Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 03 октября 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/3531
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.10.2006.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края по делу N А73-17300/2005-31 Арбитражного суда Хабаровского края по иску товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" к Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, 3-и лица: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Хабаровского края, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, о взыскании 86738,78 руб.
Товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" (далее по тексту - ТСЖ "ЖСК N 22") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании 86738,78 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 в период с 01.01.2002 по 01.01.2005. Третьими лицами к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ, УФК Минфина РФ по Хабаровскому краю и Министерство финансов Хабаровского края.
Определением суда от 29.12.2005 Российская Федерация в лице Минфина РФ и Хабаровский край в лице Минфина Хабаровского края привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
До принятия решения суда истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований и просил взыскать 84570,17 руб.
Решением суда от 12.05.2006 исковые требования в заявленном размере с учетом их уточнения удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ.
Считает, что возложение на субъект РФ обязанности по финансированию рассматриваемых расходов противоречит действующему законодательству, разграничивающему расходные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители истца и Финансового департамента г. Хабаровска с жалобой не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с неполным возмещением ТСЖ "ЖСК N 22" его расходов по предоставлению гражданам в период с 01.01.2002 по 01.01.2005 субсидий на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 в целях реализации статьи 15 Закона рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению населению субсидий. Бюджету Хабаровского края на указанные цели выделено из федерального бюджета в 2002 году 85047,2 тыс. руб. Кроме того, на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, направлены запланированные на указанные цели собственные средства субъекта РФ в размере 138722200 руб.
В 2003 году из федерального бюджета на финансирование данных расходов Хабаровскому краю выделено 147151,500 тыс. рублей и в 2004 году - 134118 тыс. руб. За счет средств краевого бюджета направлено соответственно 164198,3 тыс. руб. и 93382,7 тыс. руб. Названные средства распределены по муниципальным образованиям и направлены последними по целевому назначению.
Вместе с тем объем переданных в указанный период из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ средств не удовлетворил потребность Хабаровского края в финансировании расходов предприятий, предоставивших гражданам жилищно-коммунальные услуги с учетом субсидий.
При указанных обстоятельствах при отсутствии доказательств передачи муниципальному образованию необходимых финансовых средств на осуществление государственных полномочий по реализации Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", суд правомерно освободил от ответственности по возмещению убытков истца Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, что соответствует федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Хабаровского края, суд исходил из того, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление гражданам субсидий, обязанность по их финансированию возложена на субъект РФ, который не предусмотрел при формировании бюджета на эти цели достаточных средств.
Однако данный вывод суда является ошибочным, поскольку сделан без учета положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Кроме того, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривающим предоставление компенсаций (субсидий) гражданам органами государственного управления и местного самоуправления, источник финансирования указанных компенсаций (субсидий) не определен. При этом положения Постановления Правительства РФ N 887 предусматривают право, а не обязанность субъекта Российской Федерации планировать соответствующие расходы при формировании бюджета, поскольку носят рекомендательный характер.
Статьей 72 Конституции РФ и статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что означает право установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательства по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ".
Из материалов дела не усматривается, что при расчете гражданам субсидий применялись стандарты социальной площади жилья, превышающие федеральные стандарты, как и установление региональных стандартов, увеличивающих объем финансирования спорных.
При таких обстоятельствах с учетом вышеназванных нормативных правовых актов финансирование рассматриваемых льгот относится к полномочиям Российской Федерации. Поскольку органы исполнительной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансированием реализацию Федерального закона, установившего гражданам льготы, возникшие в связи с этим убытки истца подлежат возмещению за счет казны РФ в лице Минфина РФ. Решение суда от 12.05.2006 в связи с изложенным следует отменить с принятием нового решения о взыскании 84570,17 руб. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В случае исполнения отмененного судебного акта арбитражному суду произвести поворот исполнения в порядке статей 325 - 326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 12.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17300/2005-31 в части взыскания 84570 руб. 17 коп. отменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" убытки - 84570 руб. 17 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 03.10.2006, 26.09.2006 N Ф03-А73/06-1/3531 ПО ДЕЛУ N А73-17300/2005-31
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 03 октября 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/3531
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2006. Полный текст постановления изготовлен 03.10.2006.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края по делу N А73-17300/2005-31 Арбитражного суда Хабаровского края по иску товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" к Финансовому департаменту Администрации города Хабаровска, 3-и лица: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Хабаровского края, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю, о взыскании 86738,78 руб.
Товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" (далее по тексту - ТСЖ "ЖСК N 22") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании 86738,78 руб. расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 в период с 01.01.2002 по 01.01.2005. Третьими лицами к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ, УФК Минфина РФ по Хабаровскому краю и Министерство финансов Хабаровского края.
Определением суда от 29.12.2005 Российская Федерация в лице Минфина РФ и Хабаровский край в лице Минфина Хабаровского края привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
До принятия решения суда истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований и просил взыскать 84570,17 руб.
Решением суда от 12.05.2006 исковые требования в заявленном размере с учетом их уточнения удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Министерство финансов Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, поскольку они не устанавливают источником финансирования указанных расходов средства субъекта РФ.
Считает, что возложение на субъект РФ обязанности по финансированию рассматриваемых расходов противоречит действующему законодательству, разграничивающему расходные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители истца и Финансового департамента г. Хабаровска с жалобой не согласились, просили решение суда оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с неполным возмещением ТСЖ "ЖСК N 22" его расходов по предоставлению гражданам в период с 01.01.2002 по 01.01.2005 субсидий на основании ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Статьей 15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 в целях реализации статьи 15 Закона рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании на основе действующей бюджетной классификации расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению населению субсидий. Бюджету Хабаровского края на указанные цели выделено из федерального бюджета в 2002 году 85047,2 тыс. руб. Кроме того, на финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий, направлены запланированные на указанные цели собственные средства субъекта РФ в размере 138722200 руб.
В 2003 году из федерального бюджета на финансирование данных расходов Хабаровскому краю выделено 147151,500 тыс. рублей и в 2004 году - 134118 тыс. руб. За счет средств краевого бюджета направлено соответственно 164198,3 тыс. руб. и 93382,7 тыс. руб. Названные средства распределены по муниципальным образованиям и направлены последними по целевому назначению.
Вместе с тем объем переданных в указанный период из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ средств не удовлетворил потребность Хабаровского края в финансировании расходов предприятий, предоставивших гражданам жилищно-коммунальные услуги с учетом субсидий.
При указанных обстоятельствах при отсутствии доказательств передачи муниципальному образованию необходимых финансовых средств на осуществление государственных полномочий по реализации Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", суд правомерно освободил от ответственности по возмещению убытков истца Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, что соответствует федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Хабаровского края, суд исходил из того, что в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими предоставление гражданам субсидий, обязанность по их финансированию возложена на субъект РФ, который не предусмотрел при формировании бюджета на эти цели достаточных средств.
Однако данный вывод суда является ошибочным, поскольку сделан без учета положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также Постановления Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Кроме того, Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривающим предоставление компенсаций (субсидий) гражданам органами государственного управления и местного самоуправления, источник финансирования указанных компенсаций (субсидий) не определен. При этом положения Постановления Правительства РФ N 887 предусматривают право, а не обязанность субъекта Российской Федерации планировать соответствующие расходы при формировании бюджета, поскольку носят рекомендательный характер.
Статьей 72 Конституции РФ и статьей 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 01.01.2005) вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что означает право установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательства по их финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ. Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании указанных расходов не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ".
Из материалов дела не усматривается, что при расчете гражданам субсидий применялись стандарты социальной площади жилья, превышающие федеральные стандарты, как и установление региональных стандартов, увеличивающих объем финансирования спорных.
При таких обстоятельствах с учетом вышеназванных нормативных правовых актов финансирование рассматриваемых льгот относится к полномочиям Российской Федерации. Поскольку органы исполнительной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансированием реализацию Федерального закона, установившего гражданам льготы, возникшие в связи с этим убытки истца подлежат возмещению за счет казны РФ в лице Минфина РФ. Решение суда от 12.05.2006 в связи с изложенным следует отменить с принятием нового решения о взыскании 84570,17 руб. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В случае исполнения отмененного судебного акта арбитражному суду произвести поворот исполнения в порядке статей 325 - 326 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-17300/2005-31 в части взыскания 84570 руб. 17 коп. отменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу товарищества собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив N 22" убытки - 84570 руб. 17 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)