Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2012 N 15АП-15305/2012 ПО ДЕЛУ N А32-16319/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. N 15АП-15305/2012

Дело N А32-16319/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04 октября 2012 года по делу N А32-16319/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ"
к заинтересованным лицам: администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконными действий по отказу в переводе жилой квартиры в нежилое помещение,
принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ" (далее - ООО "ИКЦ "ПАЛ", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация МО г. Краснодар), Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), в котором просило:
- - признать незаконными действия департамента, выразившиеся в рассмотрении заявления ООО "ИКЦ "ПАЛ" о переводе квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение и отказе в переводе указанной квартиры в нежилое помещение;
- - признать незаконными действия администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в отказе рассмотреть заявление о переводе квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение;
- - обязать администрацию МО г. Краснодар рассмотреть заявление о переводе жилого помещения - квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре в нежилое помещение (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 84).
Заявленные требования мотивированы тем, что 17.03.2012 ООО "ИКЦ "ПАЛ" обратилось к департаменту с заявлением о переводе жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Корякина, дом N 17, кв. 65, в нежилое, предоставив все необходимые документы. Однако департаментом было принято решение, изложенное в письме N 25-05/3164 от 12.04.2012, об отказе в переводе помещения в нежилое. Указанное решение департамента мотивировано необходимостью предоставления ООО "ИКЦ "ПАЛ" согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома, так как в связи с переводом помещения в статус нежилого будет занята часть земельного участка, непосредственно прилегающая к жилому дому.
ООО "ИКЦ "ПАЛ" полагает, что решение департамента не основано на нормах Жилищного кодекса Российской Федерации и противоречит положениям пункта 4 раздела 2 приложения N 1 постановления администрации МО г. Краснодар N 6099 от 12.08.2010 "Об утверждении порядка принятия решений о переводе (об отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилых (нежилых) помещений, о согласовании (об отказе в согласовании) сохранения самовольно переустроенных и (или) перепланированных жилых (нежилых) помещений, о признании жилого помещения муниципального и частного жилищного фондов пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых строений на садовом земельном участке пригодным для постоянного проживания в муниципальном образовании город Краснодар" (далее - постановление администрации МО г. Краснодар N 6099), так как согласно проекту перепланировки квартиры вход в предполагаемое нежилое помещение создается за счет разборки части лоджии от ее крыши до уровня пола без внесения каких-либо других конструктивных изменений, в том числе, касающихся несущих или ненесущих стен.
ООО "ИКЦ "ПАЛ" полагает, что решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое принято неуполномоченным органом, соответствующее заявление общества должно было быть рассмотрено по существу администрацией МО г. Краснодар, а не департаментом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что перевод спорного помещения из категории жилого в категорию нежилого является возможным только в результате осуществления перепланировки помещения, с устройством отдельного входа и разрушением части несущей стены, что приводит к изменению объекта и режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Суд указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 36, пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях получения разрешения на перевод жилого помещения в нежилое общество должно было получить согласие всех участников общей долевой собственности в многоквартирном доме. Поскольку общество такого согласия не получило, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд отклонил довод ООО "ИКЦ "ПАЛ" об отсутствии у начальника жилищного отдела департамента полномочий на принятие решения об отказе в переводе помещения, указав, что согласно постановлению администрации МО г. Краснодар N 6099 начальник жилищного отдела департамента является заместителем председателя межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар, в компетенцию которой входит, в том числе, рассмотрение заявлений о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. Следовательно, к полномочиям начальника жилищного отдела департамента относится оформление ответа на заявление ООО "ИКЦ "ПАЛ" о переводе жилых помещений квартиры в нежилые.
