Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Киселевой О.Н., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности б/н от 12.01.2012; Барановой А.Н., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 07-06/00284 от 03.02.2012; Феофилактовой О.Ю., главного государственного налогового инспектора отдела налогообложения по доверенности N 07-24/009177 от 16.04.2012; Мандрыкиной О.В., государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок по доверенности N 07-05/000129 от 16.01.2012;
- от ЗАО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4": Сиваковой М.Я., представителя по доверенности б/н от 30.12.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 по делу N А48-4227/2011 (судья Капишникова Т.И.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4" (ОГРН 1075742002258) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4" (далее - Общество, ЗАО "ЖРЭУ N 4") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными полностью решений от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", от 15.08.2011 N 51 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и требования N 2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2011 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ЖРЭУ N 4" путем возмещения в форме возврата из федерального бюджета НДС в сумме 641 619 руб. за 4 кв. 2008 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными полностью решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2011. Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Орлу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ЖРЭУ N 4".
Требование о признании недействительным решения от 15.08.2011 N 51 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с данным решением в части удовлетворения требований Общества, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в указанной части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговый орган полагает, что в рассматриваемом случае, выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, производимого по решению собственников этих домов о проведении такого ремонта, не входит в обязанности управляющей организации в рамках договора управления. Также налоговый орган указывает на отсутствие у Общества полномочий на осуществление такого ремонта, а также, что плата за оказание услуги по проведению капитального ремонта с собственников многоквартирных домов не взималась. Вследствие чего, по мнению налогового органа, Общество является только связующим звеном между государством, собственниками многоквартирных домов и подрядными организациями и у ЗАО "ЖРЭУ N 4", отсутствует такой объект налогообложения налогом на добавленную стоимость как реализация подрядных работ собственникам помещений в этом доме. При отсутствии объекта налогообложения по НДС по данным работам у Общества не возникает и права на вычет по НДС по принятым совместно с собственниками помещений в этих домах подрядным работам по капитальному ремонту, осуществляемому для собственников помещений в многоквартирных домах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение арбитражного суда от 31.01.2012 без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным. Общество полагает, что спорные денежные средства, включая денежные средства, поступающие от жильцов в оплату капитального ремонта, не создают налоговой базы по НДС в силу положений пункта 2 статьи 154 НК РФ, а условия для применения налогового вычета по НДС по счетам-фактурам подрядных организаций Обществом соблюдены.
По существу, доводы апелляционной жалобы Инспекции касаются только обжалуемой им части решения суда.
Общество не заявило о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявляли, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд проверяет законность решения Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган представлена уточненная N 3 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года. Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт проверки N 1074 от 13.07.2011 и вынесено решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением ЗАО "ЖРЭУ N 4" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% в сумме 188 612,4 руб., также Обществу начислены пени по НДС в сумме 14 042,4 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 943 062 руб.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 943 062 руб. за 4 квартал 2008 года, соответствующих пеней и штрафа за неполную уплату налога послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении ЗАО "ЖРЭУ N 4" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 1 670 542 руб., уплаченной им контрагентам - подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, в отношении которых Общество является управляющей компанией, в той части, в которой эти работы оплачены за счет денежных средств, поступивших Обществу из бюджетов различных уровней.
Как посчитал налоговый орган, поскольку денежные средства, поступившие Обществу из бюджета на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", являются субсидиями (субвенциями), представляемыми бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством, и они не включаются в налогооблагаемую базу Общества по налогу на добавленную стоимость в силу положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и не увеличивают ее в порядке, установленном статьей 162 НК РФ, то Общество в данной части не совершает операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, оно не имеет и права на включение в состав налоговых вычетов сумм налога, уплаченного контрагентам в цене выполненных ими работ по капитальному ремонту за счет денежных средств, поступивших из бюджета.
Ссылаясь на ст. ст. 146, 154, 162, 166, 171 НК РФ РФ, ст. ст. 28, 38 Бюджетного кодекса РФ, ст. 159 Жилищного кодекса РФ Инспекция пришла к выводу, что возмещение ЗАО "ЖРЭУ N 4" НДС означало бы, что ЗАО "ЖРЭУ N 4" получило бы из бюджета часть денежных средств, которые ранее были предоставлены в рамках осуществления федеральной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в качестве целевого финансирования исключительно для проведения капитального ремонта. Общество, являясь лишь посредником между подрядными организациями, осуществляющими ремонт, и собственниками имущества, не несло никаких затрат и не выполнял никаких работ. Принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, влечет к повторному возмещению налога из бюджета.
Решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было обжаловано ЗАО "ЖРЭУ N 4" в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управлением ФНС по Орловской области вынесено решение N 208 от 03.10.2011 об оставлении решении налогового без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В связи с неисполнением Общества решения N 317 от 15.08.2011 в добровольном порядке 11.10.2011 в адрес Общества выставлено требование N 2017 об уплате в срок до 31.10.2011 НДС в общей сумме 943 062 руб., пени по НДС- 14 042 руб. и штрафа в сумме 188 611,6 руб.
Не согласившись с решением налогового органа N 317 от 10.06.2011 и требованием N 2017 от 11.10.2011 Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области.
Арбитражный суд обоснованно посчитал позицию налогового органа ошибочной, не соответствующей закону и имеющимся в деле доказательствам исходя из следующего.
Согласно уставу ЗАО "ЖРЭУ N 4" основными видами деятельности Общества являются управление многоквартирными жилыми домами, управление эксплуатацией жилого фонда.
В проверяемом периоде ЗАО "ЖРЭУ N 4" в качестве управляющей компании, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", осуществляло капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств собственников помещений.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЖРЭУ N 4" является управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Орел Московское шоссе д. 113а, д. 169, ул. Раздольная, д. 86, на основании договоров управления многоквартирными домами от 28.09.2007, от 20.11.2007, от 12.09.2007.
Статьей 143 НК РФ Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для применения налоговых вычетов, как это следует из статьи 169 НК РФ, являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке, расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
Из изложенных правовых норм следует, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право на уменьшение подлежащих уплате ими в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по осуществляемым ими операциям, признаваемым объектами налогообложения названным налогом, на сумму налога, выставленную им контрагентами при приобретении у них товаров (работ, услуг) для осуществления этих операций.
В целях применения налоговых вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения по соответствующим налогам и принятия к учету данных товаров (работ, услуг). У налогоплательщика должны иметься надлежащим образом оформленные первичные учетные документы на приобретение товаров (работ, услуг) и счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ, с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Данные документы должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
При этом к операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, относятся операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 НК РФ, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; а под реализацией товаров, работ, услуг статьей 39 НК РФ понимается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно статье 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон N 185-ФЗ) создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Закона N 185-ФЗ.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона Главой Администрации г. Орла постановлением N 3338 от 13.10.2008 утвержден порядок предоставления субсидий на долевое финансирование адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Орла на 2008 год (далее - Порядок), согласно которому субсидии предоставляются организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на основании соглашений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателями субсидий является в числе других и ЗАО "ЖРЭУ N 4".
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления своей уставной деятельности Общество, являясь управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных жилых домов, осуществляло капитальный ремонт находящихся в его управлении жилых домов с привлечением подрядных организаций.
С указанной целью ЗАО "ЖРЭУ N 4" (заказчик) были заключены договоры подряда с ООО "Строительное управление N 5" и ООО "Ореллифт" (подрядчики) на выполнение работ по замене лифтового оборудования от 25.11.08 NN 31-л, 32-л, 33-л (т. 1, л. 73-77, 90-94, 108-112).
Подрядными организациями произведены работы по капитальному ремонту жилых домов, что подтверждается представленными в дело первичными документами (т. 1, л. 78-88, 95-106, 113-140), и выставлены Обществу счета-фактуры за декабрь 2008 года на общую сумму 10 951 340 руб., в том числе НДС - 1 670 543,49 руб. (т. 1, л. 89, 107, 141).
Суд установил, что в соответствии с порядком оплаты работ по капитальному ремонту, предусмотренным Законом N 185-ФЗ, на расчетный счет Общества за капитальный ремонт домов поступали денежные средства от собственников жилья в размере 5% стоимости ремонта (т. 2, л. 141-156, т. 3 л. 1-3), также на оплату 95% стоимости ремонта ЗАО "ЖРЭУ N 4" получена субсидия (т. 1, л.д. 45-48; т. 2, л.д. 110-119). Факты, что перечисленные Обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы по целевому назначению, Обществом выполнены все условия заключенных с распорядителем субсидий договоров налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается получение Обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками на основании заключенных с ними договоров.
