Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Камериловой В.А., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Престиж" - Ерофеев Вячеслав Иванович по доверенности б/н от 24.05.2011,
от муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" - Заруднев Виктор Владимирович по доверенности N 519-11 от 03.11.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Престиж" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. по делу N А12-3889/2011
по иску товарищества собственников жилья "Престиж", г. Волгоград (ИНН 3444131811 ОГРН 1063444023389) к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство", г. Волгоград (ИНН 3448004130 ОГРН 1033401195288)
о понуждении наладить системы отопления в многоквартирных домах.
установил:
Товарищество собственников жилья "Престиж" (далее - ТСЖ "Престиж", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", ответчик) с требованиями об обязании ресурсоснабжающую организацию МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" увеличить диаметр регулировочных шайб на подающей линии систем отопления в жилом доме N 20 по пр. Ленина г. Волгограда с расчетных диаметров 15,2 мм, 15,3 мм, 15,4 мм на расчетные диаметры 19,7 мм, 21,1 мм, 22,4 мм; обязании ответчика увеличить диаметр регулировочных шайб в тепловых узлах дома N 8 по ул. Комсомольской г. Волгограда с 23,7 мм, 16,5 мм на расчетный диаметр 24,5 мм, 18,6 мм; обязании ответчика увеличить диаметр регулировочных шайб в тепловых узлах жилого дома N 7а по ул. Порт-Саида г. Волгограда с 16,4 мм, 19,5 мм на расчетный диаметр 17,6 мм, 19,1 мм.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Престиж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 267 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в обоснование иска истец указывает, что в отопительный сезон 2010 - 2011 г.г. в домах, относящихся к ТСЖ "Престиж" по ул. Комсомольской д. 8, по пр. Ленина д. 20, по ул. Порт-Саида д. 7А, температура в квартирах жильцов была ниже положенного уровня по причине того, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" установило регулировочные шайбы на узлах теплоснабжения недостаточного диаметра. В подтверждение своих доводов ТСЖ "Престиж" ссылается на акты обследования от 17.01.2011 г., составленные ООО "Центркран", и административный материал в отношении ТСЖ "Престиж", составленный жилищной инспекцией.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности, в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельств, указанных в обоснование заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал.
При этом, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу N А12-1957/2011 установлено, что между МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ТСЖ "Престиж" заключен договор поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 (далее также - Договор). Договор со стороны Истца подписан без разногласий.
Договорные отношения с Ресурсоснабжающими организациями по приобретению коммунальных ресурсов для нужд собственников и нанимателей в многоквартирных домах, не могут регулироваться обособлено от Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В Правилах N 307, указано, что в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 64).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 66).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (пункт 67).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (пункт 68)
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 69).
Согласно пункту 3.1.7 Договора исполнитель обязуется сообщать Ресурсоснабжающей организации о нарушении работы систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 5.6 Договора установлено, что факт снижения качества или непредоставления услуг но отоплению или горячему водоснабжению подтверждается двусторонним актом, подписываемым ответственными лицами Ресурсоснабжающей организации и Исполнителем.
Таким образом, Договором и Правилами N 307 предусмотрен порядок действий Исполнителя (ТСЖ "Престиж") в случае предоставления коммунальных ресурсов ненадлежащего качества. Документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, является акт, составленный в соответствии с п. 64 - 74 Правил N 307.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В нарушение указанной правовой нормы, как правомерно указал суд первой инстанции, доказательств того, что ТСЖ "Престиж" был выполнен порядок установления факта предоставления коммунального ресурса - тепловой энергией ненадлежащего качества, предусмотренный пунктами 64 - 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в материалы дела не представлено.
Акты обследования, предоставленные ТСЖ "Престиж", составлены в отсутствие представителей Ресурсоснабжающей организации, либо представителей государственной жилищной инспекции, замеров, свидетельствующих о несоответствии нормативной температуры в жилых помещениях, при обследовании, судя по актам, не произведено.
Акты ООО "Центркран" составлены 17.01.2011 г., тогда как истец указывает на поставку тепловой энергии (отопления) ненадлежащего качества в 2010 г.
Согласно протоколам ГЖИ производились обследования внутридомовых систем отопления (в частности в квартирах), где указано, что приборы отопления в квартирах прогреваются неравномерно, система отопления лестничных клеток подъезда N 1 по пр. Ленина, 20 находится не в рабочем состоянии: приборы отопления прогреваются до 3 этажа.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в силу требований действующего законодательства РФ и условий Договора не несет ответственности за состояние внутридомовой системы теплоснабжения.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.2 Договора Ресурсоснабжающая организация обязуется поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности показатели качества тепловой энергии и горячей воды, необходимые для поддержания нормативных параметров температуры горячей воды и воздуха в помещениях потребителя в соответствии с требованиями СанПин и Правил N 307.
