Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6487/2011 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Серебряный источник", г. Ульяновск,
о признании незаконным решения,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.06.2011 по делу N 7453/04-2011 (т. 1 л.д. 2 - 3).
Определением суда от 30.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья "Серебряный источник" (т. 1 л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6487/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 75 - 78).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 83 - 84).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Ульяновское УФАС России 01.04.2011 поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение.
На основании указанного обращения приказом от 03.05.2011 N 144 Ульяновское УФАС России в отношении УМУП "Городской теплосервис" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
30.06.2011 решением по делу N 7453/04-2011 Управление признало действия предприятия, выразившиеся в выставлении ТСЖ "Серебряный источник" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 23 - 31).
Предприятие, не согласившись с решением Управления, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Из анализа статьи 198 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременно наличие двух условий:
- - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Из материалов дела видно, что УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП "Городской теплосервис" и ТСЖ "Серебряный источник" заключен договор теплоснабжения от 27.09.2007 N 9001.
УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения. В жилом многоквартирном доме ТСЖ "Серебряный источник" (г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 4А) установлены приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счетов-фактур от 30.01.2009 N 9001, от 27.02.2009 N 9001, от 31.03.2009 N 9001, от 30.04.2009 N 9001, от 30.10.2009 N 9001, от 30.11.2009 N 9001_ТИ_1, от 31.12.2009 N 9001_ТИ_1, от 29.01.2010 N 9001, от 26.02.2010 N 9001, от 31.03.2010 N 9001, от 30.04.2010 N 9001, от 29.10.2010 N 9001, от 30.11.2010 N 9001, от 31.12.2010 N 9001, от 31.01.2011 N 9001, от 28.02.2011 N 9001, от 31.03.2010 N 9001, от 29.04.2011 N 9001, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), показаниях приборов учета о параметрах теплоснабжения (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), актов об оказании услуг от 30.01.2009 N 9001; от 27.02.2009 N 9001; от 31.03.2009 N 9001; от 30.04.2009 N 9001; от 30.10.2009 N 9001; от 30.11.2009 N 9001_ТИ_1; от 31.12.2009 N 9001_ТИ_1; от 29.01.2010 N 9001; от 26.02.2010 N 9001; от 31.03.2010 N 9001; от 30.04.2010 N 9001; от 29.10.2010 N 9001; от 30.11.2010 N 9001; от 31.12.2010 N 9001; от 31.01.2011 N 9001; от 28.02.2011 N 9001; от 31.03.2010 N 9001; от 29.04.2011 N 9001, следует, что объем выставляемой УМУП "Городской теплосервис" к оплате ТСЖ "Серебряный источник" тепловой энергии для отопления определен путем сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчетным путем исходя из показаний приборов учета системы ГВС.
Кроме того, в феврале 2010 года согласно копии счета-фактуры от 26.02.2010 N 9001 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Следовательно, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальные услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанного ТСЖ подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"), установлены приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
В условиях отсутствия данного документа необходимо было руководствоваться пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП "Городской теплосервис" должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Поскольку указанные затраты не учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов при установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454), предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/08-4/347 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 признано не противоречащим действующему законодательству.
Аналогичным образом произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2010 год. То есть, без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Согласно пункту 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека.
Тариф на горячую воду в куб. м на 2008 год для УМУП "Городской теплосервис" не был утвержден уполномоченным органом местного управления. В силу действующего законодательства УМУП "Городской теплосервис" было обязано обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2008 год. Однако УМУП "Городской теплосервис" в уполномоченный орган местного самоуправления (Городской комитет по регулированию цен и тарифов) для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2008 год не обращалось.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами антимонопольного органа, содержащимися в оспариваемом решении о том, что действия предприятия нарушают статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Действия предприятия совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения и отопления граждан.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.
Предприятие превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
С 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47. Указанные Методические указания устанавливают новый порядок расчета платы за горячую воду для различных систем горячего водоснабжения. Однако на ранее возникшие правоотношения данные указания не распространяются, следовательно, до утверждения нового тарифа на горячую воду ресурсоснабжающие организации не вправе выставлять жителям потери в системах горячего водоснабжения. Следовательно, до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 N 06-454 ресурсоснабжающие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, сделал правильный вывод, что антимонопольным органом доказан факт нарушения Предприятием положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем выставления ТСЖ "Серебряный источник" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения, следовательно, решение по делу N 7453/04-2011 от 30.06.2011, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в рамках своих полномочий, является законным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При принятии апелляционной жалобы к производству подателю жалобы представлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы. Поскольку на момент вынесения данного постановления госпошлина не уплачена, она подлежит взысканию с предприятия.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6487/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2011 ПО ДЕЛУ N А72-6487/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2011 г. по делу N А72-6487/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6487/2011 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Серебряный источник", г. Ульяновск,
о признании незаконным решения,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485) (далее - УМУП "Городской теплосервис", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.06.2011 по делу N 7453/04-2011 (т. 1 л.д. 2 - 3).
Определением суда от 30.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья "Серебряный источник" (т. 1 л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.10.2011 по делу N А72-6487/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 75 - 78).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 83 - 84).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Ульяновское УФАС России 01.04.2011 поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП "Городской теплосервис" платы за отопление и горячее водоснабжение.
