Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Сервис - Центр": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Ткач Е.Р., представитель по доверенности от 18.09.2012 N 010-10318;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальное хозяйство "Сервис - Центр"
на решение от 21.08.2012
по делу N А73-5941/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Сервис - Центр"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю N 497 от 13.04.2012
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее - ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 13.04.2012 N 497, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 13.03.2012 в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от прокуратуры Центрального района г. Хабаровска поступило требование от 28.02.2012 о проведении в отношении ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" проверки по обращению председателя домового совета дома N 64 по ул. Дикопольцева в г. Хабаровске о нарушении прав потребителей при начислении платы за услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" в многоквартирном доме.
В период с 14.03.2012 по 09.04.2012 Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Царенко С.А. от 13.03.2012 N 392 проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой обнаружено следующее: при начислении платы за услугу "холодное водоснабжение" с учетом показаний общедомового прибора учета за октябрь - декабрь 2011 года, январь - февраль 2012 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, по ул. Дикопольцева, д. 64, ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" допустило нарушение требований статьи 10 Закона РФ от 01.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 14, подпункта "г" пункта 38, подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно: нарушило права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "холодное водоснабжение" (об объеме холодной воды, фактически потребленной в течение расчетного периода, и размере платы).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.04.2012.
09.04.2012 административным органом в отношении ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", в присутствии представителя общества Разлатой Г.М., действующей по доверенности от 10.01.2012 N 9, составлен протокол N 497 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещалось уведомлением от 03.04.2012, врученным обществу 04.04.2012 входящий N 1029.
09.04.2012 Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вместе с протоколом об административном правонарушении и копией акта проверки от 09.04.2012 получены ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" 10.04.2012 под входящий N 1081.
13.04.2012 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем административным органом, в отсутствие законного представителя ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 497, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением об оспаривании его законности в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Как следует из материалов дела, согласно информации, представленной ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" в адрес Управления (исх. N 935 от 26.03.2012), в доме N 64 по ул. Дикопольцева общедомовой прибор учета (ОПУ) холодной воды РМ-5Т-50 N 334560 принят на коммерческий учет 15.08.2011. Нежилых помещений, подконтрольных ОПУ, нет. В доме находится 108 квартир, из них 9 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ). Снятие показаний по общедомовому прибору учета производится дистанционно представителем сервисной организации ООО "Дальневосточная энергосервисная компания". Посуточная ведомость потребления передается в управляющую организацию для составления ведомости потребления и направления в МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" для распределения по абонентам.
При этом, проверкой установлено, что снятие показаний ОПУ в доме N 64 по ул. Дикопольцева для определения объема потребления, распределяемого гражданам, за октябрь 2011 года (764,0 куб. м), ноябрь 2011 года (1209 куб. м), декабрь 2011 года (1141 куб. м) произведено с нарушением подпункта "е" пункта 49 Правил, в соответствии с которым при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета на исполнителя услуг возложена обязанность ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания.
Согласно представленным посуточным ведомостям потребления, к расчету приняты объемы, исчисленные по показаниям ОПУ, снятым соответственно 15.10.2011, 15.11.2011, 15.12.2011.
Также по результатам проверки установлено, что при распределении общего объема потребленной холодной воды по потребителям ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" допущено нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, согласно информации, представленной ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" (исх. N 1032 от 04.04.2012), в спорном доме находятся жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, в которых отсутствуют зарегистрированные лица - квартиры <...>, в связи с чем, начисления по холодной воде и канализации не производятся. Так, за январь, февраль 2012 года начисление платы по указанным жилым помещениям не производилось. Между тем, как следует из обращений жильцов дома в ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" (вход. N 42 от 14.02.2012), в указанных квартирах осуществляется потребление коммунальных ресурсов, объем которого распределяется на жильцов других квартир дома, в частности, в квартире <...> расположен детский сад, в квартире <...> - гостиница, квартиры <...> и <...> сдаются в аренду, что свидетельствует о том, что до потребителей была доведена недостоверная информация об объеме холодной воды, потребленной в январе - феврале 2012 года.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 14 Правил, устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. п. "г" п. 38 Правил, при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета объем потребления указывается исполнителем. При этом разделения объема на "индивидуальный" и "общедомовой" действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, при начислении платы за потребленный объем ресурса, исполнитель должен принять к расчету наряду с показаниями общего прибора учета также и показания индивидуального прибора учета за расчетный период.
