Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
при участии:
от истца - Конникова В.В. по доверенности от 15.12.2009, Ахадовой О.В. по доверенности от 17.05.2010,
от ответчиков:
Ростовской-на-Дону КЭЧ - Бессоновой А.С. по доверенности от 06.05.2010,
Минобороны РФ - Мурадалиева С.Б. по доверенности от 29.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Администрации Аксайского городского поселения
к Ростовской-на-Дону квартирно-эксплуатационной части района,
Министерству обороны России
при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
об обязании передать земельный участок
установил:
Администрация Аксайского городского поселения (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской-на-Дону квартирно-эксплуатационной части района (далее Ростовская-на-Дону КЭЧ района) об обязании передать земельный участок площадью 60258 м2, занимаемый многоквартирными жилыми домами и объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальной собственностью, в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение" в установленном законом порядке (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 15-16, 44-46).
Определениями Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2009 г. и от 07.12.2009 г. к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и Министерство обороны Российской Федерации в качестве второго ответчика (л.д. 1, 46).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г. в иске отказано.
Администрация Аксайского городского поселения обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г. в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение, исковые требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что распоряжением Правительства РФ от 01.11.2002 г. N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально - культурного назначения", в соответствии с актом приема-передачи от 05 апреля 2003 года, были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность Аксайского района жилые дома, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (лит. А), объекты инженерной инфраструктуры: котельная, канализационная насосная станция N 2, водонасосная станция, трансформаторная подстанция, инженерные коммуникации: сети водопроводные протяженность 2230 м, сети канализационные протяженностью 3235 м, сети теплоснабжения протяженностью 3432 м, сети электроснабжения протяженностью 6378 м, сети газоснабжения протяженностью 1442 м, без оформления земельного участка. В соответствии с Областным законом N 565-ЗС от 03.11.2006 г. "О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" вышеуказанные объекты переданы из муниципальной собственности муниципального образования "Аксайский район" в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение", без оформления земельного участка. До настоящего времени земельный участок площадью 60258 кв. м занимаемый переданными жилыми домами и объектами инженерной инфраструктуры не передан в муниципальную собственность, в связи с чем, Администрация Аксайского городского поселения не имеет возможности в полном объеме исполнять свои обязанности, выполнять работы по благоустройству объектов, находящихся на территории, прилегающей к жилым домам N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 по ул. Садовая в г. Аксае.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации указало, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" спорный земельный участок является федеральной собственностью. Согласно ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, включается в состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона, с момента формирования и проведения его кадастрового учета. Администрация Аксайского городского поселения не может быть признана субъектом правопритязаний на земельный участок являющийся федеральной собственностью и долевой собственностью жильцов в многоквартирном доме. Соглашение по размеру земельного участка (в порядке ст. 273 ГК РФ) между сторонами не достигнуто. Истец не представил доказательств формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Определением от 02.06.2010 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с рассмотрением дела в отсутствие третьего лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители истца апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г., исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков апелляционную жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление от 09.07.2010 N 42000).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно государственному акту от 20.07.1983 серии A-I N 118192, выданному исполнительным комитетом Аксайского районного Совета депутатов трудящихся, в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части 63149 для несельскохозяйственных целей (специального назначения) был предоставлен земельный участок общей площадью 51 га.
Постановлением главы Администрации Аксайского района Ростовской области от 29.11.1993 N 1006 данный земельный участок закреплен за Ростовской-на-Дону КЭЧ района на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.06.2004 с кадастровым номером 61:02:12 01 22:0008.
В соответствии с постановлением главы Администрации Аксайского городского поселения N 363 от 24.05.2007 земельному участку и расположенным на нем зданиям присвоен адрес: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Садовая, 22.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения" по акту приема-передачи от 05.04.2003 были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность Аксайского района жилые дома, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (жилые дома с литером А), объекты инженерной инфраструктуры: котельная, канализационная насосная станция N 2, водонасосная станция, трансформаторная подстанция, инженерные коммуникации: сети водопроводные протяженностью 2230 м, сети канализационные протяженностью 3235 м, сети теплоснабжения протяженностью 3432 м, сети электроснабжения протяженностью 6378 м, сети газоснабжения протяженностью 1442 м.
В соответствии с Областным законом N 565-ЗС от 03.11.2006 "О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" указанные объекты переданы из муниципальной собственности муниципального образования "Аксайский район" в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение".
