Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Суздальцева Т.В. по доверенности от 09.01.2008 г. (до 31.12.2009 г.)
от заинтересованного лица: Осипов В.В. по доверенности N 26 от 28.05.2008 г. (до 31.12.2009 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 апреля 2008 года по делу N А45-5124/2008-41/108 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец"
к Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области
о признании недействительным постановления N 75-08 от 20.03.2008 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец" (далее по тексту ООО "УК Дзержинец", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции г. Новосибирска (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении от 20.03.08 г. N 75-08.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.04.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК Дзержинец" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- у Общества не имелось возможности для надлежащего исполнения правил и норм по содержанию многоквартирного дома; при подписании договоров управления собственниками дома N 14/2 ими была указана дата задним числом 23.05.2007 г.; постановлению МТУ Ростехнадзора судом не дана оценка.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 19.05.2008 г.), ее представитель в судебном заседании считают требования подателя жалобы необоснованными, по основаниям выяснения судом при рассмотрении дела всех обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, правильного применения норм материального и процессуального права; доводы апелляционной жалобы о подписании договоров задним числом не подтверждены безусловными доказательствами; на момент приема многоквартирного дома ООО "УК Дзержинец" имело представление о том, в каком состоянии оно принимает указанный дом; от управляющей организации не поступало предложений о включении в перечень работ всех необходимых работ для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан; в результате бездействия выбранной управляющей организации собственники своевременно не имели объективной возможности вынести на утверждение общего собрания перечень работ и услуг, необходимый для сохранности общего имущества; ООО "УК Дзержинец" не приняты все меры для установления платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.04.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Дзержинец" является организацией, выбранной в качестве управляющей собственниками жилого дома N 14/2 по проспекту Дзержинского в г. Новосибирске.
Жилищной инспекцией проведено мероприятие по контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности указанного жилого дома.
В ходе проверки установлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя 27.09.03 г. N 170: п. п. 3.2.3, 2.2, 3.2.3, 4.6.1.1, 3.3.4, 4.6.1, 4.6.1.1, 4.6.1.26, 5.1.3, 5.2.22, 2.6.6, 2.6.7, 4.7.1, 4.7.2, 4.1.14, 3.4.1, 4.1.3, 4.6, 4.6.1.25, 5.6.2, пунктов 10а, б, 11а, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, выразившиеся в ненадлежащем содержании ООО "УК Дзержинец" указанного жилого дома, а именно не обеспечено: восстановление работоспособности приборов отопления в лестничной клетке эвакуационного выхода и лифтового холла на 1 этаже; устранение неисправности конструктивных элементов крылец эвакуационного выхода и входа в подъезд (сколы, выступающая арматура, нарушение горизонтальности, трещины в конструктивных элементах крылец); восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов системы отопления, горячего и холодного водоснабжения в не отапливаемых подвальных и чердачных помещениях; устранение неисправности запирающих устройств поэтажных электрощитков; в тепловом узле установка поверенных манометров и термометров в объеме установленных требований; устранение засора внутридомовых трубопроводов системы канализации, приводящих к затоплению подвальных помещений, помещений 1-го этажа и квартир с N 3 по 18; проведение плановых осмотров общего имущества дома; восстановление отслоившихся керамических плиток полов в поэтажных холлах 1, 3, 4, 5, 10 этажей.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.02.2008 г. N 39-06-06-20/28 (л.д. 29) и протоколе об административном правонарушении от 06.03.2008 г. N 39-06-09-20/09 (л.д. 24).
Постановлением Государственной жилищной инспекции N 75-08 от 20.03.2008 г. общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 4).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтвержденности наличия события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении актом проверки и протоколом об административном правонарушении; недоказанности заявителем принимаемых мер по выполнению возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома; непредставления безусловных доказательств заключения договора управления от 23.05.2007 года в феврале 2008 года; составления процессуальных документов, вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий и установленного законом срока.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно протоколу проведения заочного голосования по выбору способа управления многоквартирным домом от 22.09.2006 г. (л.д. 39) принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом по адресу пр. Дзержинского 14/2 - управление управляющей организацией ООО "УК Дзержинец".
На основании указанного протокола актом N 01 от 01.05.2007 г. (л.д. 41) директором муниципального учреждения "Дирекция заказчика по ЖКХ Дзержинского района" г. Новосибирска передано, а исполнительным директором ООО "УК Дзержинец" принято управление многоквартирными домами, в том числе по адресу пр. Дзержинского, 14/2.