Выполненные работы по капитальному ремонту приняты Обществом от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в свою очередь, переданы собственникам квартир.
При формировании налоговой базы в целях исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, Общество отразило в налоговой декларации по налогу за 4 квартал 2008 года выручку от реализации работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в сумме, поступившей от собственников квартир в этих домах. Суммы субсидий на капитальный ремонт, поступивших из бюджета, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость включены не были.
Одновременно в состав налоговых вычетов по налогу обществом была включена вся сумма налога, предъявленная ему подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
Из изложенного следует, что выполняемые ЗАО "ЖРЭУ N 4" операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и они учтены Обществом в налоговой базе по налогу в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах.
При этом то обстоятельство, что в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включены суммы, поступившие Обществу из бюджета в качестве субсидий, не является основанием для квалификации совершенных Обществом операций не подпадающими под налогообложение названным налогом в той части, в какой выполненные ремонтные работы оплачены за счет этих денежных средств, поскольку это противоречит положениям статей 146 и 154 Кодекса.
Операции, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, перечислены в пункте 2 статьи 146 Кодекса, и в указанном перечне отсутствуют операции по реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Напротив, абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса прямо предусмотрено, что выручка от совершения таких операций, определяемая как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога без учета сумм субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у налогового органа отсутствовали основания для распределения суммы налога, уплаченной ЗАО "ЖРЭУ N 4" своим контрагентам в цене выполненных ими ремонтных работ, на налог, приходящийся на ту часть работ, которая оплачена за счет денежных средств собственников квартир и на налог, оплаченный за счет денежных средств, поступивших из бюджета, и для признания в указанной связи неправомерно предъявленным налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 1 670 543 руб. (по тому основанию, что данный вычет приходится на операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Применительно к формированию налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, своей налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость по правилам статьи 154 НК РФ и к использованию налоговых вычетов по правилам статей 171, 172 НК РФ, источник поступления денежных средств для компенсации расходов (убытков) налогоплательщика, связанных с реализаций таких товаров (работ, услуг), не имеет правового значения для квалификации осуществляемых операций как объектов налогообложения налогом по статье 146 НК РФ.
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, а у Общества отсутствуют не исполненные обязанности по уплате налога в бюджет, у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 14 042,13 руб.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В действиях общества отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Следовательно, налоговым органом необоснованно начислен штраф за неуплату налога в размере 188 612,40 руб.
В силу пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой статьей 11 Налогового кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, процедура принудительного взыскания налога, пеней и санкций, при условии наличия у налогоплательщика неисполненных налоговых обязанностей, представляет собой ряд взаимосвязанных действий, включающих, в том числе, вынесение решения о привлечении к ответственности и выставление требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
В этой связи отсутствие законного решения о привлечении к ответственности, которое является основанием для вынесения всех остальных актов, или его принятие с нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, исключает возможность возбуждения в отношении налогоплательщика процедуры принудительного взыскания налога, сбора, пени, а также штрафа (в том числе, выставление требования об уплате налога) или влечет недействительность указанных актов в случае их принятия.
Следовательно, поскольку требование N 2017 об уплате, налога, пени, сбора, штрафа по состоянию на 11.10.2011, которым ЗАО "ЖРЭУ N 4" было предложено уплатить недоимку в сумме 943 042 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 042,13 руб. и штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 186 611,60 руб., было выставлено Инспекцией на основании решения о привлечении к ответственности N 317 от 15.08.2011, являющегося незаконным, то данный ненормативный акт также является незаконным.
Исходя из всего изложенного, суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения или отмены решения суда от 31.01.2012 в обжалуемой Инспекцией части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 по делу N А48-4227/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2012 ПО ДЕЛУ N А48-4227/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу N А48-4227/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей: Скрынникова В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Киселевой О.Н., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности б/н от 12.01.2012; Барановой А.Н., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности N 07-06/00284 от 03.02.2012; Феофилактовой О.Ю., главного государственного налогового инспектора отдела налогообложения по доверенности N 07-24/009177 от 16.04.2012; Мандрыкиной О.В., государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок по доверенности N 07-05/000129 от 16.01.2012;
- от ЗАО "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4": Сиваковой М.Я., представителя по доверенности б/н от 30.12.2011;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 по делу N А48-4227/2011 (судья Капишникова Т.И.), принятое по заявлению Закрытого акционерного общества "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4" (ОГРН 1075742002258) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 4" (далее - Общество, ЗАО "ЖРЭУ N 4") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными полностью решений от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", от 15.08.2011 N 51 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и требования N 2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2011 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ЖРЭУ N 4" путем возмещения в форме возврата из федерального бюджета НДС в сумме 641 619 руб. за 4 кв. 2008 год.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными полностью решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 2017 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2011. Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Орлу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "ЖРЭУ N 4".