Согласно инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 г. N 285 границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ТСЖ "Престиж": 1. За техническое состояние трубопроводов теплоснабжения и отопления от задвижек в тепловой насосной "пр. Ленина, 20" до наружных граней стен жилых домов по ул. Комсомольская, 8, ул. Порт - Сайда, 7а, задвижек в тепловых камерах ТК-1, ТК-2, ТК-7 несет ответственность МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство". 2. За техническое состояние узлов герметизации вводов в жилые дома по ул. Порт-Саида, 7а, ул. Комсомольская, 8, пр. Ленина, 20, внутренних систем теплопотребления указанных жилых домов, трубопроводов отопления от места врезки в подвале жилого дома по пр. Ленина, 20 в трубопроводы отопления МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" до тепловых узлов жилого дома по пр. Ленина, 20 несет ответственность ТСЖ "Престиж".
Согласно п. 3 Правил N 307 Исполнитель коммунальных услуг - ТСЖ "Престиж" - отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При изложенных обстоятельствах документы, на которые ТСЖ "Престиж" ссылается в подтверждение требований не доказывают факт поставки ответчиком тепловой энергии (отопления) ненадлежащего качества, не соответствуют требованиям Договора поставки тепловой энергии и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а также не отвечают критериям допустимости и достоверности, так как противоречат п. 1 ст. 67, ст. 68, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обосновывая необходимость установки регулировочных шайб в жилых домах N 8 по ул. Комсомольской, N 7а по ул. Порт-Саида, N 20 по пр. Ленина с заявленными диаметрами ТСЖ "Престиж" также ссылается на экспертное заключение N 201/2012, представленное в материалы дела экспертной организацией обществом с ограниченной ответственностью "МВК" по результатам проведения назначенной судом экспертизы по делу на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве нормативно-правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 307, части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 2.1.3 заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115.
Давая оценку представленным истцом доказательствам, равно как и правовым нормам, положенным в основу заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В силу части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 6 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии.
На основании пункта 2.1.3. заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 ответчик принял обязательство обеспечить надежную эксплуатацию и функционирование систем теплоснабжения и горячего водоснабжения принадлежащих Ресурсоснабжающей организации в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Вместе с тем, из буквального толкования данных нормативно-правовых актов не следует обязанность ресурсоснабжающей организации по замене регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в жилых домах по требованию Абонента.
Такой вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, является обоснованным.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом установленных в рамках рассмотрения арбитражного дела N А12-1957/2011 обстоятельств, истцом не представлено доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что поставка МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в отопительный сезон 2010 - 2011 г.г. в дома, относящиеся к ТСЖ "Престиж" по ул. Комсомольской д. 8, по пр. Ленина д. 20, по ул. Порт-Саида д. 7А, тепловой энергии была ненадлежащего качества, а также наличие причинно-следственной связи между низкой температурой в квартирах указанных домов и диаметром регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в данных жилых домах.
Кроме того, ответчиком в августе - сентябре 2011 г. была произведена замена регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в спорных жилых домах на регулировочные шайбы с большем диаметром, в подтверждение чего ответчиком представлены акты на промывку и опрессовку систем отопления. Так, в доме 8 по ул. Комсомольской установлены шайбы с диаметром 16,9 мм и 24 мм, в доме 7а по ул. Порт-Саида - 17,8 мм и 18,0 мм, в доме 20 по пр. Ленина - 18,9 мм, 19,5 и 19,6 мм.
Доказательств недостаточного прогревания квартир в данных жилых домах после замены регулировочных шайб истцом также не представлено.
Кроме того как следует из экспертного заключения в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов осуществлялась замена приборов отопления без согласования с эксплуатационной организацией.
Соответствующих разрешений на замену, перенос, а также увеличение приборов отопления жилых и не жилых помещений, полученных в установленном действующим законодательством порядке не выявлено.
При ответе на вопрос N 11 какой должен быть расчет диаметра дроссельных диафрагм в тепловых узлах в спорных домах в отопительный период при соответствии системы отопления проектной документации эксперт пояснил, что дать ответ на поставленный вопрос не представляется возможным, поскольку отсутствует проектная документация.
Кроме того, заключение содержит выводы о том, что нарушение работы систем отопления в домах могло явиться следствием нарушения гидравлического режима теплоснабжения в указанных домах.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 г. ТСЖ "Престиж" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Учитывая, что решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, то государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. по делу N А12-3889/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Престиж" (ИНН 3444131811 ОГРН 1063444023389) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2012 ПО ДЕЛУ N А12-3889/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2012 г. по делу N А12-3889/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2012 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Камериловой В.А., Лыткиной О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Престиж" - Ерофеев Вячеслав Иванович по доверенности б/н от 24.05.2011,
от муниципального унитарного предприятия "Волгоградское коммунальное хозяйство" - Заруднев Виктор Владимирович по доверенности N 519-11 от 03.11.2011.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Престиж" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. по делу N А12-3889/2011
по иску товарищества собственников жилья "Престиж", г. Волгоград (ИНН 3444131811 ОГРН 1063444023389) к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство", г. Волгоград (ИНН 3448004130 ОГРН 1033401195288)
о понуждении наладить системы отопления в многоквартирных домах.