С принятым судебным актом не согласилось ООО "ИКЦ "ПАЛ", в порядке, определенном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить требования общества о признании незаконными действия администрации МО г. Краснодар, выразившиеся в отказе рассмотреть заявление о переводе квартиры N 17 в доме N 65 по ул. Карякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение и об обязании администрации МО г. Краснодар рассмотреть заявление о переводе жилого помещения - квартиры N 17 в доме N 65 по ул. Корякина в г. Краснодаре в нежилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- - суд необоснованно пришел к выводу о том, что перепланировка жилого помещения будет связана с демонтажем существующих двери и оконного блока между комнатой и балконом, а также с разборкой кирпичной кладки под оконным блоком и установлением новой двери;
- - суд не учел, что земельный участок, на котором располагается жилой дом, находится в федеральной собственности, в связи с чем, устройство отдельного входа в спорное помещение не затронет права собственников общего имущества жилого дома;
- - в компетенцию начальника жилищного отдела департамента не входит согласование перевода жилого помещения в нежилое или принятие решения об отказе в осуществлении такого перевода, в связи с чем, последний был не вправе подписывать отказ в согласовании перевода жилого помещения в нежилое;
- - суд не учел, что в нарушение положений норм действующего законодательства ООО "ИКЦ "ПАЛ" не был получен ответ о переводе помещения в нежилое от уполномоченного органа - администрации МО г. Краснодар, в чью компетенцию входит решение данного вопроса.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В отношении указанных лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из апелляционной жалобы ООО "ИКЦ "ПАЛ" следует, что общество оспаривает решение суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к администрации МО г. Краснодар. В части отказа в удовлетворении требования о признании незаконными действий департамента, выразившихся в рассмотрении заявления ООО "ИКЦ "ПАЛ" о переводе квартиры N 17 в доме N 65 по ул. Корякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение и отказе в переводе указанной квартиры в нежилое помещение, заявителем решение суда первой инстанции не оспаривается.
Таким образом, суда апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований ООО "ИКЦ "ПАЛ", заявленных в отношении администрации МО г. Краснодар.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ИКЦ "ПАЛ" на основании договора N 65/9 от 10.02.2011 участия в долевом строительстве многоквартирного дома является собственником квартиры N 65 общей площадью 80,8 кв. м, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Карякина, дом N 17, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2011 (приложение к делу N 1).
17.03.2012 ООО "ИКЦ "ПАЛ" обратилось в МКУ МО г. Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" с заявлением о переводе жилых комнат квартиры N 65 в нежилые помещения при условии выполнения отдельного входа в квартире, адресованным на имя главы МО г. Краснодар.
12.04.2012 департамент, действующий в лице начальника жилищного отдела, в письме N 25-05/3164 сообщил ООО "ИКЦ "ПАЛ", что поскольку, согласно проекту входной группы на первом этаже жилого дома по адресу: ул. им. Карякина, 17, кв. 65, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, при устройстве входной группы будет занята часть земельного участка, непосредственно прилегающая к жилому дому, организация входной группы повлечет за собой использование общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим, перевод жилых помещений квартиры в нежилые помещения при условии проведения перепланировки и переустройства помещений возможен только с согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома, полученного в порядке, определенном статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что ООО "ИКЦ "ПАЛ" не было представлено указанное согласие всех собственников общего имущества многоквартирного дома на переустройство жилых помещений, департамент указал, что рассмотреть вопрос согласования перевода жилых помещений квартиры N 65 по ул. им. Карякина, 17 в нежилые помещения не представляется возможным (л.д. 12-13).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ООО "ИКЦ "ПАЛ" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм права следует, что обязательным условием для признания решения органа государственной власти незаконным является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа государственной власти прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суда первой инстанции обоснованно указал, что в соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
В целях обеспечения возможности перевода жилых помещений квартиры N 65, расположенной в г. Краснодаре по ул. им. Карякина, 17, в нежилые помещения ООО "Архи Лайн" по заказу ООО "ИКЦ "ПАЛ" был разработан проект входной группы на первом этаже жилого дома.
При сопоставлении данного архитектурного проекта с представленными в материалы дела техническим паспортом на квартиру N 65 и поэтажным планом многоквартирного жилого дома следует, что переустройство квартиры будет заключаться в следующем:
- - входной проем прихожей N 1, ведущий в коридор общего пользования, подлежит закладке;
- - внешняя часть лоджии подлежит демонтажу с установкой витрины;
- - к внешней части жилого дома со стороны демонтируемой лоджии на цоколе подлежат пристройке: козырек подвесной кровли с шумопоглощающим эффектом и лестничная площадка с лестничным маршем;
- - оборудование на земельном участке, непосредственно примыкающем к зданию, пешеходной дорожки, тротуаров и пандусов.