Однако, как следует из информации ООО "УК ЖКХ "Сервис Центр" (исх. от 04.04.2012 N 1032), объем индивидуального потребления в жилых помещениях указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа, а не снимается исполнителем и, следовательно, не принимается к распределению за расчетный период, т.к. потребителем оплачивается платежный документ за предыдущий месяц. Таким образом, при распределении потребленного объема и начислении платы в платежных документах, предъявляемых к оплате, до сведения потребителей доводится недостоверная информация об объеме и размере платы за услугу по холодному водоснабжению и канализации за расчетный период, за который предъявляется оплата - вместо объема холодной воды, фактически потребленного в течение расчетного периода, исполнителем указана недостоверная информация об объеме, рассчитанном с учетом индивидуального потребления за предыдущий месяц, а не за расчетный период, как предусмотрено Правилами.
Учитывая установленных по делу обстоятельства, в действиях ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге, что позволяет сделать вывод о виновности действий юридического лица. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, не позволивших ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" своевременно принять все необходимые меры для предупреждения и недопущения нарушения прав потребителей. Заявителем не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина общества установлены судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 13.04.2012 N 497, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению, соответствуют требованиям КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.08.2012 по делу N А73-5941/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2012 N 06АП-4486/2012 ПО ДЕЛУ N А73-5941/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2012 г. N 06АП-4486/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Сервис - Центр": представитель не явился;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Ткач Е.Р., представитель по доверенности от 18.09.2012 N 010-10318;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунальное хозяйство "Сервис - Центр"
на решение от 21.08.2012
по делу N А73-5941/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Сервис - Центр"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю N 497 от 13.04.2012
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее - ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, административный орган) от 13.04.2012 N 497, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 21.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя административного органа Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 13.03.2012 в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от прокуратуры Центрального района г. Хабаровска поступило требование от 28.02.2012 о проведении в отношении ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" проверки по обращению председателя домового совета дома N 64 по ул. Дикопольцева в г. Хабаровске о нарушении прав потребителей при начислении платы за услуги "холодное водоснабжение" и "водоотведение" в многоквартирном доме.
В период с 14.03.2012 по 09.04.2012 Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Царенко С.А. от 13.03.2012 N 392 проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой обнаружено следующее: при начислении платы за услугу "холодное водоснабжение" с учетом показаний общедомового прибора учета за октябрь - декабрь 2011 года, январь - февраль 2012 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, по ул. Дикопольцева, д. 64, ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" допустило нарушение требований статьи 10 Закона РФ от 01.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 14, подпункта "г" пункта 38, подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а именно: нарушило права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "холодное водоснабжение" (об объеме холодной воды, фактически потребленной в течение расчетного периода, и размере платы).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.04.2012.
09.04.2012 административным органом в отношении ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", в присутствии представителя общества Разлатой Г.М., действующей по доверенности от 10.01.2012 N 9, составлен протокол N 497 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещалось уведомлением от 03.04.2012, врученным обществу 04.04.2012 входящий N 1029.
09.04.2012 Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое вместе с протоколом об административном правонарушении и копией акта проверки от 09.04.2012 получены ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" 10.04.2012 под входящий N 1081.
