Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2012 ПО ДЕЛУ N А68-11546/2011

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. по делу N А68-11546/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 апреля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тиминской О.А., судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В., по докладу судьи Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глебовой Л.Д. рассмотрел апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.02.2012 по делу N А68-11546/2011 (судья Чубарова Н.И.).
В заседании приняли участие:
от заявителя: Шарапова И.В. - представитель по доверенности от 24.11.2011,
от ответчика: Хомякова Е.Г. - специалист 1 разряда юридического отдела по доверенности от 28.12.2011,
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Белстрой" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.09.2011 N 523, 06.09.2011 N 522.
Решением суда от 03.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, налоговый орган подал апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 22.03.2011 ООО "Белстрой" налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте N 1538 от 06.07.2011.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 06.09.2011 N 523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Белстрой" привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 33 146 рублей за неполную уплату земельного налога за 2009 год (пункт 1), начислены пени по земельному налогу по состоянию на 06.09.2011 в сумме 42 913 рублей 71 копейка (пункт 2), предложено уплатить земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), в сумме 276 224 рубля, пени, штраф (пункт 3, 3.1, 3.3).
Уменьшены на исчисленные в завышенных размерах: земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), по сроку уплаты 01.02.2010 в сумме 110 490 рублей; земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), по сроку уплаты 06.09.2010 года в сумме 505 рублей 68 копеек.
Также Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 22.03.2011 ООО "Белстрой" налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте N 1537 от 06.07.2011.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 06.09.2011 N 522 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Белстрой" привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 33 146 рублей за неполную уплату земельного налога за 2010 год (пункт 1), начислены пени по земельному налогу по состоянию на 06.09.2011 в сумме 16 216 рублей 65 копеек (пункт 2), предложено уплатить земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), в сумме 276 224 рубля, пени, штраф (пункт 3, 3.1, 3.3).
Уменьшены на сумму исчисленного в завышенных размерах: земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), по сроку уплаты 01.02.2011 в сумме 110 490 рублей; земельный налог, взимаемый по ставке, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, зачисляемый в бюджеты городских округов (40101810700000010107), по сроку уплаты 06.09.2011 в сумме 42 рубля 84 копейки.
Основанием для вынесения оспариваемых решений, послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2009, 2010 годы неправомерно применена заниженная ставка 0,3% с учетом коэффициента 2; следовало применить ставку 1,5 процента для прочих земельных участков, установленную решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 N 68/1311 "О земельном налоге".
УФНС России по Тульской области решением от 24.09.2011 N 170-А оставило решение Инспекции от 06.09.2011 N 523 без изменения, а апелляционную жалобу налогоплательщика - без удовлетворения, решением от 24.09.2011 N 171-А оставило решение Инспекции от 06.09.2011 N 522 без изменения, а апелляционную жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Полагая, что указанные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный налог за 2009, 2010 годы правильно исчислен Обществом по ставке, применяемой при исчислении налога за участки, приобретенные (предоставленные) для строительства жилищного фонда, с коэффициентом 2.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на землю признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков:
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Пунктом 2.1 решения Тульской городской Думы от 13.07.2005 N 68/1311 "О земельном налоге" (в редакции решения от 22.10.2008 N 54/1213) налоговые ставки земельного налога установлены в следующих размерах:
1) 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, за исключением земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки, земельных участков, предоставленных для строительства жилищного фонда;
2) 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых гаражами (индивидуальными и кооперативными), земель общего пользования, принадлежащих гаражным кооперативам, предназначенных для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
3) 0,2 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земель общего пользования, предназначенных для реализации указанных целей;
3) 0,2 процента в отношении земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки;
5) 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для строительства жилищного фонда, в том числе домов индивидуальной жилой застройки;
6) 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
7) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
8) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ предусмотрена возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
На основании п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела следует, что ООО "Белстрой" на основании договора купли-продажи земельного участка от 06.05.2008 приобрело в собственность земельный участок площадью 4550 кв. м с кадастровым номером 71:30:030212:257, расположенный по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Металлургов, д. б/н, между домами N 57, 59, 61. Вид разрешенного использования земельного участка - "для завершения строительства здания гостиницы" (свидетельство о государственной регистрации права, выданное 16.07.2008, выписка из кадастрового плана земельного участка от 14.05.2007).
Судом установлено, что после приобретения указанного земельного участка с разрешенным видом использования земельного участка "для завершения строительства здания гостиницы" ООО "Белстрой" приступило к согласованию необходимой технической документации для строительства многоквартирного жилого дома.
Проектная документация по объекту "жилой 9-этажный дом с мансардным 10-м этажом по ул. Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы" в ГУ ТО "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" 26.08.2008 была направлена на экспертизу.
Постановлением главы администрации города Тулы от 17.10.2008 N 4074 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по ул. Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы" был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:30:030212:257, расположенного на землях населенного пункта г. Тула по ул. Металлургов (согласно прилагаемой схеме).