Договором управления многоквартирным домом от 23 мая 2007 г. (л.д. 46) предусмотрена обязанность управляющей организации оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1.2).
В силу п. п. 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 настоящих Правил содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Выявленные в ходе проверки недостатки являются нарушениями пунктов 3.2.3, 2.2, 3.2.3, 4.6.1.1, 3.3.4, 4.6.1, 4.6.1.1, 4.6.1.26, 5.1.3, 5.2.22, 2.6.6, 2.6.7, 4.7.1, 4.7.2, 4.1.14, 3.4.1, 4.1.3, 4.6, 4.6.1.25, 5.6.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 и определяющих требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Факты нарушения Обществом Правил технической эксплуатации жилищного фонда установлены судом и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, Общество не отрицает сам факт наличия установленных Жилищной инспекцией недостатков, вместе с тем, по мнению подателя апелляционной жалобы, у Общества отсутствовала возможность для надлежащего исполнения правил и норм по содержанию многоквартирного дома, ввиду того, что собственниками дома пр. Дзержинского, 14/2 не было реализовано в установленном порядке свое решение о выборе способа управления домом, а именно не заключены до марта 2008 года договоры управления домом, в связи с чем производились только необходимые работы с целью лишь поддержания его жизнедеятельности.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод Общества, поскольку материалами дела подтверждается факт выбора собственниками управления многоквартирным домом Обществом (л.д. 39); передачи управления указанного дома Обществу (л.д.); заключения договора управления (л.д. 46), при этом доказательств, опровергающих указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ Обществом не представлены.
Так, ссылка заявителя на письма от 18.01.2008 г. N 58, от 18.01.2008 г. N 57, от 08.02.2008 г. к собственникам помещений, ответ прокурору от 27.12.2007 г., от 11.01.2008 г. N 15 правомерно не приняты судом первой инстанции как содержащие одностороннюю информацию, исходящую из самого общества.
Указание в постановлении МТУ Ростехнадзора по СФО N А60-2482 от 12.02.2008 г. о не заключении договоров управления многоквартирным домом с ООО "УК Дзержинец" сам по себе не может свидетельствовать о подтверждении указанного факта, ввиду того, что указанному постановлению в настоящем деле оценка законности и правомерности вынесения не дается, кроме того, ввиду наличия в материалах дела договора управления домом от 23 мая 2007 года, доказательств недостоверности сведений которого Обществом в материалы дела не представлено; при этом довод подателя апелляционной жалобы о подписании собственниками указанных договоров в феврале 2008 года задним числом никакими доказательствами не подтверждено; согласно п. 1.4 имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом от 23.05.2007 г. факт передачи многоквартирного дома в управление Управляющей организации оформляется актом приема-передачи, который Обществом не представлен, что в совокупности с вышеизложенным свидетельствует о необоснованности доводов ООО "УК Дзержинец".
Кроме того, оплата за коммунальные услуги: содержание дома, ремонт, согласно пояснений представителя заявителя в судебном заседании, жильцами дома производилась по счетам, выставляемым ООО "УК Дзержинец".
ООО "УК Дзержинец" является коммерческой организацией и осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск (ст. 2 ГК РФ).
На момент приема многоквартирного дома в управление Общество имело представление о том, какие дома и в каком состоянии оно принимает, какие дома требуют ремонта, какое количество денежных средств необходимо для проведения капитального ремонта жилых домов.
Однако заявителем не представлены доказательства принятия мер по информированию собственников жилья о недостаточности взимаемых денежных средств для надлежащего содержания дома, а также о заключении договоров с момента передачи дома (2006 год) до 08.02.2008 года (л.д. 59), внесения предложений собственникам многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с целью обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, составления акта осмотра и передачи его собственникам, принятия других зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Факт правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается материалами дела, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности и срок давности привлечения лица к административной ответственности жилищной инспекцией соблюдены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 апреля 2008 года по делу N А45-5124/2008-41/108 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 N 07АП-3177/08 ПО ДЕЛУ N А45-5124/2008-41/108
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. N 07АП-3177/08
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Суздальцева Т.В. по доверенности от 09.01.2008 г. (до 31.12.2009 г.)
