Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
от МП г.о. Самара "Инженерная служба" - представитель Грачева О.А., доверенность б/н. от 22.10.2009 г.,
от ТСЖ "Юнга" - представитель Ганьжова Н.В., доверенность б/н. от 20.08.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу МП г.о. Самара "Инженерная служба" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года (судья Ю.М. Разумов) по делу N А55-8951/2010 по иску МП г.о. Самара "Инженерная служба" к ТСЖ "Юнга", третье лицо - ОАО "Волжская ТГК" о взыскании 100 377,78 руб.,
установил:
МП г.о. Самара "Инженерная служба" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ТСЖ "Юнга", третье лицо - ОАО "Волжская ТГК" о взыскании 100 377,78 руб. в том числе: 99 988,24 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в январе - феврале 2010 г. по договору N 21т/ИС от 01.02.2010 г., 389,54 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.04.2010 г. по 21.04.2010 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
МП г.о. Самара "Инженерная служба", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В судебное заседание не явился представитель ОАО "Волжская ТГК", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель МП г.о. Самара "Инженерная служба" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Юнга" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
МП г.о. Самара "Инженерная служба" указывает, что приказом Департамента управления имуществом городского Самара от 01.06.09 г. N 1593 ему на баланс переданы тепловые сети по адресу: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 59, для дальнейшего их содержания и эксплуатации, в целях обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения потребителей городского округа Самара тепловой энергией.
24.07.2009 г. Приказом N 2203 Департамента Управления имуществом г.о. Самара в приказ N 1593 Департамента Управления имуществом г.о. Самара были внесены изменения.
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 82/р, МП г.о. Самара "Инженерная служба" было включена в реестр организацией, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области под регистрационным номером 2.2.230 - услуги по передаче тепловой энергии (мощности).
Приказом N 79 Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 г. установлены тарифы на тепловую энергию по сетям истца в размере 167 руб./Гкал.
Из материалов дела следует, что 01.02.2010 г. МП г.о. Самара "Инженерная служба" и ТСЖ "Юнга" заключен договор N 21т/ИС на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде сроком действия с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., по условиям которого МП г.о. Самара "Инженерная служба", как энергоснабжающая организация, обязуется оказывать услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для нужд ТСЖ "Юнга", а последний обязуется оплачивать фактически потребленный объем тепловой энергии.
Истец указывает, что в период с 01.01.2010 г. по настоящее время он надлежащим образом оказывал услуги ответчику по передаче тепловой энергии в горячей воде по адресу: ул. Ново-Вокзальная, 59.
Объем услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в год составляет 2252 Гкал по тарифу на передачу тепловой энергии 167 руб. за Гкал, что составляет 376 084 руб. в год.
Пунктом 3.4. исследуемого договора расчет количества переданной тепловой энергии в горячей воде по сетям, находящимся на балансе энергоснабжающей организации, производятся на основании счета-фактуры теплоснабжающей организации за расчетный период, которая направлена потребителю по договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
Согласно п. 3.8. расчеты производятся по платежным требованиям энергоснабжающей организации в акцептном порядке, оплата производится потребителем в течение трех календарных дней со дня поступления расчетно-платежных документов в банк потребителя.
Согласно счетам-фактурам С101900957/1574420 от 31.01.2010 г., С101902840/1574420 от 28.02.2010 г. ОАО "Волжская ТГК" поставило ответчику теплоэнергию 223,90 Гкал в январе, 283,50 Гкал в феврале 2010 года.
Истцом выставлены для оплаты ответчику в январе 2010 г. счет N 20 на сумму 44 121,73 руб., в феврале 2010 г. счет N 21 на сумму 55 866,51 руб.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), пунктом 8 которых предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил установлено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющих (в частности расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
В пункте 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации установлено, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Юнга" и ОАО "Волжская ТГК" 01.09.2008 г. заключен договор на поставку тепловой энергии N 15751.
Приказом Управления по государственному регулированию контролю в электроэнергетике Самарской области от 21.12.09 г. N 76 для потребителей ОАО "Волжская ТГК" установлен тариф на тепловую энергию в размере 622 рубля/Гкал, состоящий по сумме стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Письмом от 21.05.10 г. N 5/773 Управление по государственному регулированию контролю в электроэнергетике Самарской области указало, что теплоснабжающая организация должна самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителя.