ООО "ИКЦ "ПАЛ" полагает, что осуществление указанной перепланировки не затронет общего имущества жилого дома, в связи с чем, получение согласия на ее проведение от всех собственником общего имущества обществу не требовалось.
Указанный довод ООО "ИКЦ "ПАЛ" подлежит отклонению как необоснованный по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что реализация ООО "ИКЦ "ПАЛ" разработанного проекта входной группы на первом этаже жилого дома непосредственно приведет к изменению режима пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (фактически часть земельного участка, примыкающего к жилому дому будет обременена размещением имущества ООО "ИКЦ "ПАЛ": цоколем и расположенными на нем лестничной площадкой с лестничным маршем, пешеходной дорожкой, тротуарами и пандусами).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Из приведенных норм права следует, что размещение ООО "ИКЦ "ПАЛ" входной группы на первом этаже жилого дома может быть осуществлено исключительно при получении согласия всех собственников общего имущества данного жилого дома.
ООО "ИКЦ "ПАЛ" не отрицает то обстоятельство, что такое согласие собственников общего имущества многоквартирного жилого дома им не получалось. Общество безосновательно полагает, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находится в федеральной собственности, в связи с чем, ему не требовалось получать согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома для осуществления переустройства спорной квартиры.
Согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, жилой дом по ул. им. Карякина, 17 в г. Краснодаре располагается на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0141008:238, который был поставлен на государственный кадастровый учет 15.10.2007.
Таким образом, в силу прямого указания закона право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0141008:238 возникло в момент введения в эксплуатацию жилого дома (то есть в момент возникновения жилого дома в качестве оборотоспособного объекта гражданских прав).
Частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплен перечень документов, подлежащих предоставлению в компетентный орган местного самоуправления для рассмотрения вопроса о возможности перевода помещений многоквартирного жилого дома из оной категории в другую.
Вместе с тем, в том случае, когда для осуществления перевода жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения требуется проведение их реконструкции, непосредственному применению подлежат нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок осуществления переустройства и перепланировки помещений.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Краснодарского края N 896-КЗ от 15.07.2005 "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края", если переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения невозможны без присоединения к нему части общего имущества в жилом доме, а также при переустройстве и (или) перепланировке мест общего пользования в жилом доме заявителем должно быть представлено письменное согласие всех собственников помещений в жилом доме.
Из приведенных норм права следует, что реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений, расположенных в многоквартирном доме, требуют получения согласия всех собственников помещений жилого дома, если в результате выполнения строительных работ происходит какое-либо трансформирование общего имущества данного дома, то есть, если реконструкция (перепланировка либо переустройство) помещений предполагается с выходом за пределы внутренних границ таких помещений.
Как указывалось ранее, перепланировка жилых помещений квартиры N 65 непосредственно затрагивает наружные стены жилого дома, так как предполагает пристройку к ним козырька подвесной кровли с шумопоглощающим эффектом и лестничной площадки с лестничным маршем.
Кроме того, проект перепланировки жилых помещений предусматривает занятие части земельного участка (газона), непосредственно примыкающей к жилому дому, цоколем и расположенными на нем лестничной площадкой с лестничным маршем, пешеходной дорожкой, тротуарами и пандусами.
С учетом изложенного, в силу приведенных норм права ООО "ИКЦ "ПАЛ" было необходимо получить согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на осуществление перепланировки жилых помещений квартиры N 65.
Таким образом, указание департаментом в своем письме на то, что для рассмотрения вопроса согласования перевода жилых помещений квартиры N 65 по ул. им. Карякина, 17 в г. Краснодаре в нежилые помещения требовалось предоставление согласия всех собственников общего имущества многоквартирного дома на проведение переустройства и перепланировки данных помещений, не может нарушать прав ООО "ИКЦ "ПАЛ", так как такое указание в полной мере соответствует нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, нарушение прав ООО "ИКЦ "ПАЛ" состоит в следующем.
В силу положений частей 1, 4 - 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
В развитие положений данных норм Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией МО г. Краснодар принято постановление N 6099 от 12.08.2010.
Из положения пункта 1.1, пункта 1 раздела 1 приложения N 1 к данному постановлению органом, компетентным принимать решения по вопросам перевода помещений из одной категории в другую, является администрация МО г. Краснодар.
