Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайлюк Е.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Фещенко С.М. - по доверенности от 04.08.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Постникова А.Е. - по доверенности от 13.10.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-750/2012) товарищества собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2011 по делу N А56-44154/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3", место нахождения: 197372, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3, ОГРН 1047855006528
к Отделу надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий
3-е лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3", 197372, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3, ОГРН 1047855006528, (далее - заявитель, ТСЖ), уточнив в порядке статьи 49 АПК РФ требования, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (далее - заинтересованное лицо, отдел, ОНД) N 2-22-382/1/1 от 10.06.2011 года в части пунктов N 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22 и взыскании с Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.
Решением суда от 08.12.2001 ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение процессуальных норм, просит отменить судебный акт. Заявитель полагает, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на нормативных актах: СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", которые не подлежат применению, так как официально не опубликованы; судом не разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Лидер СПб".
В судебном заседании представитель ТСЖ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Отдела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что должностными лицами Отдела на основании распоряжения от 29.04.2011 N 2-22-382 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" по адресу: Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3.
В ходе проверки выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ 01-03 (утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 г., регистрационный номер N 4838), Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97, Нормы пожарной безопасности "Шкафы пожарные" НПБ 151-2000, Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" НПБ 104-03, Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" НПБ 110-03, Строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" СНиП 31-01-2003, Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 41-01-2003, Правил устройств электроустановок ПУЭ-2002, что отражено в акте проверки N 2-22-382/1/1 от 10.06.2011.
По результатам проверки 10.06.2011 Отделом надзорной деятельности в присутствии Председателя Правления ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" Хафизуллиной В.Г. вынесено предписание N 2-22-382/1/1 об устранении выявленных 27 нарушений и установлены сроки их устранения.
ТСЖ не согласилось с законностью вынесенного предписания в части пунктов 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22:
- - пункт 1: ограждающие конструкции помещений машинных отделений лифтов не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам (отсутствуют противопожарные двери, люки) (нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 7.22 СНиП 21-01-97);
- - пункт 2: все противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97);
- - пункт 5: жилое здание не оборудовано в полном объеме установками автоматической противопожарной защиты и оповещения людей о пожаре (отсутствуют противопожарные извещатели в лифтовых холлах и тамбурах эвакуационных выходов) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03);
- - пункт 9: на кровле жилого здания отсутствует часть ограждений (нарушен п. 3 ППБ 01-03: п. 8.3 СНиП 31-01-2003);
- - пункт 11: все этажи жилой части здания не оборудованы эвакуационными выходами соответствующими требованиям норм (пути эвакуации на всех этажах включают в себя лифтовые холлы, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.24 СНиП 21-01-97; п. 5.14 СНиП 21-01-97);
- - пункт 12: в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из лифтовых холлов на переходные балконы (нарушен п. 40, 52 ППБ 01-03);
- - пункт 13: в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из переходных балконов на незадымляемые лестницы (нарушен п. 40, 52 ППБ 11-03);
- - пункт 14: в здании эксплуатируются электропровода, соединение токоведущих жил которых выполнено методом "скрутки" без прессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) (нарушен п. 3, 57 ППБ 01-03, пункт 2.1.21 ПУЭ-2002);
- - пункт 15: в жилом здании допускаются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (нарушен п. 60 ППБ 01-03);
- - пункт 16: ширина эвакуационных выходов из технического этажа (чердака) менее 0,8 м (фактическая ширина 0,5 м) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97);
- - пункт 19: электрощитовые в первой парадной не отделены от приквартирных холлов противопожарной преградой с нормируемыми пределами огнестойкости (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 7.4 СНиП 21-01 -97);
- - пункт 20: отделка пола на путях эвакуации в приквартирных холлах (1-ой парадной на 2, 3 этажах; 2-ой парадной на 16, 9, 3 этажах) выполнена сгораемыми материалами (линолеум) с показателями пожарной опасности выше нормативных) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97);
- - пункт 22: Кровля здания не защищена негорючими материалами от края выбросного отверстия системы дыма удаления (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 8.10 СНиП 41-01-2003)
и оспорило предписание в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что пункты 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22 предписания от 10.06.2011 года N 2-22-382/1/1 соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов ТСЖ.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в дело доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под нормативными документами - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в силу положений статей 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ является организацией, ответственной за соблюдение Правил пожарной безопасности, поскольку, согласно Уставу, осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом в многоквартирном доме по адресу г. Санкт-Петербург Богатырский пр. д. 59 корп. 3, и на ТСЖ лежит обязанность по обеспечению надлежащего противопожарного состояния жилых и нежилых помещений, общего имущества.
