Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Закамская управляющая компания" (ОГРН 1045901247490, ИНН 5908028659): Поварницына Л.М., паспорт, доверенность от 04.04.2012,
от заинтересованного лица Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): представитель не явился, извещены наделжащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Закамская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 года
по делу N А50-5503/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ООО "Закамская управляющая компания"
к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 01.03.2012 г. N 93,
установил:
ООО "Закамская управляющая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления от 01.03.2012 г. N 93 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 г. (резолютивная часть от 10 мая 2012 г.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Закамская управляющая компания" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит отменить обжалуемый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, указав на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, в связи с чем находит постановление административного органа о признании правонарушения малозначительным незаконным.
Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края представила письменный отзыв, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представителя не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.01.2012 г. в адрес Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края из Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по подведомственности поступило обращение Баевой С.М. о непредставлении ей информации организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом. Установив в действиях ООО "Закамская управляющая компания" признаки административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, административный орган в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составил протокол об административном правонарушении от 02.08.2011 г. и в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.55 КоАП РФ, вынес постановление от 01.03.2012 г. N 93, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, но в связи с признанием правонарушения малозначительным производство по делу об административном правонарушении было прекращено, обществу объявлено устное замечание.
Не согласившись с выводами административного органа о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, признанного малозначительным, ООО "Закамская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, признавая законным оспариваемое обществом постановление, суд первой инстанции указал на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (вступившей в действие с 18.12.2011) нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Требование к раскрытию организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, информации, установленных Стандартом, содержится в ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011), в соответствии с которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 9 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- охрана подъезда;
- охрана коллективных автостоянок;
- учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В силу подп. "б" п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта).
В п. 17 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и(или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и(или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п. 20 Стандарта).
Из материалов дела следует, что 24.11.2011 г. Баевой С.М., проживающей по адресу <...>, у управляющей компании запрошены сведения об оплате ею денежных сумм на содержание жилья и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 2008 г. по 2011 г. включительно; в связи с непредставлением в установленный срок ответа, Баева С.М. обратилась в Государственную инспекцию вневедомственного контроля, которой действия управляющей компании были расценены как непредставление информации, предусмотренной Стандартом, образующие событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, запрашиваемые Баевой С.М. сведения не являются той информацией, которая в соответствии со Стандартами должна быть представлена управляющей компанией заявителю.
Поскольку информация, о предоставлении которой заявлено Баевой С.М., как следует из постановления административного органа, запрошена в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, следовало руководствоваться совокупностью нормативных положений, предусмотренных подп. "б" п. 3 и подп. "б" п. 9 Стандарта.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации (Росстата) от 03.08.2011 N 343 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" и Приказом Росстата от 20.11.2009 N 269 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства приводятся в разделе 2, состоящего из 3 частей, к первой отнесены доходы и расходы, ко второй - объемы и направления использования финансовых средств, к третьей - дебиторская и кредиторская задолженности. Данные по всем показателям раздела распределяются по видам жилищно-коммунальных услуг (гр. 3-10). Формирование общих экономических показателей данного раздела и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и данными первичного учета. В разделе 3 "Оплата населением жилищно-коммунальных услуг" отражаются данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на предоставление услуг. В графе 3 по строкам 43-62 приводятся данные о начисленных (предъявленных) населению жилищно-коммунальных платежах за соответствующие виды услуг. В графе 4 - данные о фактически собранных в отчетном периоде с населения платежах за жилищно-коммунальные услуги с учетом оплаты задолженности за предыдущие годы. В графе 10 показывается общая площадь жилых помещений обслуживаемого жилищного фонда, то есть фонда, по которому начисляются проживающим в нем гражданам платежи за соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Стандарты содержат требования к предоставлению информации основных общих показателей финансово-хозяйственной деятельности организации жилищно-коммунального хозяйства по видам жилищно-коммунальных услуг, а не содержат требования по предоставлению информации по оплате денежных средств на содержание жилья и текущий ремонт общего имущества конкретным потребителем, как на то было указано в заявлении Баевой С.М.Истребуемая информация является иной, нежели указанная в Стандарте, значение указанных информаций и цели их получения различны. Об оплате указанных в заявлении сумм Баевой С.М. должно быть известно из квитанций-извещений, в соответствии с которыми потребитель производил оплату, из которых отдельной строкой выделяется начисление подлежащих к уплате сумм за содержание жилья и текущий ремонт. Сверку фактических платежей по предъявленным квитанциям-извещениям потребителю можно произвести путем получения информации в управляющей компании; в рассматриваемом же случае истребуемая информация не будет относиться к сведениям, получаемым в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, соответственно, отказ в предоставлении либо непредставлении информации, не поименованной в подп. "б" п. 3 и подп. "б" п. 9 Стандартов, нарушение которых вменено обществу административным органом, не образует объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения влечет отсутствие его состава, соответственно, положения ст. 2.9 КоАП о признании правонарушения малозначительным применению не подлежат. Поскольку общество освобождено от административной ответственности по нереабилитирующим основаниям, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 года по делу N А50-5503/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 01.03.2012 N 93, вынесенное в отношении ООО "Закамская управляющая компания".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.08.2012 N 17АП-6857/2012-АК ПО ДЕЛУ N А50-5503/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. N 17АП-6857/2012-АК
Дело N А50-5503/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "Закамская управляющая компания" (ОГРН 1045901247490, ИНН 5908028659): Поварницына Л.М., паспорт, доверенность от 04.04.2012,
от заинтересованного лица Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): представитель не явился, извещены наделжащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Закамская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 года
по делу N А50-5503/2012,
принятое судьей Дубовым А.В.,
по заявлению ООО "Закамская управляющая компания"
к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 01.03.2012 г. N 93,
установил:
ООО "Закамская управляющая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления от 01.03.2012 г. N 93 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 г. (резолютивная часть от 10 мая 2012 г.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Закамская управляющая компания" обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит отменить обжалуемый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, указав на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, в связи с чем находит постановление административного органа о признании правонарушения малозначительным незаконным.
Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края представила письменный отзыв, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представителя не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.01.2012 г. в адрес Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края из Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по подведомственности поступило обращение Баевой С.М. о непредставлении ей информации организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом. Установив в действиях ООО "Закамская управляющая компания" признаки административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, административный орган в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составил протокол об административном правонарушении от 02.08.2011 г. и в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.55 КоАП РФ, вынес постановление от 01.03.2012 г. N 93, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, но в связи с признанием правонарушения малозначительным производство по делу об административном правонарушении было прекращено, обществу объявлено устное замечание.
Не согласившись с выводами административного органа о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, признанного малозначительным, ООО "Закамская управляющая компания" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, признавая законным оспариваемое обществом постановление, суд первой инстанции указал на доказанность в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции находит ошибочными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (вступившей в действие с 18.12.2011) нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, влечет административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Требование к раскрытию организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, информации, установленных Стандартом, содержится в ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18.06.2011), в соответствии с которой управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 9 Стандарта предусмотрено, что в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В соответствии с п. 10 Стандарта в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- охрана подъезда;
- охрана коллективных автостоянок;
- учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В силу подп. "б" п. 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (п. 5 Стандарта).
В п. 17 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и(или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и(или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации (п. 20 Стандарта).
Из материалов дела следует, что 24.11.2011 г. Баевой С.М., проживающей по адресу <...>, у управляющей компании запрошены сведения об оплате ею денежных сумм на содержание жилья и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 2008 г. по 2011 г. включительно; в связи с непредставлением в установленный срок ответа, Баева С.М. обратилась в Государственную инспекцию вневедомственного контроля, которой действия управляющей компании были расценены как непредставление информации, предусмотренной Стандартом, образующие событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, запрашиваемые Баевой С.М. сведения не являются той информацией, которая в соответствии со Стандартами должна быть представлена управляющей компанией заявителю.
Поскольку информация, о предоставлении которой заявлено Баевой С.М., как следует из постановления административного органа, запрошена в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, следовало руководствоваться совокупностью нормативных положений, предусмотренных подп. "б" п. 3 и подп. "б" п. 9 Стандарта.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации (Росстата) от 03.08.2011 N 343 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" и Приказом Росстата от 20.11.2009 N 269 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства приводятся в разделе 2, состоящего из 3 частей, к первой отнесены доходы и расходы, ко второй - объемы и направления использования финансовых средств, к третьей - дебиторская и кредиторская задолженности. Данные по всем показателям раздела распределяются по видам жилищно-коммунальных услуг (гр. 3-10). Формирование общих экономических показателей данного раздела и отражение этих показателей по соответствующим строкам формы осуществляется на основании бухгалтерского синтетического и аналитического учета в соответствии с нормативно-законодательными актами по бухгалтерскому учету и данными первичного учета. В разделе 3 "Оплата населением жилищно-коммунальных услуг" отражаются данные о стоимости оказанных населению жилищно-коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, суммах компенсаций из бюджетов всех уровней на предоставление социальной поддержки и субсидий гражданам, возмещении населением затрат на предоставление услуг. В графе 3 по строкам 43-62 приводятся данные о начисленных (предъявленных) населению жилищно-коммунальных платежах за соответствующие виды услуг. В графе 4 - данные о фактически собранных в отчетном периоде с населения платежах за жилищно-коммунальные услуги с учетом оплаты задолженности за предыдущие годы. В графе 10 показывается общая площадь жилых помещений обслуживаемого жилищного фонда, то есть фонда, по которому начисляются проживающим в нем гражданам платежи за соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, Стандарты содержат требования к предоставлению информации основных общих показателей финансово-хозяйственной деятельности организации жилищно-коммунального хозяйства по видам жилищно-коммунальных услуг, а не содержат требования по предоставлению информации по оплате денежных средств на содержание жилья и текущий ремонт общего имущества конкретным потребителем, как на то было указано в заявлении Баевой С.М.Истребуемая информация является иной, нежели указанная в Стандарте, значение указанных информаций и цели их получения различны. Об оплате указанных в заявлении сумм Баевой С.М. должно быть известно из квитанций-извещений, в соответствии с которыми потребитель производил оплату, из которых отдельной строкой выделяется начисление подлежащих к уплате сумм за содержание жилья и текущий ремонт. Сверку фактических платежей по предъявленным квитанциям-извещениям потребителю можно произвести путем получения информации в управляющей компании; в рассматриваемом же случае истребуемая информация не будет относиться к сведениям, получаемым в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, соответственно, отказ в предоставлении либо непредставлении информации, не поименованной в подп. "б" п. 3 и подп. "б" п. 9 Стандартов, нарушение которых вменено обществу административным органом, не образует объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения влечет отсутствие его состава, соответственно, положения ст. 2.9 КоАП о признании правонарушения малозначительным применению не подлежат. Поскольку общество освобождено от административной ответственности по нереабилитирующим основаниям, оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
При данных обстоятельствах апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 мая 2012 года по делу N А50-5503/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить Постановление Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 01.03.2012 N 93, вынесенное в отношении ООО "Закамская управляющая компания".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.ЯСИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)