установил:
Товарищество собственников жилья "Престиж" (далее - ТСЖ "Престиж", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию "Волгоградское коммунальное хозяйство" (далее - МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство", ответчик) с требованиями об обязании ресурсоснабжающую организацию МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" увеличить диаметр регулировочных шайб на подающей линии систем отопления в жилом доме N 20 по пр. Ленина г. Волгограда с расчетных диаметров 15,2 мм, 15,3 мм, 15,4 мм на расчетные диаметры 19,7 мм, 21,1 мм, 22,4 мм; обязании ответчика увеличить диаметр регулировочных шайб в тепловых узлах дома N 8 по ул. Комсомольской г. Волгограда с 23,7 мм, 16,5 мм на расчетный диаметр 24,5 мм, 18,6 мм; обязании ответчика увеличить диаметр регулировочных шайб в тепловых узлах жилого дома N 7а по ул. Порт-Саида г. Волгограда с 16,4 мм, 19,5 мм на расчетный диаметр 17,6 мм, 19,1 мм.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Престиж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 267 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в обоснование иска истец указывает, что в отопительный сезон 2010 - 2011 г.г. в домах, относящихся к ТСЖ "Престиж" по ул. Комсомольской д. 8, по пр. Ленина д. 20, по ул. Порт-Саида д. 7А, температура в квартирах жильцов была ниже положенного уровня по причине того, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" установило регулировочные шайбы на узлах теплоснабжения недостаточного диаметра. В подтверждение своих доводов ТСЖ "Престиж" ссылается на акты обследования от 17.01.2011 г., составленные ООО "Центркран", и административный материал в отношении ТСЖ "Престиж", составленный жилищной инспекцией.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности, в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельств, указанных в обоснование заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении иска отказал.
При этом, принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, вступившими в законную силу судебными актами по арбитражному делу N А12-1957/2011 установлено, что между МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ТСЖ "Престиж" заключен договор поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 (далее также - Договор). Договор со стороны Истца подписан без разногласий.
Договорные отношения с Ресурсоснабжающими организациями по приобретению коммунальных ресурсов для нужд собственников и нанимателей в многоквартирных домах, не могут регулироваться обособлено от Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307).
В Правилах N 307, указано, что в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба) (пункт 64).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 66).
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (пункт 67).
Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (пункт 68)
В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 69).
Согласно пункту 3.1.7 Договора исполнитель обязуется сообщать Ресурсоснабжающей организации о нарушении работы систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Пунктом 5.6 Договора установлено, что факт снижения качества или непредоставления услуг но отоплению или горячему водоснабжению подтверждается двусторонним актом, подписываемым ответственными лицами Ресурсоснабжающей организации и Исполнителем.
Таким образом, Договором и Правилами N 307 предусмотрен порядок действий Исполнителя (ТСЖ "Престиж") в случае предоставления коммунальных ресурсов ненадлежащего качества. Документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, является акт, составленный в соответствии с п. 64 - 74 Правил N 307.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В нарушение указанной правовой нормы, как правомерно указал суд первой инстанции, доказательств того, что ТСЖ "Престиж" был выполнен порядок установления факта предоставления коммунального ресурса - тепловой энергией ненадлежащего качества, предусмотренный пунктами 64 - 74 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в материалы дела не представлено.
Акты обследования, предоставленные ТСЖ "Престиж", составлены в отсутствие представителей Ресурсоснабжающей организации, либо представителей государственной жилищной инспекции, замеров, свидетельствующих о несоответствии нормативной температуры в жилых помещениях, при обследовании, судя по актам, не произведено.
Акты ООО "Центркран" составлены 17.01.2011 г., тогда как истец указывает на поставку тепловой энергии (отопления) ненадлежащего качества в 2010 г.
Согласно протоколам ГЖИ производились обследования внутридомовых систем отопления (в частности в квартирах), где указано, что приборы отопления в квартирах прогреваются неравномерно, система отопления лестничных клеток подъезда N 1 по пр. Ленина, 20 находится не в рабочем состоянии: приборы отопления прогреваются до 3 этажа.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в силу требований действующего законодательства РФ и условий Договора не несет ответственности за состояние внутридомовой системы теплоснабжения.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.2 Договора Ресурсоснабжающая организация обязуется поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности показатели качества тепловой энергии и горячей воды, необходимые для поддержания нормативных параметров температуры горячей воды и воздуха в помещениях потребителя в соответствии с требованиями СанПин и Правил N 307.