После получения ООО "Белстрой" положительного заключения по проектной документации ГУ ТО "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" от 20.04.2009 заявителем было получено разрешение на строительство N 71-166/09 многоэтажного жилого дома от 28.04.2009.
ООО "Белстрой" 15.05.2010 направило главе администрации г. Тулы заявление (письмо), в котором просило об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 4550 кв. м с кадастровым номером 71:30:030212:257 для эксплуатации многоквартирного жилого 9-этажного дома с 10-м мансардовым этажом по улице Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы.
Письмом от 15.06.09 администрация города Тулы в лице Управления градостроительства и архитектуры ответила, что не имеет возражений, однако в этих целях необходимо предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
04.02.2011 принято постановление главы администрации города Тулы от N 205 "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы"; 11.02.2011 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части указания разрешенного использования - "многоквартирный 9-этажный жилой дом с 10-м мансардным этажом".
В то же время ООО "Белстрой" не обращалось в администрацию г. Тулы с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 4550 кв. м с кадастровым номером 71:30:030212:257 на новый вид разрешенного использования - "для строительства многоквартирного жилого 9-этажного дома с 10-м мансардовым этажом по улице Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы", а сразу просило изменить вид разрешенного использования данного земельного участка - для эксплуатации многоквартирного жилого 9-этажного дома с 10-м мансардовым этажом в то время, когда дом еще не был построен и введен в эксплуатацию.
Соответственно, заявителем был получен ответ о необходимости представления в этих целях разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на то, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка в 2011 году, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка, не может быть учтено ООО "Белстрой" при определении налоговой базы для исчисления земельного налога ранее периода принятия органом местного самоуправления решения об изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Из представленного по запросу Инспекции ответа ФГУ "ЗКП" по Тульской области от 23.06.2011 N ВБ /02-04/1939 следует, что сведения о виде разрешенного использования на земельный участок с кадастровым номером 71:30:30212:257 - "для завершения строительства здания гостиницы" в государственный кадастр недвижимости внесены 23.04.2008 в соответствии с постановлением главы администрации города Тулы от 17.03.2008 N 863 "О предоставлении ООО "Белстрой" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, по ул. Металлургов, д. б/н между домами N 57, 59, 61".
Только 11.02.2011 на основании поступившего в ФГУ "ЗКП" по Тульской области от правообладателя ООО "Белстрой" заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 07.02.2011 N 7100/101/11-587 и приложенного к нему постановления главы администрации города Тулы от 04.02.2011 N 205 "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы" в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части указания разрешенного использования - "многоквартирный 9-этажный жилой дом с 10-м мансардным этажом".
Апелляционная инстанция отклоняет данный довод в силу следующего.
В пункте 3 градостроительного плана земельного участка "информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" указан вид разрешенного использования - многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества; в пункте 5 градостроительного плана земельного участка указан объект капитального строительства - многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (градостроительный регламент на данный земельный участок не установлен).
На основании подп. 5 п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Однако то обстоятельство, что ООО "Белстрой" не обращалось в исполнительный орган местного самоуправления с заявлением об изменении ранее определенного вида разрешенного использования земельного участка "для строительства гостиницы" на иное разрешенное использование - "для строительства многоквартирного жилого 9-этажного дома", и вид разрешенного использования на время строительства дома не был изменен, не может само по себе повлиять на выводы относительно тех целей, для которых спорный земельный участок фактически приобретался и использовался.
Произведенные работы соответствовали строительству жилого дома. С апреля 2009 года и во всех последующих формах КС-2, КС-3 указаны работы по строительству жилого дома.
В данном случае информация о виде разрешенного использования земельного участка площадью 4550 кв. м с кадастровым номером 71:30:030212:257 имелась в постановлении главы администрации города Тулы от 17.10.2008 N 4074, утвердившим градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:30:030212:257.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом, т.е. сведения, содержащиеся в нем, являются следствием внесения информации из иных документов.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. То обстоятельство, что в государственный земельный кадастр в проверяемом периоде не были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически измененный вид разрешенного использования не был установлен в этом периоде. Содержащееся в данном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что земельный участок был приобретен обществом для жилищного строительства, которое и осуществлялось им фактически, в том числе и в 2009 году, продолжалось в 2010 году.
С момента принятия постановления главы администрации города Тулы от 04.02.2011 N 205 "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Металлургов в Пролетарском районе г. Тулы" ООО "Белстрой" могло уже применять ставку земельного налога не 0,3 процента (как в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для строительства жилищного фонда), а 0,1 процента, как в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, за исключением земельных участков, занятых под домами индивидуальной жилой застройки, земельных участков, предоставленных для строительства жилищного фонда (подпункт 1 пункта 1 решения Тульской городской Думы от 13.07.2005 N 68/1311 "О земельном налоге").
Таким образом, ООО "Белстрой" правомерно применило при исчислении земельного налога за 2009 и 2010 годы ставку 0,3 процента с учетом коэффициента 2 в отношении спорного земельного участка.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст. 71 АПК РФ, им дана верная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 03.02.2012 по делу N А68-11546/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 275 АПК РФ.

Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)