Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6462/2012) товарищества собственников жилья "Омская-117" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Омская-117" (ОГРН 1035507002035, ИНН 5504073102)
к 1) Муниципальному предприятию города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость"; 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области
при участии 3-х лиц: 1) закрытого акционерного общества "Омская строительная компания"; 2) Главного управления по земельным ресурсам Омской области; 3) товарищества собственников жилья "Офис-Центр на Омской"
о признании незаконными действий и обязании совершить действие
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников жилья "Омская-117" - Хоменко И.В. (паспорт, по доверенности от 11.03.2012 сроком действия до 31.12.2012);
- от муниципального предприятия города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" - Хоменко В.А. (водительское удостоверение, по доверенности от 02.07.2012 сроком действия 1 год);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Соболев К.Ю. (паспорт, по доверенности N 55/2012-05 от 02.03.2012 сроком действия 1 год);
- от закрытого акционерного общества "Омская строительная компания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Исматова Н.Н. (удостоверение, по доверенности N 0202/5476 от 24.05.2012 сроком действия до 31.12.2012);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Омская-117" (далее по тексту - ТСЖ "Омская-117", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному предприятию города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" (далее по тексту - МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость", заинтересованное лицо), в котором просило суд:
- - признать незаконными действия МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по согласованию местоположения границ при осуществлении кадастровых работ и составлению межевого плана от 20.09.2011 N 5336/109/11/221 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 по адресу: г. Омск, ул. Омская, д. 117, корпус 2;
- - признать незаконным постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 2991 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051;
- - восстановить положение, существовавшее до нарушения права и обязать "Росреестр" аннулировать соответствующие сведения в государственном кадастре недвижимости.
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2012 по делу N А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, были привлечены закрытое акционерное общество "Омская строительная компания"; Главное управление по земельным ресурсам Омской области; Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя ТСЖ "Омская-117" в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство об исключении из числа третьих лиц и привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика (заинтересованное лицо) по настоящему делу - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области, которое было удовлетворено судом. Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2012 по делу N А46-3988/2012 из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было исключено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области и привлечено к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области поступило письменное ходатайство о замене учреждения на правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФБУ Росреестра", которое было удовлетворено судом.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2012 по делу N А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено товарищество собственников жилья "Офис-Центр на Омской" (далее по тексту - ТСЖ "Офис-Центр на Омской").
В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял заявленные требования и окончательно просил суд:
- - признать незаконными действия кадастрового инженера МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по установлению границ в ходе межевания земельных участков;
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФБУ Росреестра", выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052;
- - обязать ФГБУ "ФБУ Росреестра" совершить действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, то есть снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 и восстановить на кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Омская-117" требований отказано полностью.
Судебный акт мотивирован истечением трехмесячного срока на обращение ТСЖ "Омская-117" в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов. Также суд указал, что право общей долевой собственности собственников жилых помещений в жилых домах на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19 не подтверждено. Поскольку представление акта согласования границ в настоящем случае не требовалось, а иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Омской области законно и обоснованно был проведен кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051, 55:36:09 01 05:1052.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Омская-117" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что течение трехмесячного срока для обжалования ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц началось с 24.11.2011, поскольку именно с указанной даты заявителю стало известно о нарушении его прав, то есть с момента когда заявитель узнал о невозможности отмены Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, поставленный на кадастровый учет 28.01.2004 с 01.03.2005, с момента вступления ЖК РФ, перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах N 117 и N 117 корпус 2, расположенных по ул. Омская. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что формирование земельного участка под несколькими домами, независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет, не влечет возникновения права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на этом участке. Утверждает, что действующее земельное и жилищное законодательство не содержит каких-либо ограничений для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок по многоквартирным домом, в том числе не содержит запрета на формирование единого земельного участка под несколькими многоквартирными жилыми домами и возникновения на такой земельный участок права общей долевой собственности. Считает, что земельный участок переходит в общую долевую собственность бесплатно, при этом не требуется издания каких-либо актов органов государственной власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирных домах.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие ЗАО "Омская строительная компания", надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От муниципального предприятия города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Главного управления по земельным ресурсам Омской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ТСЖ "Омская-117" в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Другие лица, участвующие в деле, поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ТСЖ "Омская-117" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2002 Администрация Центрального административного округа г. Омска, о чем 27.01.2003 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1035507002035.
