Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.02.2012 ПО ДЕЛУ N А68-1298/11

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2012 г. по делу N А68-1298/11


Резолютивная часть объявлена 26.01.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 г. по делу N А68-1298/11,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Тульской области, выразившихся в обращении взыскания на денежные средства в сумме 605499 руб. 09 коп., находящиеся на расчетном счете N 40702810466070001015 в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", открытом для зачисления денежных средств в целях их последующего направления на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также об обязании инспекции произвести возврат указанной суммы денежных средств (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Дубенский район Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ООО "МУК ЖКУ" в добровольном порядке в срок, указанный в требованиях от 29.12.2010 г. N 68528 и N 68529, обязанности по уплате налогов и пеней, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Тульской области приняла решения N 40 и N 41 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требованиях, за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках и предъявила к расчетному счету ООО "МУК ЖКУ" N 40702810466070001015, открытому в Алексинском отделении N 2631 ОАО "Сбербанк России", инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в сумме 605499 руб. 09 коп.
Указанная сумма денежных средств была списана банком с этого расчетного счета общества.
Ссылаясь на то, что данный расчетный счет открыт для размещения на нем целевых денежных средств, поступивших в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" для ремонта многоквартирных домов, которые не являются собственностью общества, в связи с чем обращение взыскания на эти денежные средства произведено незаконно, ООО "МУК ЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 указанного Закона, получателями средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ. Порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с названным Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
Частью 9 статьи 20 настоящего Закона, оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Согласно части 11 данной статьи, размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 20 указанного Закона, управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 статьи 20.
В целях реализации Федерального закона N 185-ФЗ постановлением администрации Тульской области от 18.03.2010 г. N 253 утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год.
Приложением N 1 к адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тульской области на 2010 год утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных в муниципальном образовании Дубенский район, которые подлежат капитальному ремонту в рамках программы.
Во исполнение Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрация муниципального образования Дубенский район приняла постановление от 20.04.2010 г. N 384, которым утвердила Порядок предоставления субсидий за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, бюджета муниципального образования Дубенский район на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 6 указанного Порядка средства, поступившие в бюджет муниципального образования Дубенский район, в пределах бюджетных ассигнований предоставляются в форме субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решениями собраний представителей муниципальных образований Дубенского района Тульской области было учреждено межмуниципальное хозяйственное общество в форме общества с ограниченной ответственностью "Межмуниципальная управляющая компания по жилищно-коммунальным услугам", о чем 06.03.2008 г. в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Собственниками многоквартирных домов, расположенных на территории Дубенского района Тульской области в порядке статей 45, 46, 48 Жилищного кодекса Российской Федерации было принято решение о выборе ООО "МУК ЖКУ" в качестве управляющей организации.
Согласно Уведомлению администрации муниципального образования Дубенский район от 26.04.2010 г. N 815 ООО "МУК ЖКУ" в соответствии с постановлением администрации муниципального образования Дубенский район от 20.04.2010 г. N 387 "О распределении бюджетных ассигнований, полученных из федерального бюджета, и предусмотренных в бюджете муниципального образования Дубенский район средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов" выделены средства в сумме 22742408 руб. на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Письмом от 04.05.2010 г. N 381 ООО "МУК ЖКУ" обратилось в Алексинское отделение N 2631 ОАО "Сбербанка России" с просьбой открыть расчетный счет для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы для реформирования ЖКХ.
Согласно письму банка обществу 04.05.2010 г. открыт счет N 40702810466070001015 для зачисления целевых денежных средств, выделенных в рамках программы реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Поступление денежных средств на этот расчетный счет только для целей исполнения Федерального закона N 185-ФЗ, а также списание денежных средств в сумме 605499 руб. 09 коп. с указанного расчетного счета, подтверждены материалами дела и налоговым органом не оспариваются.
Правомерно руководствуясь положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, суды сделали обоснованные выводы, что денежные средства на этом расчетном счете общества имеют целевой характер, предназначены для оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними в рамках программы реформирования ЖКХ договоров и заявителю не принадлежат, в связи с чем у налогового органа не имелось правовых оснований для взыскания задолженности по налогам и пеням в общей сумме 605499 руб. 09 коп. за счет денежных средств, находящихся на данном расчетном счете.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют заявленные в судах первой и апелляционной инстанций доводы налогового органа о правомерности обращения взыскания на указанные денежные средства, которые надлежащим образом оценены судами и правомерно отклонены.
Нарушений норм материального или процессуального права судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 г. по делу N А68-1298/11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)