Согласно инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 г. N 285 границей эксплуатационной ответственности является линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон; при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" и ТСЖ "Престиж": 1. За техническое состояние трубопроводов теплоснабжения и отопления от задвижек в тепловой насосной "пр. Ленина, 20" до наружных граней стен жилых домов по ул. Комсомольская, 8, ул. Порт - Сайда, 7а, задвижек в тепловых камерах ТК-1, ТК-2, ТК-7 несет ответственность МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство". 2. За техническое состояние узлов герметизации вводов в жилые дома по ул. Порт-Саида, 7а, ул. Комсомольская, 8, пр. Ленина, 20, внутренних систем теплопотребления указанных жилых домов, трубопроводов отопления от места врезки в подвале жилого дома по пр. Ленина, 20 в трубопроводы отопления МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" до тепловых узлов жилого дома по пр. Ленина, 20 несет ответственность ТСЖ "Престиж".
Согласно п. 3 Правил N 307 Исполнитель коммунальных услуг - ТСЖ "Престиж" - отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
При изложенных обстоятельствах документы, на которые ТСЖ "Престиж" ссылается в подтверждение требований не доказывают факт поставки ответчиком тепловой энергии (отопления) ненадлежащего качества, не соответствуют требованиям Договора поставки тепловой энергии и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 и Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а также не отвечают критериям допустимости и достоверности, так как противоречат п. 1 ст. 67, ст. 68, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обосновывая необходимость установки регулировочных шайб в жилых домах N 8 по ул. Комсомольской, N 7а по ул. Порт-Саида, N 20 по пр. Ленина с заявленными диаметрами ТСЖ "Престиж" также ссылается на экспертное заключение N 201/2012, представленное в материалы дела экспертной организацией обществом с ограниченной ответственностью "МВК" по результатам проведения назначенной судом экспертизы по делу на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В качестве нормативно-правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 307, части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 2.1.3 заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115.
Давая оценку представленным истцом доказательствам, равно как и правовым нормам, положенным в основу заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В силу части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно пункту 6 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии.
На основании пункта 2.1.3. заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергией и горячей воды от 30.06.2010 г. N 007115 ответчик принял обязательство обеспечить надежную эксплуатацию и функционирование систем теплоснабжения и горячего водоснабжения принадлежащих Ресурсоснабжающей организации в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Вместе с тем, из буквального толкования данных нормативно-правовых актов не следует обязанность ресурсоснабжающей организации по замене регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в жилых домах по требованию Абонента.
Такой вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, является обоснованным.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом установленных в рамках рассмотрения арбитражного дела N А12-1957/2011 обстоятельств, истцом не представлено доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что поставка МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" в отопительный сезон 2010 - 2011 г.г. в дома, относящиеся к ТСЖ "Престиж" по ул. Комсомольской д. 8, по пр. Ленина д. 20, по ул. Порт-Саида д. 7А, тепловой энергии была ненадлежащего качества, а также наличие причинно-следственной связи между низкой температурой в квартирах указанных домов и диаметром регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в данных жилых домах.
Кроме того, ответчиком в августе - сентябре 2011 г. была произведена замена регулировочных шайб на подающих линиях систем отопления в спорных жилых домах на регулировочные шайбы с большем диаметром, в подтверждение чего ответчиком представлены акты на промывку и опрессовку систем отопления. Так, в доме 8 по ул. Комсомольской установлены шайбы с диаметром 16,9 мм и 24 мм, в доме 7а по ул. Порт-Саида - 17,8 мм и 18,0 мм, в доме 20 по пр. Ленина - 18,9 мм, 19,5 и 19,6 мм.
Доказательств недостаточного прогревания квартир в данных жилых домах после замены регулировочных шайб истцом также не представлено.
Кроме того как следует из экспертного заключения в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов осуществлялась замена приборов отопления без согласования с эксплуатационной организацией.
Соответствующих разрешений на замену, перенос, а также увеличение приборов отопления жилых и не жилых помещений, полученных в установленном действующим законодательством порядке не выявлено.
При ответе на вопрос N 11 какой должен быть расчет диаметра дроссельных диафрагм в тепловых узлах в спорных домах в отопительный период при соответствии системы отопления проектной документации эксперт пояснил, что дать ответ на поставленный вопрос не представляется возможным, поскольку отсутствует проектная документация.
Кроме того, заключение содержит выводы о том, что нарушение работы систем отопления в домах могло явиться следствием нарушения гидравлического режима теплоснабжения в указанных домах.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 г. ТСЖ "Престиж" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Учитывая, что решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, то государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.02.2012 г. по делу N А12-3889/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Престиж" (ИНН 3444131811 ОГРН 1063444023389) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И.АНТОНОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)