Требование о признании недействительным решения от 15.08.2011 N 51 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с данным решением в части удовлетворения требований Общества, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в указанной части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговый орган полагает, что в рассматриваемом случае, выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, производимого по решению собственников этих домов о проведении такого ремонта, не входит в обязанности управляющей организации в рамках договора управления. Также налоговый орган указывает на отсутствие у Общества полномочий на осуществление такого ремонта, а также, что плата за оказание услуги по проведению капитального ремонта с собственников многоквартирных домов не взималась. Вследствие чего, по мнению налогового органа, Общество является только связующим звеном между государством, собственниками многоквартирных домов и подрядными организациями и у ЗАО "ЖРЭУ N 4", отсутствует такой объект налогообложения налогом на добавленную стоимость как реализация подрядных работ собственникам помещений в этом доме. При отсутствии объекта налогообложения по НДС по данным работам у Общества не возникает и права на вычет по НДС по принятым совместно с собственниками помещений в этих домах подрядным работам по капитальному ремонту, осуществляемому для собственников помещений в многоквартирных домах.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение арбитражного суда от 31.01.2012 без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным. Общество полагает, что спорные денежные средства, включая денежные средства, поступающие от жильцов в оплату капитального ремонта, не создают налоговой базы по НДС в силу положений пункта 2 статьи 154 НК РФ, а условия для применения налогового вычета по НДС по счетам-фактурам подрядных организаций Обществом соблюдены.
По существу, доводы апелляционной жалобы Инспекции касаются только обжалуемой им части решения суда.
Общество не заявило о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявляли, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд проверяет законность решения Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган представлена уточненная N 3 налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года. Инспекцией была проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт проверки N 1074 от 13.07.2011 и вынесено решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Данным решением ЗАО "ЖРЭУ N 4" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% в сумме 188 612,4 руб., также Обществу начислены пени по НДС в сумме 14 042,4 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 943 062 руб.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 943 062 руб. за 4 квартал 2008 года, соответствующих пеней и штрафа за неполную уплату налога послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении ЗАО "ЖРЭУ N 4" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года в сумме 1 670 542 руб., уплаченной им контрагентам - подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, в отношении которых Общество является управляющей компанией, в той части, в которой эти работы оплачены за счет денежных средств, поступивших Обществу из бюджетов различных уровней.
Как посчитал налоговый орган, поскольку денежные средства, поступившие Обществу из бюджета на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", являются субсидиями (субвенциями), представляемыми бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством, и они не включаются в налогооблагаемую базу Общества по налогу на добавленную стоимость в силу положений пункта 2 статьи 154 НК РФ и не увеличивают ее в порядке, установленном статьей 162 НК РФ, то Общество в данной части не совершает операций, являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, оно не имеет и права на включение в состав налоговых вычетов сумм налога, уплаченного контрагентам в цене выполненных ими работ по капитальному ремонту за счет денежных средств, поступивших из бюджета.
Ссылаясь на ст. ст. 146, 154, 162, 166, 171 НК РФ РФ, ст. ст. 28, 38 Бюджетного кодекса РФ, ст. 159 Жилищного кодекса РФ Инспекция пришла к выводу, что возмещение ЗАО "ЖРЭУ N 4" НДС означало бы, что ЗАО "ЖРЭУ N 4" получило бы из бюджета часть денежных средств, которые ранее были предоставлены в рамках осуществления федеральной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в качестве целевого финансирования исключительно для проведения капитального ремонта. Общество, являясь лишь посредником между подрядными организациями, осуществляющими ремонт, и собственниками имущества, не несло никаких затрат и не выполнял никаких работ. Принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет бюджетных средств, влечет к повторному возмещению налога из бюджета.
