Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6126

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N 33-6126

(извлечение)


Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. об оспаривании решения администрации г. Владивостока от 06.12.2011 года N 580-р/1176у об отказе в переводе нежилого помещения в жилое по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11 апреля 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя заявителя Я., представителя администрации г. Владивостока С., судебная коллегия
установила:

О. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что она, являясь собственником нежилого помещения, расположенного в г. Владивостоке, <...>, 31.10.2011 года обратилась в администрацию г. Владивостока с заявлением о переводе данного помещения в жилое с требованием о проведении его переустройства и перепланировки. Решением N 580-р/1176у от 06.12.2011 года в удовлетворении ее заявления отказано в связи с непредставлением плана переводимого помещения с его техническим описанием и несоответствием проекта переустройства и перепланировки нежилого помещения требованиям законодательства о запрете на размещение жилых помещений в подвальных и цокольных этажах. Она считает данное решение незаконным, так как ей были представлены в полном объеме документы, перечисленные в статье 23 ЖК РФ, и орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов. В соответствии с подготовленным ей проектом переустройства и перепланировки спорное нежилое помещение фактически расположено на надземном этаже дома с отметкой пола не ниже планировочной отметки земли, что позволяет говорить о том, что переводимое помещение соответствует установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам. Заключение о возможности перевода помещения из нежилого в жилое и сведения о его нахождении в надземном этаже проверены Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, которое является уполномоченным органом, обладающим необходимыми специальными познаниями и компетенцией в данном вопросе. Полагая, что принятым решением нарушены ее права, О. просила признать незаконным решение администрации г. Владивостока об отказе в переводе нежилого помещения в жилое и обязать орган местного самоуправления принять соответствующее решение.
В судебном заседании представитель заявителя Я. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации г. Владивостока А. не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что заявителем не доказано нарушение ее прав и законных интересов оспариваемым решением, и нежилое помещение, с заявлением о переводе которого обратилась О., не отвечает установленным требованиям.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11 апреля 2012 года заявленные О. требования удовлетворены, решение администрации г. Владивостока от 06.12.2011 года N 580-р/1176у об отказе в переводе нежилого помещения в жилом доме <...> в жилое помещение с требованием о проведении переустройства и перепланировки признано незаконным, администрация г. Владивостока обязана принять решение о переводе указанного нежилого помещения в жилое.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Владивостока просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Удовлетворяя заявление О., суд принял во внимание Проект перепланировки и переустройства нежилого помещения, выполненный ООО "Консалтинговая компания Арктур Эксперт", в пункте 3.3 пояснительной записки которого указано, что спорное нежилое помещение расположено в надземном этаже 2/3-х этажного кирпичного жилого дома с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли. Суд посчитал представленный заявителем Проект достаточным подтверждением соответствия переводимого нежилого помещения по своим санитарным и гигиеническим характеристикам требованиям, предъявленным к жилым помещениям.
Такой вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно статье 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1). Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4).
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 28.01.2006 года N 47, установлены требования к жилому помещению и порядок признания жилого помещения пригодным для проживания.
В силу пункта 23 указанного Положения отметка пола жилого помещения, расположенного на первом этаже, должна быть выше планировочной отметки земли. Размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года N 1301, установлено, что государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Согласно пункту 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года N 921, определено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Согласно выписке из технического паспорта от 05.04.2006 года, выданной отделением по г. Владивостоку филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Приморскому краю (л.д. 21), переводимое нежилое помещение расположено на цокольном этаже жилого дома, расположенного в г. Владивостоке, <...>. Документов, подтверждающих внесение изменений в технический паспорт указанного жилого дома в сведения о его этажности в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в материалах дела не имеется. Представленный заявителем Проект перепланировки и переустройства нежилого помещения, переводимого в жилое, таким документом не является, поскольку выполнившее данный проект ООО "Консалтинговая компания Арктур Эксперт" не является органом, уполномоченным на осуществление государственного технического учета жилищного фонда в Российской Федерации.
Кроме того, возлагая на администрацию г. Владивостока обязанность принять в соответствии с законом решение о переводе нежилого помещения в жилом доме <...> в жилое помещение с проведением его переустройства и перепланировки, суд необоснованно подменил собой государственный орган, наделенный компетенцией по осуществлению государственного технического учета жилищного фонда в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления на законном основании отказал заявителю в переводе нежилого помещения в жилое помещение в связи с тем, что переводимое нежилое помещение не отвечает установленным требованиям. Поэтому оспариваемое решение администрации г. Владивостока соответствует требованиям закона, не нарушают прав и законных интересов О., что в силу части 4 статьи 258 ГПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11 апреля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления О. об оспаривании решения администрации города Владивостока "Об отказе в переводе нежилого помещения в жилом доме <...> в жилое помещение с требованием о проведении переустройства и перепланировки переводимого помещения" от 06.12.2011 года N 580-р/1176у отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)