В соответствии с положениями Основ ценообразования при очередном регулировании тарифов проводится оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, выявленных на основании статистической и бухгалтерской отчетности и результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию для потребителей истца будет осуществляться Управлением с учетом вновь присоединенных потребителей и корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств по другим статьям расходов.
МП г.о. Самара "Инженерная служба" указывает, что наличие договорных отношений между третьим лицом и ответчиком, не освобождает последнего от обязанности оплатить оказанные истцом услуги по передаче тепловой энергии, тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская ТГК" не учитывает расходы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям, эксплуатируемым истцом, вследствие чего стоимость оказанных услуг по передачи подлежит взысканию.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 N 57 разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при заключении договора на передачу тепловой энергии стороны в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" были не вправе устанавливать размер оплаты услуг по передаче тепловой энергии на основании соглашения сторон и признании договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде N 21т/ИС от 01.02.2010 г. недействительным (ничтожным) согласно ст. 168 ГК РФ как несоответствующего требованиям законодательства.
При этом достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора не говорит о его действительности.
Исходя из логики истца в отсутствие непосредственного присоединения к энергоснабжающей организации и наличии нескольких владельцев сетей, абонент должен заключить договоры со всеми сетевыми организациями, что является невозможным в отношениях между ТСЖ, как представителем жильцов и энергоснабжающей организацией.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года по делу N А55-8951/2010 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
Т.А.ЛУКЬЯНОВА
Е.А.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2010 ПО ДЕЛУ N А55-8951/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2010 г. по делу N А55-8951/2010
Резолютивная часть объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А., Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Книстяпиной О.А., с участием:
от МП г.о. Самара "Инженерная служба" - представитель Грачева О.А., доверенность б/н. от 22.10.2009 г.,
от ТСЖ "Юнга" - представитель Ганьжова Н.В., доверенность б/н. от 20.08.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу МП г.о. Самара "Инженерная служба" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года (судья Ю.М. Разумов) по делу N А55-8951/2010 по иску МП г.о. Самара "Инженерная служба" к ТСЖ "Юнга", третье лицо - ОАО "Волжская ТГК" о взыскании 100 377,78 руб.,
установил:
МП г.о. Самара "Инженерная служба" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ТСЖ "Юнга", третье лицо - ОАО "Волжская ТГК" о взыскании 100 377,78 руб. в том числе: 99 988,24 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в январе - феврале 2010 г. по договору N 21т/ИС от 01.02.2010 г., 389,54 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 05.04.2010 г. по 21.04.2010 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
МП г.о. Самара "Инженерная служба", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В судебное заседание не явился представитель ОАО "Волжская ТГК", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель МП г.о. Самара "Инженерная служба" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Юнга" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
МП г.о. Самара "Инженерная служба" указывает, что приказом Департамента управления имуществом городского Самара от 01.06.09 г. N 1593 ему на баланс переданы тепловые сети по адресу: г. Самара, ул. Ново-Вокзальная, 59, для дальнейшего их содержания и эксплуатации, в целях обеспечения бесперебойного и надежного энергоснабжения потребителей городского округа Самара тепловой энергией.
24.07.2009 г. Приказом N 2203 Департамента Управления имуществом г.о. Самара в приказ N 1593 Департамента Управления имуществом г.о. Самара были внесены изменения.
Приказом Управления по государственному регулирования и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.09 г. N 82/р, МП г.о. Самара "Инженерная служба" было включена в реестр организацией, осуществляющих деятельность в электроэнергетике Самарской области под регистрационным номером 2.2.230 - услуги по передаче тепловой энергии (мощности).
Приказом N 79 Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.12.2009 г. установлены тарифы на тепловую энергию по сетям истца в размере 167 руб./Гкал.