Решение от 15.08.2011 N 317 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было обжаловано ЗАО "ЖРЭУ N 4" в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества Управлением ФНС по Орловской области вынесено решение N 208 от 03.10.2011 об оставлении решении налогового без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В связи с неисполнением Общества решения N 317 от 15.08.2011 в добровольном порядке 11.10.2011 в адрес Общества выставлено требование N 2017 об уплате в срок до 31.10.2011 НДС в общей сумме 943 062 руб., пени по НДС- 14 042 руб. и штрафа в сумме 188 611,6 руб.
Не согласившись с решением налогового органа N 317 от 10.06.2011 и требованием N 2017 от 11.10.2011 Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области.
Арбитражный суд обоснованно посчитал позицию налогового органа ошибочной, не соответствующей закону и имеющимся в деле доказательствам исходя из следующего.
Согласно уставу ЗАО "ЖРЭУ N 4" основными видами деятельности Общества являются управление многоквартирными жилыми домами, управление эксплуатацией жилого фонда.
В проверяемом периоде ЗАО "ЖРЭУ N 4" в качестве управляющей компании, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", осуществляло капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств собственников помещений.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЖРЭУ N 4" является управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Орел Московское шоссе д. 113а, д. 169, ул. Раздольная, д. 86, на основании договоров управления многоквартирными домами от 28.09.2007, от 20.11.2007, от 12.09.2007.
Статьей 143 НК РФ Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость при осуществлении ими операций, являющихся объектами налогообложения по названному налогу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 НК РФ, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу пункта 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Основанием для применения налоговых вычетов, как это следует из статьи 169 НК РФ, являются счета-фактуры, выставленные поставщиками при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и оформленные в установленном порядке, расчетные документы и первичные учетные документы, в которых соответствующая сумма налога выделена отдельной строкой.
Из изложенных правовых норм следует, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость имеют право на уменьшение подлежащих уплате ими в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по осуществляемым ими операциям, признаваемым объектами налогообложения названным налогом, на сумму налога, выставленную им контрагентами при приобретении у них товаров (работ, услуг) для осуществления этих операций.
В целях применения налоговых вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения по соответствующим налогам и принятия к учету данных товаров (работ, услуг). У налогоплательщика должны иметься надлежащим образом оформленные первичные учетные документы на приобретение товаров (работ, услуг) и счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 НК РФ, с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ. Данные документы должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
При этом к операциям, признаваемым объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, относятся операции, перечисленные в пункте 1 статьи 146 НК РФ, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; а под реализацией товаров, работ, услуг статьей 39 НК РФ понимается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно статье 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 НК РФ Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 ЖК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 ЖК РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 ЖК РФ для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - Закон N 185-ФЗ) создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Закона N 185-ФЗ.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона Главой Администрации г. Орла постановлением N 3338 от 13.10.2008 утвержден порядок предоставления субсидий на долевое финансирование адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов г. Орла на 2008 год (далее - Порядок), согласно которому субсидии предоставляются организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на основании соглашений на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателями субсидий является в числе других и ЗАО "ЖРЭУ N 4".
Как следует из материалов дела, в рамках осуществления своей уставной деятельности Общество, являясь управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных жилых домов, осуществляло капитальный ремонт находящихся в его управлении жилых домов с привлечением подрядных организаций.
С указанной целью ЗАО "ЖРЭУ N 4" (заказчик) были заключены договоры подряда с ООО "Строительное управление N 5" и ООО "Ореллифт" (подрядчики) на выполнение работ по замене лифтового оборудования от 25.11.08 NN 31-л, 32-л, 33-л (т. 1, л. 73-77, 90-94, 108-112).
Подрядными организациями произведены работы по капитальному ремонту жилых домов, что подтверждается представленными в дело первичными документами (т. 1, л. 78-88, 95-106, 113-140), и выставлены Обществу счета-фактуры за декабрь 2008 года на общую сумму 10 951 340 руб., в том числе НДС - 1 670 543,49 руб. (т. 1, л. 89, 107, 141).
Суд установил, что в соответствии с порядком оплаты работ по капитальному ремонту, предусмотренным Законом N 185-ФЗ, на расчетный счет Общества за капитальный ремонт домов поступали денежные средства от собственников жилья в размере 5% стоимости ремонта (т. 2, л. 141-156, т. 3 л. 1-3), также на оплату 95% стоимости ремонта ЗАО "ЖРЭУ N 4" получена субсидия (т. 1, л.д. 45-48; т. 2, л.д. 110-119). Факты, что перечисленные Обществу денежные средства являются субсидиями и были израсходованы по целевому назначению, Обществом выполнены все условия заключенных с распорядителем субсидий договоров налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, материалами дела подтверждается получение Обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками на основании заключенных с ними договоров.