Право должностных лиц органов пожарного надзора давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено положениями статьи 6 Закона N 69-ФЗ.
Также полномочия должностных лиц управления по выдаче предписаний и проверке их исполнения установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Довод апелляционной жалобы о том, что СНиП 21-01-97, СНиП 31-01-2003, СНиП 41-01-2003 не подлежат применению как официально не опубликованные и прекратившие действие, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Минюста России давать разъяснения о применении указанных Правил.
В соответствии с пунктом 15 "Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 14.07.1999 N 217, не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.
Следовательно, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" и СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятые Постановлениями ГОССТРОЯ России от 23.06.2003 г. N 109 и от 26 июня 2003 г. N 115, изданы компетентным органом, и иной процедуры введения их в действие не требовалось.
В соответствии с требованиями Закона N 123-ФЗ разработаны, утверждены и подлежат применению с 01.05.2009 следующие Своды правил: с 01.05.2009 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175), с 01.05.2009 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171), с 01.05.2009 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173), с 20.05.2011 Свод правил "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778).
Вместе с тем в силу части 4 статьи 4 Закон N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы со ссылкой на статью 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" о применении с 01.09.2011 только на добровольной основе норм и требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, не может быть принят во внимание.
ТСЖ не отрицает факт невыполнения требований, установленных нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности:
- СНиП 21-01-97*:
- пункты 7.22 (пункт 1 предписания), 7.17 (пункт 2 предписания), 6.24 и 5.14 (пункт 11 предписания), 6.16 (пункт 16 предписания), пункт 7.4 (пункт 19 Предписания), 6.25 (пункт 20 Предписания);
- - СНиП 31-01-2003: пункт 8.3 (пункт 9 предписания);
- - СНиП 41-01-2003: пункт 8.10 (пункт 22 Предписания).
В обоснование недействительности указанных пунктов предписаний ТСЖ ссылается только на то, что указанные правила и нормы не подлежали применению на день проведения проверки, в связи с принятием иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Поскольку строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, дом 59, корпус 3, осуществлено и акт приемки дома эксплуатацию подписан Государственной приемочной комиссией 11.10.2004, то есть до принятия и утверждения вышеперечисленных Сводов правил, Отдел надзорной деятельности правомерно руководствовался при проведении проверки требованиями СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", при этом судом апелляционной инстанции установлено, что выявленные и подлежащие устранению нарушения норм и правил пожарной безопасности, не противоречат содержащимся в Сводах Правил требованиям.
Отклоняя довод ТСЖ о неправомерном применении Управлением в ходе проверки требований Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", суд правильно исходил из того, что в силу пункта 1.1 данных норм и правил, они устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки и изложенные в предписании нарушения, заявитель не представил.
Наличие сертификата соответствия N РОСС BY.ББ02.Р01538 сроком действия по 29.12.2005 продукции "двери шахт пассажирских лифтов центрального открывания с шириной дверного проема 700 мм и высотой дверного проема 2000 мм" с пределом огнестойкости Е30 и ссылкой на соответствие пунктам 5.14 и 7.17 СНиП 21-01-97*, не может служить доказательством того, что ограждающие конструкции машинных отделений лифтов соответствуют требованиям пункта 7.22 СНиП 21-01-97* (пункт 1 предписания).
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении требований пожарной безопасности, предписанных в пунктах 9 и 15 обжалуемого ненормативного акта, по причине непонимания сути изложенных в пунктах 8.3 СНиП 31-03-2003 и 60 ППБ 01-03, суд апелляционной инстанции находит надуманным и несостоятельным.
В пункте 9 предписания указано на отсутствие на кровле жилого дома части ограждений, что является нарушением требований пункта 8.3 СНиП 31-03-2003, согласно которому: высота ограждений лестниц, балконов, лоджий, террас, кровли и в местах опасных перепадов должна быть не менее 1,2 м; лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями; ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.
Из отзывов заинтересованного лица к заявлению и апелляционной жалобе следует, что содержание ограждения на кровле в надлежащем состоянии вызвано тем, что в случае возникновения пожара на нижних этажах и отсутствии возможности проживающим на верхних этажах гражданам спуститься вниз, единственным путем спасения является перемещение на крышу, где условия нахождения должны быть безопасны для жизни и здоровья людей.