Распоряжением Мэра города Омска от 25.12.2003 N 335-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул. Омская в микрорайоне "Куйбышевский-2" в Центральном административном округе" утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков, относящихся к категории земель поселений:
- - земельный участок площадью 2684 кв. м для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- - земельный участок площадью 550 кв. м общего пользования под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено в 3,5 м юго-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- - земельный участок площадью 7060 кв. м для жилищных нужд; местоположение земельного участка установлено севернее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Из кадастрового дела объекта недвижимости 55:36:09 01 05:19 следует, что на основании распоряжения Мэра города Омска от 25.12.2003 N 335-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул. Омская в микрорайоне "Куйбышевский-2" в Центральном административном округе" из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:01 05 00:16 и дополнительно предоставленной части земельного участка было сформировано три земельных участка, площадью 2684 кв. м, 550 кв. м, 7060 кв. м.
Землепользователем участка площадью 7060 кв. м значится МУП "Управление капитального строительства г. Омска" (экспликация к ситуационному плану).
В силу выписки из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32738 от 27.03.2012 земельный участок площадью 7060 кв. м был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:19 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32755 от 27.03.2012 земельный участок площадью 2684 кв. м был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:20 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Распоряжением Мэра города Омска от 18.02.2004 N 303-р "О предоставлении земельных участков по ул. Омская в Центральном административном округе" ООО "Бином" предоставлены в аренду сроком на 6 месяцев земельные участки, относящиеся к категории земель поселений, в том числе: земельный участок площадью 2684 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 01 05:0020 для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 24.02.2011 N 3604-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Омская, д. 115, корпус 2 в Центральном административном округе города Омска" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Омская, д. 115, корпус 2.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка вновь образуемый земельный участок был сформирован за счет перераспределения земель земельных участков с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, кадастровым номером 55:36:09 01 05:20 и кадастровым номером 55:36:09 01 05:21.
Также содержится указание на расположение на формируемом земельном участке площадью 2921 кв. м 3-этажного нежилого строения, литер А.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-26335 от 16.03.2012 земельный участок площадью 2921+/-19 кв. м был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1051 (сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20). Выписка из государственного кадастра недвижимости содержит указание на то, что часть земельного участка занята объектом недвижимости: нежилое строение, литера А, инвентарный номер 6660091.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32507 от 27.03.2012 земельный участок площадью 6604+/-28 кв. м был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1052 (сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19).
Сведения о расположении на данном земельном участке объектов недвижимости выписка из государственного кадастра недвижимости не содержит.
Полагая, что согласование местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 с жильцами домов N 117 и N 117/2 по ул. Омская, фактически находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, не осуществлялось, формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ТСЖ "Омская-117" обращаясь в суд с заявлением просило признать незаконными действия кадастрового инженера МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по установлению границ в ходе межевания земельных участков; признать незаконными действия ФГБУ "ФБУ Росреестра", выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052.
В обоснование заявленных требований ТСЖ "Омская-117" сослалось на то обстоятельство, что поскольку при осуществлении кадастровых работ как по формированию земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20, так и земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1052, 55:36:09 01 05:1051, изменение границ земельного участка не было согласовано с жильцами многоквартирных домов N 117 и N 117/2 по улице Омской, то были нарушены их права как собственника земельного участка.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 38 названного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В статье 39 названного нормативного акта определены случаи и порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
ТСЖ "Омская-117" полагает, что изменение границ земельного участка должно было быть согласовано с жильцами многоквартирных домов N 117 и N 117/2 по улице Омской.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции считает данное утверждение ТСЖ "Омская-117" ошибочным.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктами 66 - 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ "Омская-117", выступая в интересах собственников многоквартирных домов, полагающих, что таковые являются собственниками земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома N 117, N 117 корпус 2 по ул. Омская в г. Омске, обладает правом обращения в суд с настоящими требованиями. ТСЖ "Омская-117" исходит из того, что земельный участок под жилыми домами N 117, N 117 корпус 2 по улице Омской в г. Омске был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 55:36:09 01 05:19 - 28.01.2004, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 2 статьи 16 Вводного закона следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако системное толкование действующего законодательства, включая нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", позволяет сделать вывод, что формированию подлежит земельный участок под каждым многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что только подобное формирование земельного участка под отдельно взятым многоквартирным домом порождает право общей долевой собственности собственников помещений в таком доме на сформированный земельный участок. Формирование земельного участка под несколькими домами независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет не влечет возникновения в силу закона права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на данном земельном участке.
