Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 15 августа 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Евдокимова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Н. Соколовой, рассмотрел дело N А60-25638/2012 по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - Заявитель)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга (далее - Ответчик)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от Заявителя: Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 02.04.2012.
от Ответчика: Е.В. Наливкин, представитель по доверенности от 12.01.12.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель и Ответчик приобщили к материалам дела письменный отзыв и копии документов.
Заявитель просит признать незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
Ответчик представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, 12.05.12 в результате непосредственного обнаружения, на основании обращения жителей дома N 13 по адресу г. Екатеринбург, ул. Мельковская, установлен факт включения в платежный документ (квитанцию об оплате) платы за услуги по электроэнергии общедомовое потребление за текущий месяц, а также за предыдущий расчетный период (январь, февраль 2011 года) в нарушение п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В этом же платежном документе имеется графа с указанием следующей информации: "по решению управляющей компании за общедомовое потребление за каждый расчетный период в квитанциях будет предъявляться к оплате не более 70 рублей от суммы корректировки по услуге холодное водоснабжение, не более 100 рублей по услуге электроэнергии, общая сумма и остаток отражаются информационно".
Нарушение, выразившееся в неправомерном включении в расчетный документ платы за общедомовое потребление электроэнергии за расчетный период, не соответствующий законодательно установленному расчетному периоду, квалифицировано административным органом как иное нарушение ценообразования и послужило основанием для составления в отношении общества 12.05.12 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 22.05.12 о привлечении Заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Заявитель обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства суд полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в соответствии с пунктами 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Подпунктом "г" п. 38 Правил установлено, что в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии исходя из норматива потребления.
В соответствии с п. 14 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения сформулировано следующим образом: нарушение порядка расчетов с потребителями, а именно указание в платежном документе размера платы за электроэнергию за расчетный период, не соответствующий установленному Правилами.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется его диспозицией.
В диспозицию ст. 14.6 КоАП РФ включены действия по занижению регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Указание в диспозиции статьи на иное нарушение ценообразования предусматривает нарушение в сфере установленного нормативными актами порядка формирования цены.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" понятие ценообразования в сфере электроэнергетики определяется как процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Цена (тариф) определяется как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Таким образом действующим законодательством установлен порядок формирования цены, тарифа, надбавок, применяемых в расчетах за потребленную электроэнергию.
При расчетах с потребителями за потребленные коммунальные ресурсы (в настоящем случае за электроэнергию) предъявляется плата, рассчитанная с применением установленного в процессе ценообразования тарифа.
В рассматриваемом случае Заявителю вменяется нарушение установленного порядка расчета платы за коммунальную услугу (электроэнергию), который предусматривает включение в платежный документ платы за расчетный период (месяц). Иными словами, вместо платы за один расчетный период, как это предусмотрено Правилами, предъявлены плата за несколько расчетных периодов.
Нарушений установленного порядка формирования цены (в частности, некорректное применение установленных цен, применение неустановленных цен, тарифов) в действиях общества не выявлено.
Принимая во внимание изложенное суд полагает, что вменяемое нарушение не может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ как иное нарушение ценообразования.
Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.12 по делу N А60-15204/2012.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, привлечение Заявителя к ответственности следует признать незаконным, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 22.05.12 N 70 о назначении административного наказания.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.08.2012 ПО ДЕЛУ N А60-25638/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2012 г. по делу N А60-25638/2012
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 15 августа 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Евдокимова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Н. Соколовой, рассмотрел дело N А60-25638/2012 по заявлению
закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (далее - Заявитель)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе г. Екатеринбурга (далее - Ответчик)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от Заявителя: Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 02.04.2012.
от Ответчика: Е.В. Наливкин, представитель по доверенности от 12.01.12.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель и Ответчик приобщили к материалам дела письменный отзыв и копии документов.
Заявитель просит признать незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
Ответчик представил отзыв.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, 12.05.12 в результате непосредственного обнаружения, на основании обращения жителей дома N 13 по адресу г. Екатеринбург, ул. Мельковская, установлен факт включения в платежный документ (квитанцию об оплате) платы за услуги по электроэнергии общедомовое потребление за текущий месяц, а также за предыдущий расчетный период (январь, февраль 2011 года) в нарушение п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В этом же платежном документе имеется графа с указанием следующей информации: "по решению управляющей компании за общедомовое потребление за каждый расчетный период в квитанциях будет предъявляться к оплате не более 70 рублей от суммы корректировки по услуге холодное водоснабжение, не более 100 рублей по услуге электроэнергии, общая сумма и остаток отражаются информационно".
Нарушение, выразившееся в неправомерном включении в расчетный документ платы за общедомовое потребление электроэнергии за расчетный период, не соответствующий законодательно установленному расчетному периоду, квалифицировано административным органом как иное нарушение ценообразования и послужило основанием для составления в отношении общества 12.05.12 протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела вынесено постановление от 22.05.12 о привлечении Заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, Заявитель обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства суд полагает, что требования Заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно вышеуказанным Правилам размер платы оказанных услуг рассчитывается исходя из показаний приборов учета в соответствии с пунктами 16, 21, 22 23, 24, 28, 31 Правил, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 32 Правил.
Подпунктом "г" п. 38 Правил установлено, что в платежном документе, предоставляемом исполнителем услуг потребителю, указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, при расчетах за электроэнергию с использованием коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета, либо при их отсутствии исходя из норматива потребления.
В соответствии с п. 14 Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения сформулировано следующим образом: нарушение порядка расчетов с потребителями, а именно указание в платежном документе размера платы за электроэнергию за расчетный период, не соответствующий установленному Правилами.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется его диспозицией.
В диспозицию ст. 14.6 КоАП РФ включены действия по занижению регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Указание в диспозиции статьи на иное нарушение ценообразования предусматривает нарушение в сфере установленного нормативными актами порядка формирования цены.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" понятие ценообразования в сфере электроэнергетики определяется как процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Цена (тариф) определяется как система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Таким образом действующим законодательством установлен порядок формирования цены, тарифа, надбавок, применяемых в расчетах за потребленную электроэнергию.
При расчетах с потребителями за потребленные коммунальные ресурсы (в настоящем случае за электроэнергию) предъявляется плата, рассчитанная с применением установленного в процессе ценообразования тарифа.
В рассматриваемом случае Заявителю вменяется нарушение установленного порядка расчета платы за коммунальную услугу (электроэнергию), который предусматривает включение в платежный документ платы за расчетный период (месяц). Иными словами, вместо платы за один расчетный период, как это предусмотрено Правилами, предъявлены плата за несколько расчетных периодов.
Нарушений установленного порядка формирования цены (в частности, некорректное применение установленных цен, применение неустановленных цен, тарифов) в действиях общества не выявлено.
Принимая во внимание изложенное суд полагает, что вменяемое нарушение не может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ как иное нарушение ценообразования.
Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.12 по делу N А60-15204/2012.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку оспариваемое постановление административного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения, привлечение Заявителя к ответственности следует признать незаконным, что является основанием для отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 22.05.12 N 70 о назначении административного наказания.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ЕВДОКИМОВ И.В.
ЕВДОКИМОВ И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)