Пунктом 15 предписания со ссылкой на нарушение пункта 60 ППБ 01-03 указано на запрещение использования электросветильников без защитных колпаков, поскольку попадание посторонних предметов может повлечь возгорание.
В установленном порядке указанные положении нормативных документов по пожарной безопасности оспорены не были, к тому же непонимание заявителем целесообразности установленных норм и правил пожарной безопасности не освобождают его от обязанности соблюдения предписанных требований, а также ответственности за неисполнение.
Довод ТСЖ со ссылкой на письмо МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" о неправомерности осуществления надзора сотрудниками ОГПН за соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих состояние электропроводки в жилом доме, противоречит пункту 57 Правил пожарной безопасности 01-03, согласно которому контроль за техническим состоянием электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий предусмотрен названными Правилами (пункт 14 предписания).
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о неправомерности пунктов 12 и 13 обжалуемого предписания со ссылкой на отсутствие требования пожарной безопасности, нормирующего направление открывания дверей при эвакуации для помещения классов Ф1.3 и Ф1.4.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам определены статьей 89 Закона N 123-ФЗ, согласно положениям которой эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В ходе проверки установлено, что в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из лифтовых холлов на переходные балконы, а также из переходных балконов на незадымляемые лестницы.
Пунктами 40 и 52 ППБ 01-03 и пунктом 4.2.6 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Подпунктом а) пункта 4.2.6 СП 1.13130.2009 определено, что для помещений классов Ф1.3 и Ф1.4 не нормируется направление открывания дверей.
В соответствии со статьей 32 Закона N 123-ФЗ по функциональной пожарной опасности многоквартирные жилые дома отнесены к классу Ф1.3, аналогичная классификация приведена в СНиП 21-01-97*, таким образом, не нормируется только направление открывания дверей из помещений (комнат, квартир), но не дверей на путях эвакуации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что неуказание места расположения пожарных извещателей в лифтовых и тамбурах эвакуационных выходов, а также необходимое количество извещателей является основанием для признания пункта 5 предписания недействительным.
В указанном пункте предписания со ссылкой на нарушения пункта 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03 указано на то, что жилое здание не оборудовано в полном объеме установками автоматической противопожарной защиты и оповещения людей о пожаре.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях регламентированы статьей 84 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 указанного Закона помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 6.2 таблицы Норм пожарной безопасности в Российской Федерации НПБ 110-03 жилые здания высотой более 28 м оборудуются автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади.
При этом согласно пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Пункт 5.1 НПБ 104-03 содержит таблицу определения типа СОУЭ для каждого здания, на который имеется ссылка, что не лишает ТСЖ возможности определить необходимое количество извещателей для установки в указанных помещениях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что нерассмотрение судом первой инстанции ходатайства Общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Лидер СПб", осуществлявшего строительство жилого дома, не может являться основанием для отмены судебного акта, поскольку данное ходатайство подлежит отклонению, так как ходатайство не отвечает требованиям части 1 статьи 51 АПК РФ, поскольку решение суда по настоящему делу не может повлиять на права или обязанности ООО "Лидер СПб".
Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека и при наличии самого факта существования нарушений, доказывать, что эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человека, действующее законодательство не вменяет в обязанность ОГПН.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований, содержащихся в оспариваемой части предписания, а также об отсутствии оснований для признания в этой части прав и законных интересов заявителя нарушенными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции, приняв решение не в пользу Общества, обоснованно отказал Обществу во взыскании судебных расходов, в том числе и на оплату услуг представителя.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого решения.
Поскольку судебный акт принят не в пользу Общества, судебная коллегия в силу части 110 АПК РФ относит судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2011 года по делу N А56-44154/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.03.2012 ПО ДЕЛУ N А56-44154/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. по делу N А56-44154/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайлюк Е.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Фещенко С.М. - по доверенности от 04.08.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Постникова А.Е. - по доверенности от 13.10.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-750/2012) товарищества собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2011 по делу N А56-44154/2011 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3", место нахождения: 197372, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3, ОГРН 1047855006528
к Отделу надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий
3-е лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по городу Санкт-Петербургу
о признании незаконным предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3", 197372, г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3, ОГРН 1047855006528, (далее - заявитель, ТСЖ), уточнив в порядке статьи 49 АПК РФ требования, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (далее - заинтересованное лицо, отдел, ОНД) N 2-22-382/1/1 от 10.06.2011 года в части пунктов N 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22 и взыскании с Отдела надзорной деятельности Приморского района Санкт-Петербурга Управления Надзорной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий, судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 руб.