от заинтересованного лица: Осипов В.В. по доверенности N 26 от 28.05.2008 г. (до 31.12.2009 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 17 апреля 2008 года по делу N А45-5124/2008-41/108 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец"
к Государственной жилищной инспекции по Новосибирской области
о признании недействительным постановления N 75-08 от 20.03.2008 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дзержинец" (далее по тексту ООО "УК Дзержинец", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции г. Новосибирска (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении от 20.03.08 г. N 75-08.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.04.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК Дзержинец" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- у Общества не имелось возможности для надлежащего исполнения правил и норм по содержанию многоквартирного дома; при подписании договоров управления собственниками дома N 14/2 ими была указана дата задним числом 23.05.2007 г.; постановлению МТУ Ростехнадзора судом не дана оценка.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении.
Жилищная инспекция в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 19.05.2008 г.), ее представитель в судебном заседании считают требования подателя жалобы необоснованными, по основаниям выяснения судом при рассмотрении дела всех обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствия выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, правильного применения норм материального и процессуального права; доводы апелляционной жалобы о подписании договоров задним числом не подтверждены безусловными доказательствами; на момент приема многоквартирного дома ООО "УК Дзержинец" имело представление о том, в каком состоянии оно принимает указанный дом; от управляющей организации не поступало предложений о включении в перечень работ всех необходимых работ для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан; в результате бездействия выбранной управляющей организации собственники своевременно не имели объективной возможности вынести на утверждение общего собрания перечень работ и услуг, необходимый для сохранности общего имущества; ООО "УК Дзержинец" не приняты все меры для установления платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.04.2008 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Дзержинец" является организацией, выбранной в качестве управляющей собственниками жилого дома N 14/2 по проспекту Дзержинского в г. Новосибирске.
Жилищной инспекцией проведено мероприятие по контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности указанного жилого дома.
В ходе проверки установлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя 27.09.03 г. N 170: п. п. 3.2.3, 2.2, 3.2.3, 4.6.1.1, 3.3.4, 4.6.1, 4.6.1.1, 4.6.1.26, 5.1.3, 5.2.22, 2.6.6, 2.6.7, 4.7.1, 4.7.2, 4.1.14, 3.4.1, 4.1.3, 4.6, 4.6.1.25, 5.6.2, пунктов 10а, б, 11а, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, выразившиеся в ненадлежащем содержании ООО "УК Дзержинец" указанного жилого дома, а именно не обеспечено: восстановление работоспособности приборов отопления в лестничной клетке эвакуационного выхода и лифтового холла на 1 этаже; устранение неисправности конструктивных элементов крылец эвакуационного выхода и входа в подъезд (сколы, выступающая арматура, нарушение горизонтальности, трещины в конструктивных элементах крылец); восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов системы отопления, горячего и холодного водоснабжения в не отапливаемых подвальных и чердачных помещениях; устранение неисправности запирающих устройств поэтажных электрощитков; в тепловом узле установка поверенных манометров и термометров в объеме установленных требований; устранение засора внутридомовых трубопроводов системы канализации, приводящих к затоплению подвальных помещений, помещений 1-го этажа и квартир с N 3 по 18; проведение плановых осмотров общего имущества дома; восстановление отслоившихся керамических плиток полов в поэтажных холлах 1, 3, 4, 5, 10 этажей.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 26.02.2008 г. N 39-06-06-20/28 (л.д. 29) и протоколе об административном правонарушении от 06.03.2008 г. N 39-06-09-20/09 (л.д. 24).
Постановлением Государственной жилищной инспекции N 75-08 от 20.03.2008 г. общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 4).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из подтвержденности наличия события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении актом проверки и протоколом об административном правонарушении; недоказанности заявителем принимаемых мер по выполнению возложенных на него обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома; непредставления безусловных доказательств заключения договора управления от 23.05.2007 года в феврале 2008 года; составления процессуальных документов, вынесения постановления по делу об административном правонарушении должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий и установленного законом срока.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно протоколу проведения заочного голосования по выбору способа управления многоквартирным домом от 22.09.2006 г. (л.д. 39) принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом по адресу пр. Дзержинского 14/2 - управление управляющей организацией ООО "УК Дзержинец".
На основании указанного протокола актом N 01 от 01.05.2007 г. (л.д. 41) директором муниципального учреждения "Дирекция заказчика по ЖКХ Дзержинского района" г. Новосибирска передано, а исполнительным директором ООО "УК Дзержинец" принято управление многоквартирными домами, в том числе по адресу пр. Дзержинского, 14/2.
