Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N А65-11115/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N А65-11115/2012


Резолютивная часть постановления объявлена: 23 июля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 26 июля 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием: от открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" - представителя Камалетдиновой Р.Т. (доверенность от 30.12.2011 N 119-14/260),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор по РТ), в лице Территориального отдела в Альметьевском районе и г. Альметьевске - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Татэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-11115/2012 (судья Бредихина Н.Ю.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Татэнергосбыт", г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор по РТ), в лице Территориального отдела в Альметьевском районе и г. Альметьевске, г. Альметьевск,
о признании незаконным и отмене постановления от 22 марта 2012 года N 143,

установил:

Открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в лице Территориального органа в Альметьевском районе и г. Альметьевске (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 22 марта 2012 года N 143.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Татэнергосбыт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Территориального отдела в Альметьевском районе и г. Альметьевске просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО "Татэнергосбыт" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в лице Территориального отдела в Альметьевском районе и г. Альметьевске не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
По распоряжению от 15.02.2012 N 671/14-вп/д ответчиком проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении гр. Юнусовой Р.Н. (вх. N Ю-558/02 от 10.02.2012) о допущенных заявителем нарушениях установленного порядка ценообразования в части начисления платы за электроэнергию.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 12.03.2012 N 671/14-вп/д, на основании которого в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении (т. 1, л.д. 46 - 47, л.д. 48 - 51).
22.03.2012 по результатам рассмотрения протокола вынесено постановление N 143.
Указанным постановлением на ОАО "Татэнергосбыт" наложен административный штраф в сумме 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (т. 1, л.д. 8 - 9).
Заявитель, полагая вынесенное административным органом постановление незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в арбитражный суд.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Дом N 68 по ул. Ленина, г. Альметьевск оборудован коллективным (общедомовым) двухтарифным прибором учета потребления электрической энергии, расчет платы за электрическую энергию жителям дома осуществляет ОАО "Татэнергосбыт" по показаниям данного прибора учета.
В указанном доме имеются нежилые помещения: ИП Галимовой Г.Р. магазин "Элен" (договор энергоснабжения N 30379 Э от 01.01.2007 и прибор учета электроэнергии N 081097 имеется); ИП Камаловой Р.Ф. магазин "Березка", (договор энергоснабжения N 31145 Э от 01.01.2011 и прибор учета электроэнергии N 05272386 имеется); ИП Катаевой 3. магазин "Элегант", (договор энергоснабжения N 30910 Э от 01.01.2007 и прибор учета электроэнергии N 80904 имеется); ОАО "Альметьевский хлебозавод" магазин "Ипи" (договор энергоснабжения N 3016 Э от 1.01.2007 и прибор учета электроэнергии N 226910 имеется); ИП Мусина Р.Ф. нежилое помещение (договор энергоснабжения N 30819 Э от 01.01.2007 и прибор учета электроэнергии N 00636979 имеется); ООО "Парикмахерская Руслан" (договор энергоснабжения N 30273 Э от 18.12.2006 и прибор учета электроэнергии N 084187 имеется); ИП Мингазова А.Т. торговый павильон "Евросеть" (договор энергоснабжения N 30316 Э от 01.01.2007 и прибор учета электроэнергии N 0851780601726276 имеется).
До 23 сентября 2011 года ОАО "Татэнергосбыт" ежемесячно вычитало расход электроэнергии, потребленный данными нежилыми помещениями из расхода, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета потребления электрической энергии.
Кроме указанных в доме имеются нежилые помещения ИП Галиулина Ю.Я. магазин "Беркана", Поляков Н.Н. офис "Ипотека", Раимов А.Ш. офис "Ипотека", ИП Ямаева З.И. магазин "Ярко", система электроснабжения которых не была подключена к общедомовому прибору учета электроэнергии и расчет платы за потребленную ими электроэнергию ОАО "Татэнергосбыт" производился согласно имеющихся договоров энергоснабжения.
Административным органом в ходе анализа информации, содержащей показания указанного общедомового прибора учета электроэнергии, сформированной ОАО "Татэнергосбыт" совместно с МУ "Департамент жилищной политики и ЖКХ" и компьютерной расчетной базы ОАО "Татэнергосбыт", установлено, что ОАО "Татэнергосбыт" не учтены изменения, внесенные в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307, постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года 3 354 "О предоставлении коммунальных услуг сособственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вступившие в силу с 8 июня 2011 года.
Заявителем в период с июня 2011 г. по сентябрь 2011 г. включительно допущено нарушение п. 23 пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, в части установленного порядка ценообразования, а именно: плата за электроснабжение жителям дома N 68 по ул. Ленина, г. Альметьевск, оборудованного коллективным прибором учета электроэнергии, в том числе гр. Юнусовой Р.Н., проживающей в квартире N 25, оборудованной индивидуальным электросчетчиком, начислялась путем расчета платы за электроснабжение без распределения объема электроэнергии, предназначенного на общедомовые нужды на вышеуказанные нежилые помещения, которые до 23 сентября 2011 года были подключены к общедомовому прибору учета электроэнергии.
