассмотрения дела суд исследует указанные обстоятельства, которые, будучи установленными вступившим в законную силу судебным актом, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении иска об оспаривании договора с участием тех же лиц (часть 2 статьи 69 АПК РФ). Судам также следует иметь в виду, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело. В том случае, если суд, рассматривающий второе дело, придет к иным выводам, он должен указать соответствующие мотивы.
Указанные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не были учтены арбитражным апелляционным судом, мотивы по которым выводы арбитражного суда по делу N А64-5558/08-13 о несоответствии абзаца 3 п. 3.1 договора N 2519 от 30.11.2007 требованиям закона не приняты во внимание, не указаны.
Как следует из материалов дела, обязанность по предоставлению информации МУП "ЕРЦ" о количестве проживающих граждан в домах, в которых отсутствуют приборы учета, спорным договором (п. 3.1) возложена на ответчика. ООО "КомСервисПлюс" указанные данные истцу представило. Предоставление управляющей организацией каких-либо иных данных ни заключенным между сторонами договором, ни действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с этим, вывод арбитражного суда о том, что ответчику следовало также представить дополнительные данные для определения объема водопотребления, не основан на имеющихся в деле доказательствах и требованиях закона.
Из материалов дела не усматривается и то, что истцом запрашивались от ответчика какие-либо сведения, необходимые для расчета объема оказанных услуг по нормативам потребления, установленным в г. Тамбове.
Арбитражный суд в нарушение требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дал надлежащей оценки доводам ответчика о том, что информация о техническом состоянии спорных домов и степени их благоустройства, необходимая, по мнению истца, для определения объема водопотребления, была ему известна, поскольку ранее истец уже поставлял коммунальный ресурс в указанные дома, обслуживаемые в то время другой управляющей организацией.
Учитывая, что заявленные истцом требования, расчет иска, исходя из требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не были предметом исследования и оценки арбитражного суда, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить объем спорных обязательств ответчика, исходя из императивных правовых норм, установленных действующим законодательством, и с учетом требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность доказывания объема поставленного коммунального ресурса лежит на истце, разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской обл. от 2 декабря 2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2009 г. по делу N А64-3050/08-9 отменить и дело направить в Арбитражный суд Тамбовской обл. для нового рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)