13.04.2012 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем административным органом, в отсутствие законного представителя ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр", при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 497, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением об оспаривании его законности в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 4 Правил установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Как следует из материалов дела, согласно информации, представленной ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" в адрес Управления (исх. N 935 от 26.03.2012), в доме N 64 по ул. Дикопольцева общедомовой прибор учета (ОПУ) холодной воды РМ-5Т-50 N 334560 принят на коммерческий учет 15.08.2011. Нежилых помещений, подконтрольных ОПУ, нет. В доме находится 108 квартир, из них 9 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ). Снятие показаний по общедомовому прибору учета производится дистанционно представителем сервисной организации ООО "Дальневосточная энергосервисная компания". Посуточная ведомость потребления передается в управляющую организацию для составления ведомости потребления и направления в МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" для распределения по абонентам.
При этом, проверкой установлено, что снятие показаний ОПУ в доме N 64 по ул. Дикопольцева для определения объема потребления, распределяемого гражданам, за октябрь 2011 года (764,0 куб. м), ноябрь 2011 года (1209 куб. м), декабрь 2011 года (1141 куб. м) произведено с нарушением подпункта "е" пункта 49 Правил, в соответствии с которым при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета на исполнителя услуг возложена обязанность ежемесячно, в течение последней недели месяца снимать их показания.
Согласно представленным посуточным ведомостям потребления, к расчету приняты объемы, исчисленные по показаниям ОПУ, снятым соответственно 15.10.2011, 15.11.2011, 15.12.2011.
Также по результатам проверки установлено, что при распределении общего объема потребленной холодной воды по потребителям ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" допущено нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, согласно информации, представленной ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" (исх. N 1032 от 04.04.2012), в спорном доме находятся жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, в которых отсутствуют зарегистрированные лица - квартиры <...>, в связи с чем, начисления по холодной воде и канализации не производятся. Так, за январь, февраль 2012 года начисление платы по указанным жилым помещениям не производилось. Между тем, как следует из обращений жильцов дома в ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" (вход. N 42 от 14.02.2012), в указанных квартирах осуществляется потребление коммунальных ресурсов, объем которого распределяется на жильцов других квартир дома, в частности, в квартире <...> расположен детский сад, в квартире <...> - гостиница, квартиры <...> и <...> сдаются в аренду, что свидетельствует о том, что до потребителей была доведена недостоверная информация об объеме холодной воды, потребленной в январе - феврале 2012 года.
Кроме того, подпунктом "г" пункта 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 14 Правил, устанавливается равным календарному месяцу.
В соответствии с п. п. "г" п. 38 Правил, при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета объем потребления указывается исполнителем. При этом разделения объема на "индивидуальный" и "общедомовой" действующим законодательством не предусмотрено. Следовательно, при начислении платы за потребленный объем ресурса, исполнитель должен принять к расчету наряду с показаниями общего прибора учета также и показания индивидуального прибора учета за расчетный период.
Однако, как следует из информации ООО "УК ЖКХ "Сервис Центр" (исх. от 04.04.2012 N 1032), объем индивидуального потребления в жилых помещениях указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа, а не снимается исполнителем и, следовательно, не принимается к распределению за расчетный период, т.к. потребителем оплачивается платежный документ за предыдущий месяц. Таким образом, при распределении потребленного объема и начислении платы в платежных документах, предъявляемых к оплате, до сведения потребителей доводится недостоверная информация об объеме и размере платы за услугу по холодному водоснабжению и канализации за расчетный период, за который предъявляется оплата - вместо объема холодной воды, фактически потребленного в течение расчетного периода, исполнителем указана недостоверная информация об объеме, рассчитанном с учетом индивидуального потребления за предыдущий месяц, а не за расчетный период, как предусмотрено Правилами.
Учитывая установленных по делу обстоятельства, в действиях ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге, что позволяет сделать вывод о виновности действий юридического лица. Также суду не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, не позволивших ООО "УК ЖКХ "Сервис-Центр" своевременно принять все необходимые меры для предупреждения и недопущения нарушения прав потребителей. Заявителем не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина общества установлены судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 13.04.2012 N 497, дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок, сроки привлечения заявителя к административной ответственности по оспариваемому постановлению, соответствуют требованиям КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.08.2012 по делу N А73-5941/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)