Таким образом, для возникновения права собственности у собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 117 корпус 2 по улице Омская в г. Омске требуется формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет непосредственно под названным домом. Подобное утверждение распространяется также на право собственности на земельный участок, расположенный под жилым домом N 117 по улице Омская в г. Омске.
Из материалов дела следует, что земельные участки непосредственно под домом N 117 по улице Омской в г. Омске, а также под домом N 117 корпус 2 по улице Омской в г. Омске сформированы и поставлены на кадастровый учет не были.
Доказательства обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем представлены не были.
Соответственно, суд обоснованно пришел к выводу, что право общей долевой собственности собственников жилых помещений в указанных выше многоквартирных жилых домах на земельный участок 55:36:09 01 05:19 не подтверждается.
Указанные выводы опровергают доводы подателя апелляционной жалобы.
Следует также отметить, что кадастровые дела объекта недвижимости 55:36:090105:1051, объекта недвижимости 55:36:090105:1052 содержат выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым право собственности или иные права на земельные участки 55:36:09 01 05:16, 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 не зарегистрированы.
Выписки из государственного кадастра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 также не содержат указания на расположение на них объектов недвижимости - многоквартирных жилых домов.
Поскольку сведения о собственниках указанных земельных участков, наличии многоквартирных жилых строений на земельных участках у кадастрового инженера отсутствовали, и им были предприняты все действия по выявлению указанных лиц, согласование границ вновь образуемых земельных участков с жильцами домов не требовалось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы о том, что земельный участок предоставлен жильцам дома, из кадастровый выписки о земельном участке (т.д. 2 л.д. 69) следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19 предоставлялся для жилищных нужд, для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
То есть данный земельный участок предоставлялся МУП "Управление капитального строительства" как застройщику для строительства различных объектов, а не только многоэтажных домов.
Порядок осуществления кадастрового учета установлен главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По правилам названной главы кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в заявительном порядке.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета установлены статьей 27 указанного закона, и включают в себя пунктом 9 части 3 названной статьи такое основание, как несогласование границ земельного участка.
Поскольку представление акта согласования границ в настоящем случае не требовалось, а иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Омской области законно и обоснованно был проведен кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051, 55:36:09 01 05:1052.
Кроме того, в данном случае обжалуются действия по межеванию земельного участка, тем не менее ТСЖ "Омская-117" не указывает, что действия по межеванию участка повлекли нарушение прав заявителя либо жителей многоэтажных домов.
Как было выше сказано, из пунктов 66 - 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 следует, что жильцы имеют право на защиту своих нарушенных интересов, если формирование земельного участка повлекло лишение их земельного участка непосредственно под домом или земельного участка, занятого элементами озеленения или благоустройства, принадлежащих жильцам дома. Каких-либо доказательств того, что указанные факты имеют место быть материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ТСЖ "Омская-117" не имеется.
Более того, у заявителя истек срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Таким образом, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Омская-117" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий должностных лиц МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по установлению границ в ходе межевания земельных участков и по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05: 1052.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости от 20.10.2011 N 5536/220/11-293 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.10.2011. Об этом обстоятельстве заявителю было известно в октябре 2011 года, что подтверждается фактами письменных обращений в уполномоченные органы с требованиями о приостановке оформления земельного участка в собственность или аренду.
Таким образом, срок давности обращения ТСЖ "Омская-117" следует исчислять именно с октября 2011 года.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на 13.02.2012 - день обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области с означенным требованием, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек.
