Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2012 ПО ДЕЛУ N А12-3764/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2012 г. по делу N А12-3764/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новострой" (ОГРН1103459003230 ИНН 3441038772 г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 марта 2012 года по делу N А12-3764/2012, принятое судьей Середа Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новострой" (ОГРН 1103459003230 ИНН 3441038772 г. Волгоград)
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (ОГРН 1063460031580 ИНН 3445079787 г. Волгоград)
об отмене постановления,

установил:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06 марта 2012 года обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новострой" (далее - ООО "УК Новострой") отказано в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области (далее - Инспекция) по Волгоградской области от 26.01.2012 г. N 30-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ООО "УК Новострой" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановление N 30-а от 26.01.2012 г. по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу в отношении ООО "УК Новострой" прекратить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве Инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК Новострой" без удовлетворения.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалобы граждан на основании распоряжения от 10.01.2012 г. N 30 Инспекцией 18 января 2012 г. проведена внеплановая проверка ООО "УК Новострой" на предмет проверки доводов жалобы и соблюдения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстрой РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В ходе обследования многоквартирного жилого дома N 69 по ул. Ополченской г. Волгограда, который находится в управлении ООО "УК Новострой" с 01.06.2011 г. на основании итогов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 20.05.2011 г., выявлено следующее:
- - подвальное помещение подтоплено, уровень жидкости 3-5 см, чем нарушены требования п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила), п. 3.4.1., 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее ПиН);
- - в помещении цокольного этажа в месте расположения теплового узла наблюдается течь стыкового соединения трубопровода ливневой канализации, что не соответствует требованиям п. 10 Правил, п. 4.6.1.1., 4.6.4.1. ПиН;
- - на межэтажных лестничных клетках отопительные приборы отсутствуют, также частично отсутствует остекление лестничных клеток, в подъезде отсутствует тамбурная дверь, чем нарушены требования пп. 3.2.2., 4.7.1., 4.7.2., 5.2.1., 5.2.3 ПиН;
- - в подъезде штукатурный и окрасочный слой стен и потолков, металлические ограждения и поручни лестниц имеют повреждения, сколы, трещины, отслоения, на металлическом ограждении межэтажных площадок наблюдаются изгибы и отклонения от вертикали, имеются повреждения и отслоения керамической плитки от покрытия пола, чем нарушены требования п. 10 Правил, п. п. 3.2.8., 4.4.1., 4.8.1., 4.8.6., 4.8.13 ПиН.
Выявленные недостатки отражены в акте проверки N 30 от 18.01.2012 г., составленного Инспекцией в присутствии законного представителя ООО "УК Новострой".
В связи с чем, в отношении ООО "УК Новострой" 20.01.2012 г. составлен протокол N 30-2 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22. КоАП РФ.
Не согласившись с решением Инспекции, ООО "УК Новострой" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области об отмене постановления Инспекции от 26.01.2012 г. N 30-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. В обоснование своих требований указывал на то, что отсутствует вина ООО "УК Новострой" в правонарушении, поскольку им приняты все необходимые меры по надлежащему содержанию многоквартирного дома. Инспекцией не учтено, что ежемесячные начисления по тарифу на содержание общего имущества дома не позволяют надлежащим образом содержать данное имущество.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекцией представлены доказательства в подтверждение вины ООО "УК Новострой" в указанном правонарушении, нарушений порядка привлечения ООО "УК Новострой" к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ст. 7.22. КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ, осуществляется по договору управления многоквартирным домов, который заключается между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Содержание состава общего имущества предусмотрено и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
В соответствии с п. 2 Правил в состав общего имущества включается:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);5
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что перечисленные требования ООО "УК Новострой" не исполнены, в связи с чем вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа.
В Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения, в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Данная позиция нашла отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом находится в управлении ООО "УК Новострой" с 01.06.2011 г., в связи с чем, у ООО "УК Новострой" отсутствовала реальная возможность устранить все недостатки, не может быть принят судом, так как ООО "УК Новострой", в том числе не были выполнены работы, связанные с подготовкой дома к отопительному сезону. Доказательства тому, что ООО "УК Новострой" в определенные сроки планируется устранить выявленные недостатки ни Инспекции, ни суду не представлены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 марта 2012 года по делу N А12-3764/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)