Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.06.2011 N 06АП-1708/2011 ПО ДЕЛУ N А37-2154/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2011 г. N 06АП-1708/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
на решение от 11.03.2011
по делу N А37-2154/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР"
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области от 03.11.2010 N 4387/10

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС-СЕВЕР" (ИНН 4909095952) (далее - ООО "Жилсервис-Север", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, управление) от 03.11.2010 N 4387/10.
Решением суда от 11.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
В представленном отзыве управление просило в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании распоряжения от 30.09.2010 N 636 Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области в отношении ООО "Жилсервис-Север" проведена плановая внеочередная проверка.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.10.2010 N 662, в котором отражены нарушения обществом, в том числе, пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), подпункта "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а именно: в заключенных с собственниками жилья договорах управления многоквартирными домом не доводится до сведения потребителей режим работы исполнителя - ООО "Жилсервис - Север", адреса диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
В связи с выявленными фактами, управлением в отношении общества вынесено предписание от 03.11.2010 N 4387/10 о прекращении нарушений прав потребителей - ООО "Жилсервис - Север" обязано привести в соответствии с действующим законодательством договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками: Фроловой Н.В. от 01.02.2008 N Д-144/К-М, 54 "А", проживающей по адресу: <...>; Морозовой Е.А. от 31.03.2008 N Д-17/П74, проживающей по адресу: <...>; Мингазовым Ф.Ф. от 04.04.2008 N П-21/2-24, проживающим по адресу: <...>; Чередовым Я.В. от 29.03.2008 N Д-2/П44, проживающим по адресу: <...>. В срок до 29.11.2010 представить приведенные в соответствии с действующим законодательством и данным предписанием указанные договоры управления многоквартирным домом.
Не согласившись с предписанием, общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности и обоснованности предписания управления.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Согласно положениям пункта 7 и приложением 3 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 658, (далее - Административный регламент) в целях исполнения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальными органами) государственной функции по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, контролирующий орган наделен правом выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей.
Исходя из вышеизложенного Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, вынося оспариваемое предписание о прекращении нарушений прав потребителей, действовало в рамках предоставленных законом полномочий, предписание подписано уполномоченным должностным лицом - руководителем управления, содержит печать Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области.
По содержанию оспариваемый акт соответствует требованиям закона. Предписание содержит указание на допущенные заявителем нарушения, подробное описание нарушений и нарушенных норм права, регулирующих правоотношения между управляющей организацией и физическими лицами.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого предписания послужило нарушением обществом пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, подпункта "п" пункта 49 Правил N 307. Обществу предложено в срок до 29.11.2010 прекратить нарушение прав потребителей путем внесения изменений в договор на управление многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "п" пункта 49 Правил N 307 исполнитель обязан, в том числе, предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре).
Вместе с тем в нарушение указанных норм права, в представленных заключенных договорах управления многоквартирным домом, заключенными с собственниками: Фроловой Н.В. от 01.02.2008 N Д-144/К-М, 54 "А", Морозовой Е.А. от 31.03.2008 N Д-17/П74, Мингазовым Ф.Ф. от 04.04.2008 N П-21/2-24, Чередовым Я.В. от 29.03.2008 N Д-2/П44 не доводится до сведения потребителей режим работы исполнителя - ООО "Жилсервис - Север"; обществом не доведено до сведений потребителей: адреса диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб; параметры качества предоставления коммунальных услуг; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, который может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд.
Таким образом, невключение данных вышеуказанных сведений в договор на управление многоквартирным домом противоречит положениям Закона о защите прав потребителей, а также Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, N 307.
Следовательно, предписание от 03.11.2010 N 4387/10, вынесенное Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области в отношении ООО "Жилсервис - Север" соответствует нормам законодательства о предоставлении коммунальных услуг и не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы общества о недопустимости вмешательства административного органа в хозяйственную деятельность общества, со ссылками на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации о свободе и равноправии субъектов хозяйствующих отношений, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, выдавая предписание о прекращении нарушений прав потребителей, обоснованно руководствовалось полномочиями, предоставленными ему положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей, пунктом 1 Положения о Федеральной службе по защите прав потребителей и благополучия человека, пунктом 7 Административного регламента в целях исполнения государственных функций по контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе, при заключении договора управления многоквартирным домом с лицами, желающими приобрести коммунальные услуги для личных, семейных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Более того, в соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В рассматриваемом случае Закону о защите прав потребителей и Правилам N 307.
На основании изложенного апелляционная жалоба ООО "Жилсервис - Север" подлежит отклонению, решение суда оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 11 марта 2011 года по делу N А37-2154/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)