Договором управления многоквартирным домом от 23 мая 2007 г. (л.д. 46) предусмотрена обязанность управляющей организации оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.1.2).
В силу п. п. 2, 39 и 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, управляющие организации несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством. Контроль за содержанием общего имущества осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 настоящих Правил содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) освещение помещений общего пользования; в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Выявленные в ходе проверки недостатки являются нарушениями пунктов 3.2.3, 2.2, 3.2.3, 4.6.1.1, 3.3.4, 4.6.1, 4.6.1.1, 4.6.1.26, 5.1.3, 5.2.22, 2.6.6, 2.6.7, 4.7.1, 4.7.2, 4.1.14, 3.4.1, 4.1.3, 4.6, 4.6.1.25, 5.6.2 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 и определяющих требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Факты нарушения Обществом Правил технической эксплуатации жилищного фонда установлены судом и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, Общество не отрицает сам факт наличия установленных Жилищной инспекцией недостатков, вместе с тем, по мнению подателя апелляционной жалобы, у Общества отсутствовала возможность для надлежащего исполнения правил и норм по содержанию многоквартирного дома, ввиду того, что собственниками дома пр. Дзержинского, 14/2 не было реализовано в установленном порядке свое решение о выборе способа управления домом, а именно не заключены до марта 2008 года договоры управления домом, в связи с чем производились только необходимые работы с целью лишь поддержания его жизнедеятельности.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанный довод Общества, поскольку материалами дела подтверждается факт выбора собственниками управления многоквартирным домом Обществом (л.д. 39); передачи управления указанного дома Обществу (л.д.); заключения договора управления (л.д. 46), при этом доказательств, опровергающих указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ Обществом не представлены.
Так, ссылка заявителя на письма от 18.01.2008 г. N 58, от 18.01.2008 г. N 57, от 08.02.2008 г. к собственникам помещений, ответ прокурору от 27.12.2007 г., от 11.01.2008 г. N 15 правомерно не приняты судом первой инстанции как содержащие одностороннюю информацию, исходящую из самого общества.
Указание в постановлении МТУ Ростехнадзора по СФО N А60-2482 от 12.02.2008 г. о не заключении договоров управления многоквартирным домом с ООО "УК Дзержинец" сам по себе не может свидетельствовать о подтверждении указанного факта, ввиду того, что указанному постановлению в настоящем деле оценка законности и правомерности вынесения не дается, кроме того, ввиду наличия в материалах дела договора управления домом от 23 мая 2007 года, доказательств недостоверности сведений которого Обществом в материалы дела не представлено; при этом довод подателя апелляционной жалобы о подписании собственниками указанных договоров в феврале 2008 года задним числом никакими доказательствами не подтверждено; согласно п. 1.4 имеющегося в материалах дела договора управления многоквартирным домом от 23.05.2007 г. факт передачи многоквартирного дома в управление Управляющей организации оформляется актом приема-передачи, который Обществом не представлен, что в совокупности с вышеизложенным свидетельствует о необоснованности доводов ООО "УК Дзержинец".
Кроме того, оплата за коммунальные услуги: содержание дома, ремонт, согласно пояснений представителя заявителя в судебном заседании, жильцами дома производилась по счетам, выставляемым ООО "УК Дзержинец".
ООО "УК Дзержинец" является коммерческой организацией и осуществляет предпринимательскую деятельность на свой страх и риск (ст. 2 ГК РФ).
На момент приема многоквартирного дома в управление Общество имело представление о том, какие дома и в каком состоянии оно принимает, какие дома требуют ремонта, какое количество денежных средств необходимо для проведения капитального ремонта жилых домов.
Однако заявителем не представлены доказательства принятия мер по информированию собственников жилья о недостаточности взимаемых денежных средств для надлежащего содержания дома, а также о заключении договоров с момента передачи дома (2006 год) до 08.02.2008 года (л.д. 59), внесения предложений собственникам многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с целью обеспечения надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, составления акта осмотра и передачи его собственникам, принятия других зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Факт правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается материалами дела, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности и срок давности привлечения лица к административной ответственности жилищной инспекцией соблюдены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 апреля 2008 года по делу N А45-5124/2008-41/108 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
М.Х.МУЗЫКАНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)