Поскольку ТСЖ "Омская-117" обратилось в арбитражный суд с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявило, следовательно, в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц и обязании совершить действия отказано правомерно.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что течение трехмесячного срока для обжалования ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц началось с 24.11.2011, поскольку именно с указанной даты заявителю стало известно о нарушении его прав, то есть с момента когда заявитель узнал о невозможности отмены Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Однако указанное утверждение является неверным, поскольку трехмесячный срок следует исчислять с момента когда лицо узнало о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (актами), а не отказом государственного органа урегулировать спор в добровольном порядке. В данном случае такой срок следует исчислять с октября 2011 года.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований ТСЖ "Омская-117" отказано судом первой инстанции обоснованно.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба ТСЖ "Омская-117" оставлена без удовлетворения.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Поскольку платежным поручением N 40 от 11.07.2012 ТСЖ "Омская-117" оплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей, то 1 000 рублей возвращается подателю жалобы как излишне оплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Омская-117" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 - без изменения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Омская-117" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 40 от 11.07.2012 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2012 ПО ДЕЛУ N А46-3988/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 г. по делу N А46-3988/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6462/2012) товарищества собственников жилья "Омская-117" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 (судья Ярковой С.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Омская-117" (ОГРН 1035507002035, ИНН 5504073102)
к 1) Муниципальному предприятию города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость"; 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области
при участии 3-х лиц: 1) закрытого акционерного общества "Омская строительная компания"; 2) Главного управления по земельным ресурсам Омской области; 3) товарищества собственников жилья "Офис-Центр на Омской"
о признании незаконными действий и обязании совершить действие
при участии в судебном заседании представителей:
- от товарищества собственников жилья "Омская-117" - Хоменко И.В. (паспорт, по доверенности от 11.03.2012 сроком действия до 31.12.2012);
- от муниципального предприятия города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" - Хоменко В.А. (водительское удостоверение, по доверенности от 02.07.2012 сроком действия 1 год);
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Соболев К.Ю. (паспорт, по доверенности N 55/2012-05 от 02.03.2012 сроком действия 1 год);
- от закрытого акционерного общества "Омская строительная компания" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Исматова Н.Н. (удостоверение, по доверенности N 0202/5476 от 24.05.2012 сроком действия до 31.12.2012);
- установил:
Товарищество собственников жилья "Омская-117" (далее по тексту - ТСЖ "Омская-117", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к муниципальному предприятию города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" (далее по тексту - МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость", заинтересованное лицо), в котором просило суд:
- - признать незаконными действия МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по согласованию местоположения границ при осуществлении кадастровых работ и составлению межевого плана от 20.09.2011 N 5336/109/11/221 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 по адресу: г. Омск, ул. Омская, д. 117, корпус 2;
- - признать незаконным постановку на кадастровый учет земельного участка площадью 2991 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051;
- - восстановить положение, существовавшее до нарушения права и обязать "Росреестр" аннулировать соответствующие сведения в государственном кадастре недвижимости.
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2012 по делу N А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, были привлечены закрытое акционерное общество "Омская строительная компания"; Главное управление по земельным ресурсам Омской области; Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя ТСЖ "Омская-117" в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство об исключении из числа третьих лиц и привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика (заинтересованное лицо) по настоящему делу - Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области, которое было удовлетворено судом. Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 29.03.2012 по делу N А46-3988/2012 из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, было исключено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области и привлечено к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
В предварительном судебном заседании 29.03.2012 от надлежащим образом уполномоченного представителя Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области поступило письменное ходатайство о замене учреждения на правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФБУ Росреестра", которое было удовлетворено судом.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2012 по делу N А46-3988/2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, было привлечено товарищество собственников жилья "Офис-Центр на Омской" (далее по тексту - ТСЖ "Офис-Центр на Омской").
В ходе судебного разбирательства заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неоднократно уточнял заявленные требования и окончательно просил суд:
- - признать незаконными действия кадастрового инженера МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по установлению границ в ходе межевания земельных участков;
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФБУ Росреестра", выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052;
- - обязать ФГБУ "ФБУ Росреестра" совершить действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, то есть снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 и восстановить на кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Омская-117" требований отказано полностью.