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности, муниципальное образование "Аксайское городское поселение" является собственником следующих квартир:
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/1, кв. 4, 8, 11, 16, 28, 65, 66, 68, 74;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/2, кв. 4, 9, 10, 14, 18, 31, 46, 48, 71, 73;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/3, кв. 9, 11, 16, 22, 26, 35, 40, 44, 48, 49, 68, 74;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/1, кв. 3, 37, 48, 56;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/2, кв. 8, 34, 36, 44, 59, 64, 66, 72, 73, 75, 81, 88, 94, 97;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/3, кв. 8, 13, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 31, 36, 46, 54, 56, 61, 65, 72, 73, 74, 77, 80, 93, 95, 97, 121.
Из представленных документов, следует, что жилые дома по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2, расположены на территории военного городка N 4 войсковой части 63149.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2006 N 61-ФЗ "Об обороне" и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли военного городка находятся в федеральной собственности, что также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 61:02:12 01 22:0008, свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения" регламентировало передачу в муниципальную собственность жилых домов и объектов инфраструктуры, вопросы земельных участков под ними в данном акте не разрешены.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных норм и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Исходя из указанных норм, лицом, уполномоченным на утверждение схемы расположения спорного земельного участка и, следовательно, определения его нормативной площади и формирования границ, является орган местного самоуправления.
Согласно пункту 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Судом установлено, что земельные участки для эксплуатации жилых домов, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (жилые дома с литером А) и объектов инженерной инфраструктуры не сформированы и в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, необходимые для выдачи кадастровых паспортов.
Доказательства того, что истцом осуществлялись действия по формированию земельных участков, необходимых для эксплуатации спорных объектов, отсутствуют.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку истребуемый земельный участок и не поставлен на государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном земельным законодательством, следовательно, он не сформирован как объект гражданского оборота.
При указанных обстоятельствах, требования Администрации Аксайского городского поселения об обязании Ростовскую-на-Дону КЭЧ района и Министерство обороны РФ передать земельный участок площадью 60258 м2, занимаемый многоквартирными жилыми домами и объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальной собственностью в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение", не подлежат удовлетворению.
Истец в силу пункта 1.1 части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А53-27310/2009 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2010 N 15АП-6221/2010 ПО ДЕЛУ N А53-27310/2009
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. N 15АП-6221/2010
Дело N А53-27310/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Решетниковым Р.А.
при участии:
от истца - Конникова В.В. по доверенности от 15.12.2009, Ахадовой О.В. по доверенности от 17.05.2010,
от ответчиков:
Ростовской-на-Дону КЭЧ - Бессоновой А.С. по доверенности от 06.05.2010,
Минобороны РФ - Мурадалиева С.Б. по доверенности от 29.01.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Администрации Аксайского городского поселения
к Ростовской-на-Дону квартирно-эксплуатационной части района,
Министерству обороны России
при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
об обязании передать земельный участок
установил:
Администрация Аксайского городского поселения (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Ростовской-на-Дону квартирно-эксплуатационной части района (далее Ростовская-на-Дону КЭЧ района) об обязании передать земельный участок площадью 60258 м2, занимаемый многоквартирными жилыми домами и объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальной собственностью, в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение" в установленном законом порядке (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 15-16, 44-46).
Определениями Арбитражного суда Ростовской области от 19.11.2009 г. и от 07.12.2009 г. к участию в деле привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и Министерство обороны Российской Федерации в качестве второго ответчика (л.д. 1, 46).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г. в иске отказано.
Администрация Аксайского городского поселения обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г. в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение, исковые требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что распоряжением Правительства РФ от 01.11.2002 г. N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально - культурного назначения", в соответствии с актом приема-передачи от 05 апреля 2003 года, были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность Аксайского района жилые дома, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (лит. А), объекты инженерной инфраструктуры: котельная, канализационная насосная станция N 2, водонасосная станция, трансформаторная подстанция, инженерные коммуникации: сети водопроводные протяженность 2230 м, сети канализационные протяженностью 3235 м, сети теплоснабжения протяженностью 3432 м, сети электроснабжения протяженностью 6378 м, сети газоснабжения протяженностью 1442 м, без оформления земельного участка. В соответствии с Областным законом N 565-ЗС от 03.11.2006 г. "О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" вышеуказанные объекты переданы из муниципальной собственности муниципального образования "Аксайский район" в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение", без оформления земельного участка. До настоящего времени земельный участок площадью 60258 кв. м занимаемый переданными жилыми домами и объектами инженерной инфраструктуры не передан в муниципальную собственность, в связи с чем, Администрация Аксайского городского поселения не имеет возможности в полном объеме исполнять свои обязанности, выполнять работы по благоустройству объектов, находящихся на территории, прилегающей к жилым домам N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 по ул. Садовая в г. Аксае.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации указало, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" спорный земельный участок является федеральной собственностью. Согласно ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, включается в состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме в силу прямого указания закона, с момента формирования и проведения его кадастрового учета. Администрация Аксайского городского поселения не может быть признана субъектом правопритязаний на земельный участок являющийся федеральной собственностью и долевой собственностью жильцов в многоквартирном доме. Соглашение по размеру земельного участка (в порядке ст. 273 ГК РФ) между сторонами не достигнуто. Истец не представил доказательств формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Определением от 02.06.2010 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с рассмотрением дела в отсутствие третьего лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители истца апелляционную жалобу поддержали, просили отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.04.2010 г., исковые требования удовлетворить.