Решением суда от 08.12.2001 ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" отказано в удовлетворении заявления в полном объеме.
В апелляционной жалобе ТСЖ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение процессуальных норм, просит отменить судебный акт. Заявитель полагает, что требования, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на нормативных актах: СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", которые не подлежат применению, так как официально не опубликованы; судом не разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Лидер СПб".
В судебном заседании представитель ТСЖ доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Отдела возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что должностными лицами Отдела на основании распоряжения от 29.04.2011 N 2-22-382 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" по адресу: Санкт-Петербург, пр. Богатырский, д. 59, корпус 3.
В ходе проверки выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ 01-03 (утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.05.2003, зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003 г., регистрационный номер N 4838), Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97, Нормы пожарной безопасности "Шкафы пожарные" НПБ 151-2000, Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" НПБ 104-03, Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" НПБ 110-03, Строительных норм и правил "Здания жилые многоквартирные" СНиП 31-01-2003, Строительных норм и правил "Отопление, вентиляция и кондиционирование" СНиП 41-01-2003, Правил устройств электроустановок ПУЭ-2002, что отражено в акте проверки N 2-22-382/1/1 от 10.06.2011.
По результатам проверки 10.06.2011 Отделом надзорной деятельности в присутствии Председателя Правления ТСЖ "Богатырский 59 корпус 3" Хафизуллиной В.Г. вынесено предписание N 2-22-382/1/1 об устранении выявленных 27 нарушений и установлены сроки их устранения.
ТСЖ не согласилось с законностью вынесенного предписания в части пунктов 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22:
- - пункт 1: ограждающие конструкции помещений машинных отделений лифтов не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам (отсутствуют противопожарные двери, люки) (нарушен п. 3 ППБ 01-03, п. 7.22 СНиП 21-01-97);
- - пункт 2: все противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97);
- - пункт 5: жилое здание не оборудовано в полном объеме установками автоматической противопожарной защиты и оповещения людей о пожаре (отсутствуют противопожарные извещатели в лифтовых холлах и тамбурах эвакуационных выходов) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03);
- - пункт 9: на кровле жилого здания отсутствует часть ограждений (нарушен п. 3 ППБ 01-03: п. 8.3 СНиП 31-01-2003);
- - пункт 11: все этажи жилой части здания не оборудованы эвакуационными выходами соответствующими требованиям норм (пути эвакуации на всех этажах включают в себя лифтовые холлы, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.24 СНиП 21-01-97; п. 5.14 СНиП 21-01-97);
- - пункт 12: в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из лифтовых холлов на переходные балконы (нарушен п. 40, 52 ППБ 01-03);
- - пункт 13: в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из переходных балконов на незадымляемые лестницы (нарушен п. 40, 52 ППБ 11-03);
- - пункт 14: в здании эксплуатируются электропровода, соединение токоведущих жил которых выполнено методом "скрутки" без прессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) (нарушен п. 3, 57 ППБ 01-03, пункт 2.1.21 ПУЭ-2002);
- - пункт 15: в жилом здании допускаются электросветильники без защитных колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильников (нарушен п. 60 ППБ 01-03);
- - пункт 16: ширина эвакуационных выходов из технического этажа (чердака) менее 0,8 м (фактическая ширина 0,5 м) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97);
- - пункт 19: электрощитовые в первой парадной не отделены от приквартирных холлов противопожарной преградой с нормируемыми пределами огнестойкости (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 7.4 СНиП 21-01 -97);
- - пункт 20: отделка пола на путях эвакуации в приквартирных холлах (1-ой парадной на 2, 3 этажах; 2-ой парадной на 16, 9, 3 этажах) выполнена сгораемыми материалами (линолеум) с показателями пожарной опасности выше нормативных) (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97);
- - пункт 22: Кровля здания не защищена негорючими материалами от края выбросного отверстия системы дыма удаления (нарушен п. 3 ППБ 01-03; п. 8.10 СНиП 41-01-2003)
и оспорило предписание в этой части в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что пункты 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 22 предписания от 10.06.2011 года N 2-22-382/1/1 соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов ТСЖ.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные в дело доказательства, проверив правильность применения судом норм материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под нормативными документами - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в силу положений статей 135, 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ является организацией, ответственной за соблюдение Правил пожарной безопасности, поскольку, согласно Уставу, осуществляет деятельность по эксплуатации и управлению общим имуществом в многоквартирном доме по адресу г. Санкт-Петербург Богатырский пр. д. 59 корп. 3, и на ТСЖ лежит обязанность по обеспечению надлежащего противопожарного состояния жилых и нежилых помещений, общего имущества.