Судебный акт мотивирован истечением трехмесячного срока на обращение ТСЖ "Омская-117" в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов. Также суд указал, что право общей долевой собственности собственников жилых помещений в жилых домах на земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19 не подтверждено. Поскольку представление акта согласования границ в настоящем случае не требовалось, а иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Омской области законно и обоснованно был проведен кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051, 55:36:09 01 05:1052.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Омская-117" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что течение трехмесячного срока для обжалования ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц началось с 24.11.2011, поскольку именно с указанной даты заявителю стало известно о нарушении его прав, то есть с момента когда заявитель узнал о невозможности отмены Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, поставленный на кадастровый учет 28.01.2004 с 01.03.2005, с момента вступления ЖК РФ, перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах N 117 и N 117 корпус 2, расположенных по ул. Омская. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что формирование земельного участка под несколькими домами, независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет, не влечет возникновения права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на этом участке. Утверждает, что действующее земельное и жилищное законодательство не содержит каких-либо ограничений для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок по многоквартирным домом, в том числе не содержит запрета на формирование единого земельного участка под несколькими многоквартирными жилыми домами и возникновения на такой земельный участок права общей долевой собственности. Считает, что земельный участок переходит в общую долевую собственность бесплатно, при этом не требуется издания каких-либо актов органов государственной власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирных домах.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие ЗАО "Омская строительная компания", надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От муниципального предприятия города Омска "ГКБ "Земля и недвижимость", Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Главного управления по земельным ресурсам Омской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Представитель ТСЖ "Омская-117" в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Другие лица, участвующие в деле, поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ТСЖ "Омская-117" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.03.2002 Администрация Центрального административного округа г. Омска, о чем 27.01.2003 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1035507002035.
Распоряжением Мэра города Омска от 25.12.2003 N 335-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул. Омская в микрорайоне "Куйбышевский-2" в Центральном административном округе" утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков, относящихся к категории земель поселений:
- - земельный участок площадью 2684 кв. м для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- - земельный участок площадью 550 кв. м общего пользования под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено в 3,5 м юго-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе;
- - земельный участок площадью 7060 кв. м для жилищных нужд; местоположение земельного участка установлено севернее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Из кадастрового дела объекта недвижимости 55:36:09 01 05:19 следует, что на основании распоряжения Мэра города Омска от 25.12.2003 N 335-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства земельных участков по ул. Омская в микрорайоне "Куйбышевский-2" в Центральном административном округе" из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09:01 05 00:16 и дополнительно предоставленной части земельного участка было сформировано три земельных участка, площадью 2684 кв. м, 550 кв. м, 7060 кв. м.
Землепользователем участка площадью 7060 кв. м значится МУП "Управление капитального строительства г. Омска" (экспликация к ситуационному плану).
В силу выписки из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32738 от 27.03.2012 земельный участок площадью 7060 кв. м был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:19 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32755 от 27.03.2012 земельный участок площадью 2684 кв. м был поставлен на кадастровый учет 28.01.2004, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:20 (предыдущий номер 55:36:09 01 05:16).
Распоряжением Мэра города Омска от 18.02.2004 N 303-р "О предоставлении земельных участков по ул. Омская в Центральном административном округе" ООО "Бином" предоставлены в аренду сроком на 6 месяцев земельные участки, относящиеся к категории земель поселений, в том числе: земельный участок площадью 2684 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 01 05:0020 для жилищных нужд и общественно-деловых целей под строительство 9-этажной жилой вставки с пристроенным блоком общественного назначения (стр. N 17-А); местоположение земельного участка установлено северо-восточнее относительно ориентира - 5-этажного здания жилого здания, имеющего почтовый адрес: ул. Омская, 115 в Центральном административном округе.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 24.02.2011 N 3604-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено относительно здания по улице Омская, д. 115, корпус 2 в Центральном административном округе города Омска" утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно здания с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Омская, д. 115, корпус 2.
Согласно пояснительной записке к схеме расположения земельного участка вновь образуемый земельный участок был сформирован за счет перераспределения земель земельных участков с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, кадастровым номером 55:36:09 01 05:20 и кадастровым номером 55:36:09 01 05:21.