Подготовку проектов постановлений администрации муниципального образования город Краснодар о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляет муниципальное учреждение "Управление жилищного хозяйства" на основании заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда (пункт 2 раздела 1 приложения 1 постановления администрации МО г. Краснодар N 6099).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что приложение N 1 к постановлению администрации МО г. Краснодар N 6099 регламентирует порядок взаимодействия органов муниципальной власти между собой при решении вопроса о переводе помещений из одной категории в другую.
Органом муниципальной власти, непосредственно вступающим в правоотношения по указанным вопросам с заявителями (физическими и юридическими лицами), выступает администрация МО г. Краснодар, на которой лежит обязанность в установленные сроки рассмотреть поступившее в его адрес заявление о переводе помещения и принять мотивированное решение по нему.
Как указывалось ранее, с заявлением о переводе жилой квартиры N 65 в нежилое помещение ООО "ИКЦ "ПАЛ" обратилось к администрации МО г. Краснодар 17.03.2012.
Таким образом, администрация МО г. Краснодар в силу императивных положений статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации была обязана в течение 45 дней рассмотреть обращение ООО "ИКЦ "ПАЛ" и принять либо решение о переводе жилой квартиры в нежилое помещение с указанием на то, какие работы по переустройству и перепланировке надлежит выполнить обществу, либо мотивированное решение об отказе в переводе помещения в категорию нежилого.
В течение следующих 3 рабочих дней администрация МО г. Краснодар была обязана уведомить ООО "ИКЦ "ПАЛ" о принятом решении по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 502 от 10.08.2005.
Указанной обязанности в установленные срок администрация МО г. Краснодар не исполнила, заявление ООО "ИКЦ "ПАЛ" от 17.03.2012 по существу не рассмотрела, что свидетельствует о допущении ею неправомерного бездействия.
Письмо департамента N 25-05/3164 от 12.04.2012, содержащее сведения о том, что ООО "ИКЦ "ПАЛ" был представлен не полный пакет документов, необходимый для рассмотрения его заявления о переводе жилой квартиры в нежилые помещения, носит исключительно информационный характер. Ввиду того, что департамент не является органом муниципальной власти, в компетенцию которого входит принятие окончательного решения по заявлению лиц, обращающихся с требованием о смене категории помещений, указанное письмо не может быть расценено как отказ ООО "ИКЦ "ПАЛ" в переводе жилой квартиры N 65 в нежилое помещение.
Из уточненных требований ООО "ИКЦ "ПАЛ" следует, что общество просит проверить законность отказа администрации МО г. Краснодар в рассмотрении по существу заявления о переводе квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение, то есть, по сути, общество оспаривает законность бездействия администрации МО г. Краснодар.
Не предоставление ООО "ИКЦ "ПАЛ" полного комплекта документов, необходимого для принятия положительного решения о переводе квартиры N 65 в категорию нежилого помещения (не предоставление обществом согласия всех собственником общего имущества многоквартирного жилого дома), не освобождало администрацию МО г. Краснодар от рассмотрения заявления общества по существу.
Неисполнение администрацией МО г. Краснодар возложенной на него законом обязанности по своевременной подготовке мотивированного решения по заявлению ООО "ИКЦ "ПАЛ" нарушает права последнего, так как общество должно иметь правовую определенность по вопросу о наличии у него правовых оснований для перевода принадлежащей ему на праве собственности квартиры в категорию нежилого помещения.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции не учел указанных фактических обстоятельств, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований, заявленных ООО "ИКЦ "ПАЛ" к администрации МО г. Краснодар.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 октября 2012 года по делу N А32-16319/2012 в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ" к администрации муниципального образования город Краснодар отменить, в указанной части принять новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ" о переводе квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре из жилого в нежилое помещение.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в течение 10 дней с момента вынесения настоящего постановления рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ" о переводе жилого помещения - квартиры N 65 в доме N 17 по ул. Карякина в г. Краснодаре в нежилое помещение и принять решение о переводе или об отказе в переводе помещения; в течение 3 дней с момента принятия соответствующего решения направить в адрес общества с ограниченной ответственностью "Инженерно-консультационный центр "ПАЛ" уведомление о принятом решении по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА

Судьи
В.В.ГАЛОВ
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)