Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Игнашиной Г.Д. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2012 по делу N А68-2735/12 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" к Государственной жилищной инспекции Тульской области, об оспаривании постановления от 02.03.2012 N 71, в отсутствие заявителя и ответчика, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания г. Тулы" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отмене постановления. Государственной жилищной инспекции Тульской области от 02.03.2012 N 71 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 25.07.2012 Обществу в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, полагая, что административным органом не доказана вина юридического лица в совершении правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области N 110 от 10.02.2012 г. должностными лицами Государственной жилищной инспекции Тульской области в отношении ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" 15.02.2012 г. проведена проверка исполнения правил содержания и ремонта жилищного фонда и правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В результате проверки выявлен факт нарушения ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" правил содержания жилых домов, а именно: в квартире N 45 дома N 45-г по ул. Металлургов (г. Тула) имеются следы протекания кровли; наблюдается частичное разрушение штукатурного слоя козырька над входом в подъезд N 4 дома 45-г по ул. Металлургов (г. Тула) (акт проверки от 15.02.2012 (л.д. 43 - 45).
Жилищной инспекцией 16.02.2012 в отношении ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" составлен протокол об административном правонарушении N 76 (л.д. 31 - 34).
На основании материалов проверки Государственной жилищной инспекцией Тульской области 02.03.2012 года вынесено постановление по делу об административном
правонарушении N 71, которым ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил).
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" и собственниками квартир заключен договор управления домом N 11-536 от 01.11.2011 (л.д. 49 - 55) по ул. Металлургов, д. 45-г пункт 1.1 договора возлагает на Общество оказание услуг на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Приложением N 1 к договору предусмотрено проведение текущего ремонта отдельных мест кровельного покрытия в течение суток.
Государственной жилищной инспекцией Тульской области, с участием представителей ЗАО "Управляющая компания г. Тулы", был выявлен факт нарушения Обществом правил содержания жилого дома, т.к. в квартире N 45 имеются следы протекания кровли, а также над входом в подъезд N 4 дома 45-г установлено частичное разрушение штукатурного слоя козырька над входом в подъезд.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является управляющая организация, поскольку ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управляющей компанией были предприняты меры к выполнению своих обязательств - привлечены субподрядчики и Общество не знало о неисполнении подрядчиком своих обязанностей судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Факт заключения Обществом договоров подряда на обслуживание многоквартирными домами, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о том, что Управляющая компания освобождается от исполнения обязанностей по надлежащему содержанию жилищного фонда. Заключение подобного рода договоров является одной из форм исполнении Управляющей компанией принятых на себя обязательств перед собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
Следовательно, обязанным за надлежащее управление многоквартирными домами, их надлежащее содержание, ремонт перед собственниками помещений этих домов остается именно ЗАО "Управляющая компания г. Тулы".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий по соблюдению Обществом обязательств, а обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Инспекции оснований для проведения внеплановой проверки Общества не состоятелен, поскольку данное контрольное мероприятие проведено уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на основании обращения гражданина Петрова А.А., проживающего в квартире 45 дома 45 Г по ул. Металлургов г. Тула.
Мера взыскания административным органом применена правильно, поскольку ранее общество было привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение.
Дело рассмотрено в судебном заседании 11.09.2012, продолжено после перерыва - 13.09.2012.
Руководствуясь п. 5.1 ст. 211, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2012 по делу N А68-2735/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N А68-2735/12
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N А68-2735/12
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Игнашиной Г.Д. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2012 по делу N А68-2735/12 (судья Косоухова С.В.), принятое по заявлению ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" к Государственной жилищной инспекции Тульской области, об оспаривании постановления от 02.03.2012 N 71, в отсутствие заявителя и ответчика, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания г. Тулы" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отмене постановления. Государственной жилищной инспекции Тульской области от 02.03.2012 N 71 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда от 25.07.2012 Обществу в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, полагая, что административным органом не доказана вина юридического лица в совершении правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области N 110 от 10.02.2012 г. должностными лицами Государственной жилищной инспекции Тульской области в отношении ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" 15.02.2012 г. проведена проверка исполнения правил содержания и ремонта жилищного фонда и правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В результате проверки выявлен факт нарушения ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" правил содержания жилых домов, а именно: в квартире N 45 дома N 45-г по ул. Металлургов (г. Тула) имеются следы протекания кровли; наблюдается частичное разрушение штукатурного слоя козырька над входом в подъезд N 4 дома 45-г по ул. Металлургов (г. Тула) (акт проверки от 15.02.2012 (л.д. 43 - 45).
Жилищной инспекцией 16.02.2012 в отношении ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" составлен протокол об административном правонарушении N 76 (л.д. 31 - 34).
На основании материалов проверки Государственной жилищной инспекцией Тульской области 02.03.2012 года вынесено постановление по делу об административном
правонарушении N 71, которым ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил).
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
ЗАО "Управляющая компания г. Тулы" и собственниками квартир заключен договор управления домом N 11-536 от 01.11.2011 (л.д. 49 - 55) по ул. Металлургов, д. 45-г пункт 1.1 договора возлагает на Общество оказание услуг на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Приложением N 1 к договору предусмотрено проведение текущего ремонта отдельных мест кровельного покрытия в течение суток.
Государственной жилищной инспекцией Тульской области, с участием представителей ЗАО "Управляющая компания г. Тулы", был выявлен факт нарушения Обществом правил содержания жилого дома, т.к. в квартире N 45 имеются следы протекания кровли, а также над входом в подъезд N 4 дома 45-г установлено частичное разрушение штукатурного слоя козырька над входом в подъезд.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является управляющая организация, поскольку ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что Управляющей компанией были предприняты меры к выполнению своих обязательств - привлечены субподрядчики и Общество не знало о неисполнении подрядчиком своих обязанностей судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Факт заключения Обществом договоров подряда на обслуживание многоквартирными домами, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о том, что Управляющая компания освобождается от исполнения обязанностей по надлежащему содержанию жилищного фонда. Заключение подобного рода договоров является одной из форм исполнении Управляющей компанией принятых на себя обязательств перед собственниками помещений многоквартирного жилого дома.
Следовательно, обязанным за надлежащее управление многоквартирными домами, их надлежащее содержание, ремонт перед собственниками помещений этих домов остается именно ЗАО "Управляющая компания г. Тулы".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий по соблюдению Обществом обязательств, а обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Инспекции оснований для проведения внеплановой проверки Общества не состоятелен, поскольку данное контрольное мероприятие проведено уполномоченным органом по осуществлению государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг на основании обращения гражданина Петрова А.А., проживающего в квартире 45 дома 45 Г по ул. Металлургов г. Тула.
Мера взыскания административным органом применена правильно, поскольку ранее общество было привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение.
Дело рассмотрено в судебном заседании 11.09.2012, продолжено после перерыва - 13.09.2012.
Руководствуясь п. 5.1 ст. 211, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.07.2012 по делу N А68-2735/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Г.ДОРОШКОВА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)