Заявитель в обоснование возражений сослался на то, что расчет платы за электроснабжение производился в соответствии с установленными требованиями. До 23 сентября 2011 г. в части нежилых помещений количество электроэнергии, потребленное ими, ежемесячно вычиталось из общего расхода, определенного по общедомовому прибору учета, порядок ценообразования не нарушен, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг и не относится к государственным органам, наделенным полномочиями по установлению расчетов и тарифов.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 2 ст. 14.6 Кодекса за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Таким образом, порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Следовательно, коммунальные услуги, в том числе, электроснабжение регулируются государством, как в части установления тарифов (цены), так и в части установления порядка начисления платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, определяется для электроснабжения - в соответствии с п. п. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 1 п. 3 Приложения N 2 Правил N 307 определена методика расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома, в том числе и при наличии в доме коммунальных квартир. В приложении N 2 Правил приведены все необходимые формулы для расчета электроэнергии.
Однако, как установлено проверяющими, заявителем в период с июня 2011 г. по сентябрь 2011 г. включительно, объем электроэнергии, предназначенный на общедомовые нужды, распределялся только на квартиры, оборудованные индивидуальными приборами учета, пропорционально общему расходу, без учета имевшихся в доме нежилых помещений, на которые такой расход не распределялся.
Доказательства обратного заявителем представлены не были.
Заявитель в ответ на предписание административного органа письмом от 18.04.2012 сообщил, что владельцам нежилых помещений, электроустановки которых в течение июня - сентября 2011 г. были подключены после общедомового прибора учета, установленного в доме N 68 по ул. Ленина, г. Альметьевск, было произведено доначисление объема электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды за период с июня по сентябрь 2011 г., что повлияло на распределение ОДН между гражданами-владельцами жилых помещений многоквартирного дома за период потребления с июня по сентябрь 2011 г., что и нашло отражение в квитанциях за март 2011 г. в графе "Сумма перерасчета" (в сторону уменьшения) по всем квартирам дома N 68 по ул. Ленина г. Альметьевска (т. 1, л.д. 133 - 134).
Доводы заявителя о том, что его действия не посягают на порядок ценообразования, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Поскольку указанными выше нормативными актами установлен порядок формирования цены для оплаты коммунальных услуг в данном случае электроснабжения, исходя из приборов учета в многоквартирных жилых домах, расчет цены за потребленные жилищно-коммунальные услуги должен быть произведен в соответствии с установленным порядком.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" определяет ценообразование как процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Таким образом, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжение, также и для заявителя и должно осуществлять начисление платы за данную коммунальную услугу в соответствии с действующим законодательством Правилами и соответственно, должно формировать для граждан цену (т.е. осуществлять процесс расчета) за указанную коммунальную услугу, применяя при этом порядок расчета платы, установленный указанными Правилами.
Однако цена за коммунальную услугу - электроснабжение в период с июня 2011 года по сентябрь 2011 года включительно ОАО "Татэнергосбыт" сформирована без учета положений, содержащихся в п. 22. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом внесенных в Правила изменений.
Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тариф на электрическую и тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность): в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы.
Следовательно, тариф на электрическую энергию является частью установленного Правилами порядка расчета платы за электроснабжение и не устанавливается и не регулируется исполнителем коммунальных услуг, однако применение соответствующего расчета, в котором учитывается тариф является обязанностью исполнителя, как неотъемлемая часть процесса расчета потребителям цены за указанную коммунальную услугу.
Включение заявителем в расчет платы за потребленную электроэнергию дополнительных платежей к установленному уполномоченным государственным органом тарифу, является нарушением порядка ценообразования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Привлечение заявителя к административной ответственности осуществлено в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока, а административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, что соотносится с характером совершенного административного правонарушения, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании ст. 333.40 НК РФ ошибочно уплаченная по платежному поручению от 30 мая 2012 года N 1223 государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату открытому акционерному обществу "Татэнергосбыт" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 года по делу N А65-11115/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Татэнергосбыт" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 30 мая 2012 года N 1223 государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)