Выполненные работы по капитальному ремонту приняты Обществом от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в свою очередь, переданы собственникам квартир.
При формировании налоговой базы в целях исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, Общество отразило в налоговой декларации по налогу за 4 квартал 2008 года выручку от реализации работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в сумме, поступившей от собственников квартир в этих домах. Суммы субсидий на капитальный ремонт, поступивших из бюджета, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость включены не были.
Одновременно в состав налоговых вычетов по налогу обществом была включена вся сумма налога, предъявленная ему подрядными организациями, осуществлявшими капитальный ремонт.
Из изложенного следует, что выполняемые ЗАО "ЖРЭУ N 4" операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и они учтены Обществом в налоговой базе по налогу в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах.
При этом то обстоятельство, что в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость не включены суммы, поступившие Обществу из бюджета в качестве субсидий, не является основанием для квалификации совершенных Обществом операций не подпадающими под налогообложение названным налогом в той части, в какой выполненные ремонтные работы оплачены за счет этих денежных средств, поскольку это противоречит положениям статей 146 и 154 Кодекса.
Операции, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, перечислены в пункте 2 статьи 146 Кодекса, и в указанном перечне отсутствуют операции по реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Напротив, абзацами 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса прямо предусмотрено, что выручка от совершения таких операций, определяемая как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, подлежит включению в налоговую базу в целях исчисления налога без учета сумм субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у налогового органа отсутствовали основания для распределения суммы налога, уплаченной ЗАО "ЖРЭУ N 4" своим контрагентам в цене выполненных ими ремонтных работ, на налог, приходящийся на ту часть работ, которая оплачена за счет денежных средств собственников квартир и на налог, оплаченный за счет денежных средств, поступивших из бюджета, и для признания в указанной связи неправомерно предъявленным налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 1 670 543 руб. (по тому основанию, что данный вычет приходится на операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Применительно к формированию налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, своей налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость по правилам статьи 154 НК РФ и к использованию налоговых вычетов по правилам статей 171, 172 НК РФ, источник поступления денежных средств для компенсации расходов (убытков) налогоплательщика, связанных с реализаций таких товаров (работ, услуг), не имеет правового значения для квалификации осуществляемых операций как объектов налогообложения налогом по статье 146 НК РФ.
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Так как условием начисления пеней является несвоевременная уплата налога, а у Общества отсутствуют не исполненные обязанности по уплате налога в бюджет, у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременную уплату налога в сумме 14 042,13 руб.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В действиях общества отсутствует событие налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Следовательно, налоговым органом необоснованно начислен штраф за неуплату налога в размере 188 612,40 руб.
В силу пунктов 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, под которой статьей 11 Налогового кодекса понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, процедура принудительного взыскания налога, пеней и санкций, при условии наличия у налогоплательщика неисполненных налоговых обязанностей, представляет собой ряд взаимосвязанных действий, включающих, в том числе, вынесение решения о привлечении к ответственности и выставление требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
В этой связи отсутствие законного решения о привлечении к ответственности, которое является основанием для вынесения всех остальных актов, или его принятие с нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, исключает возможность возбуждения в отношении налогоплательщика процедуры принудительного взыскания налога, сбора, пени, а также штрафа (в том числе, выставление требования об уплате налога) или влечет недействительность указанных актов в случае их принятия.
Следовательно, поскольку требование N 2017 об уплате, налога, пени, сбора, штрафа по состоянию на 11.10.2011, которым ЗАО "ЖРЭУ N 4" было предложено уплатить недоимку в сумме 943 042 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 042,13 руб. и штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 186 611,60 руб., было выставлено Инспекцией на основании решения о привлечении к ответственности N 317 от 15.08.2011, являющегося незаконным, то данный ненормативный акт также является незаконным.
Исходя из всего изложенного, суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения или отмены решения суда от 31.01.2012 в обжалуемой Инспекцией части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 31.01.2012 по делу N А48-4227/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Орловской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)