Также содержится указание на расположение на формируемом земельном участке площадью 2921 кв. м 3-этажного нежилого строения, литер А.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-26335 от 16.03.2012 земельный участок площадью 2921+/-19 кв. м был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1051 (сформирован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20). Выписка из государственного кадастра недвижимости содержит указание на то, что часть земельного участка занята объектом недвижимости: нежилое строение, литера А, инвентарный номер 6660091.
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости N 55/201/12-32507 от 27.03.2012 земельный участок площадью 6604+/-28 кв. м был поставлен на кадастровый учет 06.10.2011, ему присвоен кадастровый номер 55:36:09 01 05:1052 (сформирован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19).
Сведения о расположении на данном земельном участке объектов недвижимости выписка из государственного кадастра недвижимости не содержит.
Полагая, что согласование местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052 с жильцами домов N 117 и N 117/2 по ул. Омская, фактически находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19, не осуществлялось, формирование земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 осуществлено с нарушением требований действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании действий должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ТСЖ "Омская-117" обращаясь в суд с заявлением просило признать незаконными действия кадастрового инженера МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" по установлению границ в ходе межевания земельных участков; признать незаконными действия ФГБУ "ФБУ Росреестра", выразившиеся в постановке на кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05:1052.
В обоснование заявленных требований ТСЖ "Омская-117" сослалось на то обстоятельство, что поскольку при осуществлении кадастровых работ как по формированию земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19 и 55:36:09 01 05:20, так и земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:1052, 55:36:09 01 05:1051, изменение границ земельного участка не было согласовано с жильцами многоквартирных домов N 117 и N 117/2 по улице Омской, то были нарушены их права как собственника земельного участка.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 38 названного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В статье 39 названного нормативного акта определены случаи и порядок согласования местоположения границ земельных участков.
Так, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
ТСЖ "Омская-117" полагает, что изменение границ земельного участка должно было быть согласовано с жильцами многоквартирных домов N 117 и N 117/2 по улице Омской.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции считает данное утверждение ТСЖ "Омская-117" ошибочным.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Пунктами 66 - 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Как правильно указал суд первой инстанции, ТСЖ "Омская-117", выступая в интересах собственников многоквартирных домов, полагающих, что таковые являются собственниками земельного участка, на котором расположены многоквартирные дома N 117, N 117 корпус 2 по ул. Омская в г. Омске, обладает правом обращения в суд с настоящими требованиями. ТСЖ "Омская-117" исходит из того, что земельный участок под жилыми домами N 117, N 117 корпус 2 по улице Омской в г. Омске был сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 55:36:09 01 05:19 - 28.01.2004, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 2 статьи 16 Вводного закона следует, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако системное толкование действующего законодательства, включая нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", позволяет сделать вывод, что формированию подлежит земельный участок под каждым многоквартирным домом.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что только подобное формирование земельного участка под отдельно взятым многоквартирным домом порождает право общей долевой собственности собственников помещений в таком доме на сформированный земельный участок. Формирование земельного участка под несколькими домами независимо от даты его формирования и постановки на кадастровый учет не влечет возникновения в силу закона права собственности на данный земельный участок у собственников помещений в каждом из жилых домов, расположенных на данном земельном участке.
Таким образом, для возникновения права собственности у собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 117 корпус 2 по улице Омская в г. Омске требуется формирование земельного участка и постановка его на кадастровый учет непосредственно под названным домом. Подобное утверждение распространяется также на право собственности на земельный участок, расположенный под жилым домом N 117 по улице Омская в г. Омске.
Из материалов дела следует, что земельные участки непосредственно под домом N 117 по улице Омской в г. Омске, а также под домом N 117 корпус 2 по улице Омской в г. Омске сформированы и поставлены на кадастровый учет не были.
Доказательства обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции в нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявителем представлены не были.
Соответственно, суд обоснованно пришел к выводу, что право общей долевой собственности собственников жилых помещений в указанных выше многоквартирных жилых домах на земельный участок 55:36:09 01 05:19 не подтверждается.
Указанные выводы опровергают доводы подателя апелляционной жалобы.
Следует также отметить, что кадастровые дела объекта недвижимости 55:36:090105:1051, объекта недвижимости 55:36:090105:1052 содержат выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которым право собственности или иные права на земельные участки 55:36:09 01 05:16, 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 не зарегистрированы.