Право должностных лиц органов пожарного надзора давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено положениями статьи 6 Закона N 69-ФЗ.
Также полномочия должностных лиц управления по выдаче предписаний и проверке их исполнения установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от 01.10.2007 N 517.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313.
Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 ППБ 01-03).
Довод апелляционной жалобы о том, что СНиП 21-01-97, СНиП 31-01-2003, СНиП 41-01-2003 не подлежат применению как официально не опубликованные и прекратившие действие, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, а также установлено право Минюста России давать разъяснения о применении указанных Правил.
В соответствии с пунктом 15 "Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста России от 14.07.1999 N 217, не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм.
Следовательно, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" и СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятые Постановлениями ГОССТРОЯ России от 23.06.2003 г. N 109 и от 26 июня 2003 г. N 115, изданы компетентным органом, и иной процедуры введения их в действие не требовалось.
В соответствии с требованиями Закона N 123-ФЗ разработаны, утверждены и подлежат применению с 01.05.2009 следующие Своды правил: с 01.05.2009 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утвержден Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175), с 01.05.2009 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171), с 01.05.2009 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173), с 20.05.2011 Свод правил "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные" (утв. Приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778).
Вместе с тем в силу части 4 статьи 4 Закон N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона N 123-ФЗ.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы со ссылкой на статью 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" о применении с 01.09.2011 только на добровольной основе норм и требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, не может быть принят во внимание.
ТСЖ не отрицает факт невыполнения требований, установленных нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности:
- СНиП 21-01-97*:
- пункты 7.22 (пункт 1 предписания), 7.17 (пункт 2 предписания), 6.24 и 5.14 (пункт 11 предписания), 6.16 (пункт 16 предписания), пункт 7.4 (пункт 19 Предписания), 6.25 (пункт 20 Предписания);
- - СНиП 31-01-2003: пункт 8.3 (пункт 9 предписания);
- - СНиП 41-01-2003: пункт 8.10 (пункт 22 Предписания).
В обоснование недействительности указанных пунктов предписаний ТСЖ ссылается только на то, что указанные правила и нормы не подлежали применению на день проведения проверки, в связи с принятием иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Поскольку строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Богатырский, дом 59, корпус 3, осуществлено и акт приемки дома эксплуатацию подписан Государственной приемочной комиссией 11.10.2004, то есть до принятия и утверждения вышеперечисленных Сводов правил, Отдел надзорной деятельности правомерно руководствовался при проведении проверки требованиями СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", при этом судом апелляционной инстанции установлено, что выявленные и подлежащие устранению нарушения норм и правил пожарной безопасности, не противоречат содержащимся в Сводах Правил требованиям.
Отклоняя довод ТСЖ о неправомерном применении Управлением в ходе проверки требований Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", суд правильно исходил из того, что в силу пункта 1.1 данных норм и правил, они устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки и изложенные в предписании нарушения, заявитель не представил.
Наличие сертификата соответствия N РОСС BY.ББ02.Р01538 сроком действия по 29.12.2005 продукции "двери шахт пассажирских лифтов центрального открывания с шириной дверного проема 700 мм и высотой дверного проема 2000 мм" с пределом огнестойкости Е30 и ссылкой на соответствие пунктам 5.14 и 7.17 СНиП 21-01-97*, не может служить доказательством того, что ограждающие конструкции машинных отделений лифтов соответствуют требованиям пункта 7.22 СНиП 21-01-97* (пункт 1 предписания).
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении требований пожарной безопасности, предписанных в пунктах 9 и 15 обжалуемого ненормативного акта, по причине непонимания сути изложенных в пунктах 8.3 СНиП 31-03-2003 и 60 ППБ 01-03, суд апелляционной инстанции находит надуманным и несостоятельным.
В пункте 9 предписания указано на отсутствие на кровле жилого дома части ограждений, что является нарушением требований пункта 8.3 СНиП 31-03-2003, согласно которому: высота ограждений лестниц, балконов, лоджий, террас, кровли и в местах опасных перепадов должна быть не менее 1,2 м; лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями; ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.