Представители ответчиков апелляционную жалобу не признали по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление от 09.07.2010 N 42000).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно государственному акту от 20.07.1983 серии A-I N 118192, выданному исполнительным комитетом Аксайского районного Совета депутатов трудящихся, в постоянное (бессрочное) пользование войсковой части 63149 для несельскохозяйственных целей (специального назначения) был предоставлен земельный участок общей площадью 51 га.
Постановлением главы Администрации Аксайского района Ростовской области от 29.11.1993 N 1006 данный земельный участок закреплен за Ростовской-на-Дону КЭЧ района на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.06.2004 с кадастровым номером 61:02:12 01 22:0008.
В соответствии с постановлением главы Администрации Аксайского городского поселения N 363 от 24.05.2007 земельному участку и расположенным на нем зданиям присвоен адрес: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, ул. Садовая, 22.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения" по акту приема-передачи от 05.04.2003 были переданы из федеральной собственности в муниципальную собственность Аксайского района жилые дома, расположенные по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (жилые дома с литером А), объекты инженерной инфраструктуры: котельная, канализационная насосная станция N 2, водонасосная станция, трансформаторная подстанция, инженерные коммуникации: сети водопроводные протяженностью 2230 м, сети канализационные протяженностью 3235 м, сети теплоснабжения протяженностью 3432 м, сети электроснабжения протяженностью 6378 м, сети газоснабжения протяженностью 1442 м.
В соответствии с Областным законом N 565-ЗС от 03.11.2006 "О внесении изменений в Областной закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" указанные объекты переданы из муниципальной собственности муниципального образования "Аксайский район" в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение".
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности, муниципальное образование "Аксайское городское поселение" является собственником следующих квартир:
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/1, кв. 4, 8, 11, 16, 28, 65, 66, 68, 74;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/2, кв. 4, 9, 10, 14, 18, 31, 46, 48, 71, 73;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 20/3, кв. 9, 11, 16, 22, 26, 35, 40, 44, 48, 49, 68, 74;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/1, кв. 3, 37, 48, 56;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/2, кв. 8, 34, 36, 44, 59, 64, 66, 72, 73, 75, 81, 88, 94, 97;
- по адресу: г. Аксай, ул. Садовая, 22/3, кв. 8, 13, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 31, 36, 46, 54, 56, 61, 65, 72, 73, 74, 77, 80, 93, 95, 97, 121.
Из представленных документов, следует, что жилые дома по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2, расположены на территории военного городка N 4 войсковой части 63149.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.2006 N 61-ФЗ "Об обороне" и статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации земли военного городка находятся в федеральной собственности, что также подтверждается кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 61:02:12 01 22:0008, свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 N 1542-р "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения" регламентировало передачу в муниципальную собственность жилых домов и объектов инфраструктуры, вопросы земельных участков под ними в данном акте не разрешены.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных норм и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Исходя из указанных норм, лицом, уполномоченным на утверждение схемы расположения спорного земельного участка и, следовательно, определения его нормативной площади и формирования границ, является орган местного самоуправления.
Согласно пункту 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Судом установлено, что земельные участки для эксплуатации жилых домов, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Садовая, N 20/1, 20/2, 20/3, 22/1, 22/2 (жилые дома с литером А) и объектов инженерной инфраструктуры не сформированы и в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельных участках, необходимые для выдачи кадастровых паспортов.
Доказательства того, что истцом осуществлялись действия по формированию земельных участков, необходимых для эксплуатации спорных объектов, отсутствуют.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Поскольку истребуемый земельный участок и не поставлен на государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном земельным законодательством, следовательно, он не сформирован как объект гражданского оборота.
При указанных обстоятельствах, требования Администрации Аксайского городского поселения об обязании Ростовскую-на-Дону КЭЧ района и Министерство обороны РФ передать земельный участок площадью 60258 м2, занимаемый многоквартирными жилыми домами и объектами коммунальной инфраструктуры, являющимися муниципальной собственностью в муниципальную собственность муниципального образования "Аксайское городское поселение", не подлежат удовлетворению.
Истец в силу пункта 1.1 части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 апреля 2010 года по делу N А53-27310/2009 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.ИЛЬИНА
Судьи
В.В.ГАЛОВ
М.Н.МАЛЫХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)