Выписки из государственного кадастра недвижимости на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 05:19, 55:36:09 01 05:20 также не содержат указания на расположение на них объектов недвижимости - многоквартирных жилых домов.
Поскольку сведения о собственниках указанных земельных участков, наличии многоквартирных жилых строений на земельных участках у кадастрового инженера отсутствовали, и им были предприняты все действия по выявлению указанных лиц, согласование границ вновь образуемых земельных участков с жильцами домов не требовалось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы о том, что земельный участок предоставлен жильцам дома, из кадастровый выписки о земельном участке (т.д. 2 л.д. 69) следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:19 предоставлялся для жилищных нужд, для размещения домов многоэтажной жилой застройки, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
То есть данный земельный участок предоставлялся МУП "Управление капитального строительства" как застройщику для строительства различных объектов, а не только многоэтажных домов.
Порядок осуществления кадастрового учета установлен главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По правилам названной главы кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в заявительном порядке.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета установлены статьей 27 указанного закона, и включают в себя пунктом 9 части 3 названной статьи такое основание, как несогласование границ земельного участка.
Поскольку представление акта согласования границ в настоящем случае не требовалось, а иные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета отсутствовали, Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Омской области законно и обоснованно был проведен кадастровый учет земельных участков 55:36:09 01 05:1051, 55:36:09 01 05:1052.
Кроме того, в данном случае обжалуются действия по межеванию земельного участка, тем не менее ТСЖ "Омская-117" не указывает, что действия по межеванию участка повлекли нарушение прав заявителя либо жителей многоэтажных домов.
Как было выше сказано, из пунктов 66 - 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 следует, что жильцы имеют право на защиту своих нарушенных интересов, если формирование земельного участка повлекло лишение их земельного участка непосредственно под домом или земельного участка, занятого элементами озеленения или благоустройства, принадлежащих жильцам дома. Каких-либо доказательств того, что указанные факты имеют место быть материалы дела не содержат.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ТСЖ "Омская-117" не имеется.
Более того, у заявителя истек срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом или арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
Таким образом, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий органа государственной власти незаконными, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Омская-117" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий должностных лиц МП г. Омска "ГКБ "Земля и недвижимость" и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по установлению границ в ходе межевания земельных участков и по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 и 55:36:09 01 05: 1052.
Из выписки из государственного кадастра недвижимости от 20.10.2011 N 5536/220/11-293 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 01 05:1051 был сформирован и поставлен на кадастровый учет 06.10.2011. Об этом обстоятельстве заявителю было известно в октябре 2011 года, что подтверждается фактами письменных обращений в уполномоченные органы с требованиями о приостановке оформления земельного участка в собственность или аренду.
Таким образом, срок давности обращения ТСЖ "Омская-117" следует исчислять именно с октября 2011 года.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что на 13.02.2012 - день обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области с означенным требованием, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек.
Поскольку ТСЖ "Омская-117" обратилось в арбитражный суд с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, а ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявило, следовательно, в удовлетворении требований о признании незаконными действий должностных лиц и обязании совершить действия отказано правомерно.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что течение трехмесячного срока для обжалования ненормативных правовых актов, действий (бездействий) должностных лиц началось с 24.11.2011, поскольку именно с указанной даты заявителю стало известно о нарушении его прав, то есть с момента когда заявитель узнал о невозможности отмены Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Однако указанное утверждение является неверным, поскольку трехмесячный срок следует исчислять с момента когда лицо узнало о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (актами), а не отказом государственного органа урегулировать спор в добровольном порядке. В данном случае такой срок следует исчислять с октября 2011 года.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований ТСЖ "Омская-117" отказано судом первой инстанции обоснованно.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба ТСЖ "Омская-117" оставлена без удовлетворения.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Поскольку платежным поручением N 40 от 11.07.2012 ТСЖ "Омская-117" оплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей, то 1 000 рублей возвращается подателю жалобы как излишне оплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Омская-117" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.06.2012 по делу N А46-3988/2012 - без изменения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Омская-117" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 40 от 11.07.2012 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)