Из материалов дела следует, что 01.02.2010 г. МП г.о. Самара "Инженерная служба" и ТСЖ "Юнга" заключен договор N 21т/ИС на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде сроком действия с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., по условиям которого МП г.о. Самара "Инженерная служба", как энергоснабжающая организация, обязуется оказывать услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде для нужд ТСЖ "Юнга", а последний обязуется оплачивать фактически потребленный объем тепловой энергии.
Истец указывает, что в период с 01.01.2010 г. по настоящее время он надлежащим образом оказывал услуги ответчику по передаче тепловой энергии в горячей воде по адресу: ул. Ново-Вокзальная, 59.
Объем услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде в год составляет 2252 Гкал по тарифу на передачу тепловой энергии 167 руб. за Гкал, что составляет 376 084 руб. в год.
Пунктом 3.4. исследуемого договора расчет количества переданной тепловой энергии в горячей воде по сетям, находящимся на балансе энергоснабжающей организации, производятся на основании счета-фактуры теплоснабжающей организации за расчетный период, которая направлена потребителю по договору на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
Согласно п. 3.8. расчеты производятся по платежным требованиям энергоснабжающей организации в акцептном порядке, оплата производится потребителем в течение трех календарных дней со дня поступления расчетно-платежных документов в банк потребителя.
Согласно счетам-фактурам С101900957/1574420 от 31.01.2010 г., С101902840/1574420 от 28.02.2010 г. ОАО "Волжская ТГК" поставило ответчику теплоэнергию 223,90 Гкал в январе, 283,50 Гкал в феврале 2010 года.
Истцом выставлены для оплаты ответчику в январе 2010 г. счет N 20 на сумму 44 121,73 руб., в феврале 2010 г. счет N 21 на сумму 55 866,51 руб.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), пунктом 8 которых предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил установлено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 17 Правил при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющих (в частности расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
В пункте 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации установлено, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Юнга" и ОАО "Волжская ТГК" 01.09.2008 г. заключен договор на поставку тепловой энергии N 15751.
Приказом Управления по государственному регулированию контролю в электроэнергетике Самарской области от 21.12.09 г. N 76 для потребителей ОАО "Волжская ТГК" установлен тариф на тепловую энергию в размере 622 рубля/Гкал, состоящий по сумме стоимости единицы тепловой энергии и стоимости услуг по ее передаче.
Письмом от 21.05.10 г. N 5/773 Управление по государственному регулированию контролю в электроэнергетике Самарской области указало, что теплоснабжающая организация должна самостоятельно урегулировать договорные отношения с теплосетевыми организациями, через тепловые сети которых должна осуществляться поставка тепловой энергии для потребителя.
В соответствии с положениями Основ ценообразования при очередном регулировании тарифов проводится оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, выявленных на основании статистической и бухгалтерской отчетности и результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, установление тарифов на тепловую энергию для потребителей истца будет осуществляться Управлением с учетом вновь присоединенных потребителей и корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств по другим статьям расходов.
МП г.о. Самара "Инженерная служба" указывает, что наличие договорных отношений между третьим лицом и ответчиком, не освобождает последнего от обязанности оплатить оказанные истцом услуги по передаче тепловой энергии, тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО "Волжская ТГК" не учитывает расходы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям, эксплуатируемым истцом, вследствие чего стоимость оказанных услуг по передачи подлежит взысканию.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.10.2007 N 57 разъяснил, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам по тарифам, утвержденным для населения.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что при заключении договора на передачу тепловой энергии стороны в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" были не вправе устанавливать размер оплаты услуг по передаче тепловой энергии на основании соглашения сторон и признании договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде N 21т/ИС от 01.02.2010 г. недействительным (ничтожным) согласно ст. 168 ГК РФ как несоответствующего требованиям законодательства.
При этом достижение сторонами соглашения по всем существенным условиям договора не говорит о его действительности.
Исходя из логики истца в отсутствие непосредственного присоединения к энергоснабжающей организации и наличии нескольких владельцев сетей, абонент должен заключить договоры со всеми сетевыми организациями, что является невозможным в отношениях между ТСЖ, как представителем жильцов и энергоснабжающей организацией.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 01 октября 2010 года по делу N А55-8951/2010 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН
Судьи
Т.А.ЛУКЬЯНОВА
Е.А.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)