Из отзывов заинтересованного лица к заявлению и апелляционной жалобе следует, что содержание ограждения на кровле в надлежащем состоянии вызвано тем, что в случае возникновения пожара на нижних этажах и отсутствии возможности проживающим на верхних этажах гражданам спуститься вниз, единственным путем спасения является перемещение на крышу, где условия нахождения должны быть безопасны для жизни и здоровья людей.
Пунктом 15 предписания со ссылкой на нарушение пункта 60 ППБ 01-03 указано на запрещение использования электросветильников без защитных колпаков, поскольку попадание посторонних предметов может повлечь возгорание.
В установленном порядке указанные положении нормативных документов по пожарной безопасности оспорены не были, к тому же непонимание заявителем целесообразности установленных норм и правил пожарной безопасности не освобождают его от обязанности соблюдения предписанных требований, а также ответственности за неисполнение.
Довод ТСЖ со ссылкой на письмо МЧС РФ от 02.06.2011 N 19-3-1-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП" о неправомерности осуществления надзора сотрудниками ОГПН за соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих состояние электропроводки в жилом доме, противоречит пункту 57 Правил пожарной безопасности 01-03, согласно которому контроль за техническим состоянием электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий предусмотрен названными Правилами (пункт 14 предписания).
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о неправомерности пунктов 12 и 13 обжалуемого предписания со ссылкой на отсутствие требования пожарной безопасности, нормирующего направление открывания дверей при эвакуации для помещения классов Ф1.3 и Ф1.4.
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам определены статьей 89 Закона N 123-ФЗ, согласно положениям которой эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
В ходе проверки установлено, что в жилом здании в первой и второй парадной на всех этажах установлены дополнительные двери с измененным открыванием дверей (не по ходу эвакуации), ведущие из лифтовых холлов на переходные балконы, а также из переходных балконов на незадымляемые лестницы.
Пунктами 40 и 52 ППБ 01-03 и пунктом 4.2.6 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" предусмотрено, что двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Подпунктом а) пункта 4.2.6 СП 1.13130.2009 определено, что для помещений классов Ф1.3 и Ф1.4 не нормируется направление открывания дверей.
В соответствии со статьей 32 Закона N 123-ФЗ по функциональной пожарной опасности многоквартирные жилые дома отнесены к классу Ф1.3, аналогичная классификация приведена в СНиП 21-01-97*, таким образом, не нормируется только направление открывания дверей из помещений (комнат, квартир), но не дверей на путях эвакуации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что неуказание места расположения пожарных извещателей в лифтовых и тамбурах эвакуационных выходов, а также необходимое количество извещателей является основанием для признания пункта 5 предписания недействительным.
В указанном пункте предписания со ссылкой на нарушения пункта 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03, п. 5.1 НПБ 104-03 указано на то, что жилое здание не оборудовано в полном объеме установками автоматической противопожарной защиты и оповещения людей о пожаре.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях регламентированы статьей 84 Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 указанного Закона помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 6.2 таблицы Норм пожарной безопасности в Российской Федерации НПБ 110-03 жилые здания высотой более 28 м оборудуются автоматической пожарной сигнализацией независимо от площади.
При этом согласно пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- - с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- - венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- - категории В4 и Д по пожарной опасности;
- - лестничных клеток.
Пункт 5.1 НПБ 104-03 содержит таблицу определения типа СОУЭ для каждого здания, на который имеется ссылка, что не лишает ТСЖ возможности определить необходимое количество извещателей для установки в указанных помещениях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что нерассмотрение судом первой инстанции ходатайства Общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "Лидер СПб", осуществлявшего строительство жилого дома, не может являться основанием для отмены судебного акта, поскольку данное ходатайство подлежит отклонению, так как ходатайство не отвечает требованиям части 1 статьи 51 АПК РФ, поскольку решение суда по настоящему делу не может повлиять на права или обязанности ООО "Лидер СПб".
Проверкой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые сами по себе создают угрозу жизни или здоровью человека и при наличии самого факта существования нарушений, доказывать, что эти нарушения создают угрозу жизни или здоровью человека, действующее законодательство не вменяет в обязанность ОГПН.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований, содержащихся в оспариваемой части предписания, а также об отсутствии оснований для признания в этой части прав и законных интересов заявителя нарушенными.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции, приняв решение не в пользу Общества, обоснованно отказал Обществу во взыскании судебных расходов, в том числе и на оплату услуг представителя.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого решения.
Поскольку судебный акт принят не в пользу Общества, судебная коллегия в силу части 110 АПК РФ относит судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 декабря 2011 года по делу N А56-44154/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Богатырский 59 корпус 3" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)