Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Калашниковой М.Г. и Леоновой О.В., при участии от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" - Ворониной Л.И. (доверенность от 15.01.2009), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея - Женетль А.Ш. (доверенность от 20.07.2009), в отсутствие товарищества собственников жилья "ЖСК - 30", Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Колесов Ю.И., Смотрова Н.Н.) по делу N А01-1764/2008-5, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Майкопские тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения и предписания от 13.08.2008 по делу N А-2/08-10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением от 15.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2009, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу, что управление вышло за пределы своей компетенции; технические условия, предусматривающие установку приборов на горячую воду и на отопление, не противоречат законодательству.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По его мнению, включение в технические условия установки приборов учета в системе горячего водоснабжения является злоупотреблением доминирующем положением на рынке.
Предприятие в отзыве отклонило доводы жалобы, Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея просило рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои жалобу и отзыв.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие и ТСЖ "ЖСК - 10" заключили договор поставки тепловой энергии от 23.01.2004 N 730, согласно которому предприятие обязалось поставлять ТСЖ через присоединенную сеть тепловую энергию, а последнее - ее оплачивать и соблюдать режим потребления.
Письмом от 05.06.2008 N 80 ТСЖ обратилось к предприятию с просьбой разрешить установить дополнительные трубы на отопление и предоставить технические условия на установку прибора учета на отопление.
Предприятие в свою очередь направило ТСЖ технические условия от 16.06.2008 N 10, предусматривающие установку приборов учета и отопления, и горячего водоснабжения.
19 июня 2008 года ТСЖ письмом просило предприятие внести корректировку в пункт 2 технических условий по проектировке только системы отопления, поскольку на общем собрании жителей многоквартирного дома 28.03.2008 принято решение установить в 2008 году лишь прибор учета отопления.
Письмом от 20.06.2008 предприятие пояснило ТСЖ, что необходимость корректировки отсутствует, поскольку технические условия соответствуют требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Это послужило основанием для обращения ТСЖ с заявлением в управление.
При рассмотрении дела управление пришло к выводу, что предприятие навязывает контрагенту невыгодные условия договора. В действиях предприятия установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции). На основании указанного решения выдано предписание от 13.08.2008, согласно которому предприятие обязано в срок до 10.09.2008 прекратить нарушение Закона о конкуренции путем исключения из пункта 2 технических условий от 16.06.2008 N 10 обязанности ТСЖ установить узел учета на горячее водоснабжение.
Предприятие, полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. В статье 543 Кодекса предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Статьей 544 Кодекса определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает энергоснабжение жилых домов с определением количества энергии приборами учета, допуская расчетный способ определения энергопотребления как временный.
Суды правомерно учли, что установка приборов учета на горячую воду и отопление не ущемляет интересов ТСЖ; на момент получения технических условий товарищество имело намерение установить приборы учета на отопление и горячее водоснабжение, что следует из протокола общего собрания (т. 1, л. д. 75); товарищество включено в муниципальную целевую программу "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального образования "Город Майкоп"" на 2008 - 2011 годы.
В решении и предписании управления отсутствуют мотивированные выводы о том, что спорные технические условия содержат требования о незамедлительной установке прибора учета горячего водоснабжения независимо от имущественных возможностей ТСЖ, а также о том, что при неустановке названного прибора не будет приниматься в эксплуатацию прибор учета отопления.
При изложенных обстоятельствах, всесторонне и полно исследованных судами, заявление предприятия удовлетворено правильно. Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А01-1764/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2009 ПО ДЕЛУ N А01-1764/2008-5
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2009 г. по делу N А01-1764/2008-5
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Калашниковой М.Г. и Леоновой О.В., при участии от заявителя - муниципального унитарного предприятия "Майкопские тепловые сети" - Ворониной Л.И. (доверенность от 15.01.2009), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея - Женетль А.Ш. (доверенность от 20.07.2009), в отсутствие товарищества собственников жилья "ЖСК - 30", Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 (судьи Ткаченко Т.И., Колесов Ю.И., Смотрова Н.Н.) по делу N А01-1764/2008-5, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие "Майкопские тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконным решения и предписания от 13.08.2008 по делу N А-2/08-10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - управление).
Решением от 15.02.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.04.2009, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу, что управление вышло за пределы своей компетенции; технические условия, предусматривающие установку приборов на горячую воду и на отопление, не противоречат законодательству.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По его мнению, включение в технические условия установки приборов учета в системе горячего водоснабжения является злоупотреблением доминирующем положением на рынке.
Предприятие в отзыве отклонило доводы жалобы, Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея просило рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои жалобу и отзыв.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, предприятие и ТСЖ "ЖСК - 10" заключили договор поставки тепловой энергии от 23.01.2004 N 730, согласно которому предприятие обязалось поставлять ТСЖ через присоединенную сеть тепловую энергию, а последнее - ее оплачивать и соблюдать режим потребления.
Письмом от 05.06.2008 N 80 ТСЖ обратилось к предприятию с просьбой разрешить установить дополнительные трубы на отопление и предоставить технические условия на установку прибора учета на отопление.
Предприятие в свою очередь направило ТСЖ технические условия от 16.06.2008 N 10, предусматривающие установку приборов учета и отопления, и горячего водоснабжения.
19 июня 2008 года ТСЖ письмом просило предприятие внести корректировку в пункт 2 технических условий по проектировке только системы отопления, поскольку на общем собрании жителей многоквартирного дома 28.03.2008 принято решение установить в 2008 году лишь прибор учета отопления.
Письмом от 20.06.2008 предприятие пояснило ТСЖ, что необходимость корректировки отсутствует, поскольку технические условия соответствуют требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170. Это послужило основанием для обращения ТСЖ с заявлением в управление.
При рассмотрении дела управление пришло к выводу, что предприятие навязывает контрагенту невыгодные условия договора. В действиях предприятия установлено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции). На основании указанного решения выдано предписание от 13.08.2008, согласно которому предприятие обязано в срок до 10.09.2008 прекратить нарушение Закона о конкуренции путем исключения из пункта 2 технических условий от 16.06.2008 N 10 обязанности ТСЖ установить узел учета на горячее водоснабжение.
Предприятие, полагая, что решение и предписание антимонопольного органа являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. В статье 543 Кодекса предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Статьей 544 Кодекса определено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает энергоснабжение жилых домов с определением количества энергии приборами учета, допуская расчетный способ определения энергопотребления как временный.
Суды правомерно учли, что установка приборов учета на горячую воду и отопление не ущемляет интересов ТСЖ; на момент получения технических условий товарищество имело намерение установить приборы учета на отопление и горячее водоснабжение, что следует из протокола общего собрания (т. 1, л. д. 75); товарищество включено в муниципальную целевую программу "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального образования "Город Майкоп"" на 2008 - 2011 годы.
В решении и предписании управления отсутствуют мотивированные выводы о том, что спорные технические условия содержат требования о незамедлительной установке прибора учета горячего водоснабжения независимо от имущественных возможностей ТСЖ, а также о том, что при неустановке названного прибора не будет приниматься в эксплуатацию прибор учета отопления.
При изложенных обстоятельствах, всесторонне и полно исследованных судами, заявление предприятия удовлетворено правильно. Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.12.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2009 по делу N А01-1764/2008-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
М.Г.КАЛАШНИКОВА
О.В.ЛЕОНОВА
Ю.В.РЫЖКОВ
Судьи
М.Г.КАЛАШНИКОВА
О.В.ЛЕОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)