На основании указанного обращения приказом от 03.05.2011 N 144 Ульяновское УФАС России в отношении УМУП "Городской теплосервис" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
30.06.2011 решением по делу N 7453/04-2011 Управление признало действия предприятия, выразившиеся в выставлении ТСЖ "Серебряный источник" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 23 - 31).
Предприятие, не согласившись с решением Управления, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Из анализа статьи 198 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременно наличие двух условий:
- - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Из материалов дела видно, что УМУП "Городской теплосервис", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 N 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным номером 73.1.7.
Между УМУП "Городской теплосервис" и ТСЖ "Серебряный источник" заключен договор теплоснабжения от 27.09.2007 N 9001.
УМУП "Городской теплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения. В жилом многоквартирном доме ТСЖ "Серебряный источник" (г. Ульяновск, ул. Кузнецова, 4А) установлены приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Из имеющихся в материалах дела копий счетов-фактур от 30.01.2009 N 9001, от 27.02.2009 N 9001, от 31.03.2009 N 9001, от 30.04.2009 N 9001, от 30.10.2009 N 9001, от 30.11.2009 N 9001_ТИ_1, от 31.12.2009 N 9001_ТИ_1, от 29.01.2010 N 9001, от 26.02.2010 N 9001, от 31.03.2010 N 9001, от 30.04.2010 N 9001, от 29.10.2010 N 9001, от 30.11.2010 N 9001, от 31.12.2010 N 9001, от 31.01.2011 N 9001, от 28.02.2011 N 9001, от 31.03.2010 N 9001, от 29.04.2011 N 9001, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), показаниях приборов учета о параметрах теплоснабжения (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), актов об оказании услуг от 30.01.2009 N 9001; от 27.02.2009 N 9001; от 31.03.2009 N 9001; от 30.04.2009 N 9001; от 30.10.2009 N 9001; от 30.11.2009 N 9001_ТИ_1; от 31.12.2009 N 9001_ТИ_1; от 29.01.2010 N 9001; от 26.02.2010 N 9001; от 31.03.2010 N 9001; от 30.04.2010 N 9001; от 29.10.2010 N 9001; от 30.11.2010 N 9001; от 31.12.2010 N 9001; от 31.01.2011 N 9001; от 28.02.2011 N 9001; от 31.03.2010 N 9001; от 29.04.2011 N 9001, следует, что объем выставляемой УМУП "Городской теплосервис" к оплате ТСЖ "Серебряный источник" тепловой энергии для отопления определен путем сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчетным путем исходя из показаний приборов учета системы ГВС.
Кроме того, в феврале 2010 года согласно копии счета-фактуры от 26.02.2010 N 9001 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Следовательно, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальные услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что система централизованного горячего водоснабжения жилищного фонда указанного ТСЖ подключена к сетям УМУП "Городской теплосервис" по схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения (по СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения"), установлены приборы учета и имеется 4-х трубная система теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.
В условиях отсутствия данного документа необходимо было руководствоваться пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП "Городской теплосервис" должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП "Городской теплосервис" установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчет не включаются.
Поскольку указанные затраты не учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов при установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" (соответствующие тарифы утверждены постановлениями Городского комитета по регулированию цен и тарифов г. Ульяновска от 25.11.2008 N 237/03-01 и от 26.11.2009 N 241/03-01, приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-454), предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 по делу N А72-8819/08-4/347 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 N 237/03-01 признано не противоречащим действующему законодательству.
Аналогичным образом произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП "Городской теплосервис" на 2010 год. То есть, без учета каких-либо иных дополнительных потерь.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам N 307, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги применяется тариф на горячую воду (руб./куб. м).
Согласно пункту 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления используются следующие показатели: в отношении горячего водоснабжения - куб. м на одного человека.
Тариф на горячую воду в куб. м на 2008 год для УМУП "Городской теплосервис" не был утвержден уполномоченным органом местного управления. В силу действующего законодательства УМУП "Городской теплосервис" было обязано обратиться в орган местного самоуправления для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2008 год. Однако УМУП "Городской теплосервис" в уполномоченный орган местного самоуправления (Городской комитет по регулированию цен и тарифов) для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2008 год не обращалось.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами антимонопольного органа, содержащимися в оспариваемом решении о том, что действия предприятия нарушают статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Действия предприятия совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения и отопления граждан.
Потребителям услуги горячего водоснабжения при ее оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.
Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.
Предприятие превысило пределы допустимого осуществления гражданских прав, возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление.
С 05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47. Указанные Методические указания устанавливают новый порядок расчета платы за горячую воду для различных систем горячего водоснабжения. Однако на ранее возникшие правоотношения данные указания не распространяются, следовательно, до утверждения нового тарифа на горячую воду ресурсоснабжающие организации не вправе выставлять жителям потери в системах горячего водоснабжения. Следовательно, до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 N 06-454 ресурсоснабжающие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, сделал правильный вывод, что антимонопольным органом доказан факт нарушения Предприятием положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем выставления ТСЖ "Серебряный источник" платы за тепловые потери в трубопроводах систем горячего водоснабжения, следовательно, решение по делу N 7453/04-2011 от 30.06.2011, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в рамках своих полномочий, является законным и обоснованным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При принятии апелляционной жалобы к производству подателю жалобы представлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы. Поскольку на момент вынесения данного постановления госпошлина не уплачена, она подлежит взысканию с предприятия.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14 октября 2011 года по делу N А72-6487/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" - без удовлетворения.
Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)