Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2006, 10.05.2006 N Ф03-А73/06-1/1443 ПО ДЕЛУ N А73-14833/2004-27

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 17 мая 2006 года Дело N Ф03-А73/06-1/1443

Резолютивная часть постановления от 10.05.2006. Полный текст постановления изготовлен 17.05.2006.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 31.01.2006 по делу N А73-14833/2004-27 (АИ-1/1459/05-44) Арбитражного суда Хабаровского края по иску жилищно-строительного кооператива N 64 к Министерству финансов РФ Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, 3-е лицо: Министерство финансов РФ, о взыскании 8376 руб. 56 коп.
Жилищно-строительный кооператив N 64 (далее - ЖСК-64) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов РФ Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 8157 руб. 58 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в 2002 - 2004 годах субсидий по оплате коммунальных услуг на основе Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" N 4218-1 от 24.12.1992.
В соответствии со ст. 49 АПК РФ до вынесения решения по делу истец увеличил размер исковых требований до 10273 руб. 73 коп., из них: за 2003 год - 3542 руб. 54 коп., за 2004 год - 6731 руб. 19 коп., в части требований по взысканию убытков за 2002 год истец заявил отказ от иска.
Решением суда от 17.10.2005 с Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу жилищно-строительного кооператива N 64 взыскано 3542 руб. 54 коп., с Финансового департамента Администрации г. Хабаровска за счет казны г. Хабаровска в пользу ЖСК N 64 взыскано 6731 руб. 19 коп. В иске к Министерству Финансов Российской Федерации отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.01.2006 решение суда от 17.10.2005 в части взыскания 6731 руб. 19 коп. с казны г. Хабаровска в лице Финансового департамента Администрации г. Хабаровска отменено. Иск в этой части требований удовлетворен за счет казны Хабаровского края, в остальной части решение от 17.10.2005 оставлено без изменения.
Освобождая от ответственности по иску муниципальное образование г. Хабаровск, на основании ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", суд апелляционной инстанции исходил из того, что выделенных в 2004 году из краевого бюджета дотаций бюджету города Хабаровска оказалось недостаточно.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края, которое просит отменить принятое по делу постановление Арбитражного суда Хабаровского края как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, по неправильно оцененным обстоятельствам дела, имеющим значение для разрешения спора, оставить в силе решение суда, принятое по этому делу.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", не учел положений Постановления Правительства N 444 от 30.08.2004, возлагающих обязанность на субъект РФ по передаче местным бюджетам финансовой помощи в объеме, установленном законами о бюджете на очередной год, то есть частичного возмещения расхода бюджета МО г. Хабаровск, и которая Хабаровским краем выполнена.
Кроме того, суд не учел положения ст. 84 БК РФ, предусматривающей обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей ответчиков, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены постановления от 31.01.2006.
Как видно из материалов дела и установлено судом, жилищно-строительным кооперативом N 64 за счет собственных денежных средств предоставлены субсидии гражданам, проживающим в квартирах NN 54, 59, расположенных в жилом доме N 10-б по ул. Саратовской в г. Хабаровске, при начислении оплаты за жилищно-коммунальные услуги пожилым гражданам и малообеспеченным семьям за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
Ввиду невозмещения истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов понесенных истцом расходов в сумме 10273 руб. 73 коп. заявлены настоящие исковые требования на основании ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ.
Размер расходов подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиками.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики в РФ" определено, что органы местного самоуправления обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 (с изменениями на 06.05.2003 N 52-ФЗ) предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с учетом изменений в редакции ФЗ N 136 от 10.11.2004) в составе федерального бюджета сформирован Фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов Федерации расходов на предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в общей сумме 6300000 тыс. руб.
Постановлением Правительства РФ N 179 от 01.04.2003 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства N 150 от 01.04.2004) утверждены Правила предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с указанными Правилами Министерство финансов РФ осуществляет перечисление дотаций на выплату субсидий в бюджет субъекта РФ в соответствии с утвержденной на текущий год сводной бюджетной росписью в пределах утвержденных объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Объем дотаций из федерального бюджета определяется на основании сведений о размере субсидий, компенсированных субъектом РФ организациям, предоставляющим соответствующие льготы за отчетный период, ежеквартально направляемых субъектами Федерации в Министерство РФ.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства N 179 от 01.04.2003 определен уровень дотирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по субъектам Российской Федерации, который для Хабаровского края составил на 2004 год 20%.
Таким образом, нормативными актами предусмотрено частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов РФ расходов по предоставлению субсидий населению.
В 2004 году дотации из Фонда софинансирования социальных расходов выделялись Хабаровскому краю в пределах общего размера средств, предусмотренных в фонде, исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 134118000 руб.
Указанные денежные средства, поступившие из федерального бюджета Хабаровскому краю на финансирование для выплаты субсидий, полностью направлены на погашение затрат ОАО "Хабаровскэнерго" по предоставлению им субсидий населению при оплате коммунальных услуг, что не оспаривается Министерством финансов Хабаровского края и подтверждается документально.
В бюджете Хабаровского края на 2004 год в соответствии с Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" для возмещения всем муниципальным образованиям Хабаровского края расходов от предоставления субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг целевым назначением было предусмотрено 228555000 руб., в том числе г. Хабаровску - 1500000 руб. При этом общая потребность города Хабаровска только по муниципальному жилому фонду составила 109353000 руб.
В бюджете города Хабаровска на 2004 год, помимо средств из краевого бюджета, предусматривались собственные средства на финансирование субсидий в сумме 1500000 руб., исходя из возможностей городского бюджета.
Как установлено судом, поступившие в бюджет города Хабаровска вышеуказанные денежные средства из краевого бюджета на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий, а также заложенные в бюджете города собственные средства израсходованы по целевому назначению и ответчик не представил доказательств обратного.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на бюджет Хабаровского края обязанность по возмещению истцу убытков, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, освободив от ответственности по иску МО г. Хабаровск на основании ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", поскольку ответственность последнего за осуществление государственных полномочий, переданных на его уровень власти, ограничена пределами, в которых он обеспечен соответствующими средствами.
Статья 132 Конституции РФ и статья 28 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливают, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов РФ.
В связи с чем оснований к отмене постановления от 31.01.2006 и удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 31.01.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-14833/2004-27 (АИ-1/1459/05-44) оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)