Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2011 ПО ДЕЛУ N А55-9315/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу N А55-9315/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тишаковой Н.А.,
при участии:
от истца - представитель Знамова М.Н. (доверенность от 24.12.2010 N 239),
от ответчика - представитель Панферов С.А. (доверенность от 05.05.2011 N 55д),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2011 года по делу N А55-9315/2011 (судья С.В. Агеенко),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 6321215841, ОГРН 1086320019213), Самарская область, г. Тольятти,
к открытому акционерному обществу "Тольяттинская энергосбытовая компания" (ИНН 6321211371, ОГРН 1086320011898), Самарская область, г. Тольятти,
об изменении условий договора,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" (далее - истец, ООО "Департамент ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Тольяттинская энергосбытовая компания" (далее - ответчик, ОАО "Тольяттинская энергосбытовая компания") об изменении условий договора электроснабжения от 12.01.2010 N 541/Д-150 (т. 1, л. 3 - 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2011 года по делу N А55-9315/2011 в иске отказано (т. 2, л. 94 - 96).
Истец не согласился с принятым решением. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель ответчика отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, ознакомившись с отзывом ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между сторонами заключен договор электроснабжения для потребителей ТСЖ и УК N 541 от 12.01.2010.
В соответствии с условиями договора истец обязуется поставлять ответчику электрическую энергию в определенном настоящим договором количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, а ответчик обязуется принимать и оплачивать истцу приобретаемую (полученную) электрическую энергию, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления электрической энергии, обеспечивать безопасную эксплуатацию электрических сетей, исправность используемых приборов и оборудования (т. 1, л. 26 - 74).
Приложением N 1 сторонами согласован перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении истца (т. 1, л. 85 - 88).
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 08.10.2010 N 44 утвержден норматив потребления электрической энергии, который рассчитан с учетом стоимости объемов электрической энергии, предназначенных для освещения мест общего пользования и работы лифтового оборудования многоквартирного дома.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что правоотношения граждан, оплачивающих электрическую энергию по нормативам потребления, напрямую связаны с ответчиком, истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение к договору электроснабжения N 541/Д-150 от 12.01.2010 с предложением исключить из согласованного объема потребления и перечня точек поставки многоквартирные жилые дома, в отношении которых у него заключен договор энергоснабжения с ответчиком по обеспечению электрической энергии мест общего пользования (т. 1, л. 95 - 130).
В соответствии с п. п. 2.3, 11 и 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией, в других случаях коммунальные услуги указанным собственникам и пользователям предоставляются лицами, несущими ответственность за содержание сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном доме.
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из анализа указанных норм, суд первой инстанции правильно указал, что истец не вправе отказаться от заключения договора электроснабжения с ответчиком в отношении жилых домов, находящихся у него в управлении.
Более того, расчет нормативов потребления электрической энергии, утвержденных приказом Управления от 08.10.2010 N 44 "Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Самарской области", выполнен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила).
В соответствии с п. 30 Правил в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на одного потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.
Согласно п. 24 приложения к Правилам:
- - норматив потребления электрической энергии, установленный для граждан, проживающих в многоквартирных домах, оборудованных лифтами, рассчитан с учетом расхода электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления;
- - норматив потребления электрической энергией, установленный для граждан, проживающих в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами, рассчитан с учетом расхода электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления.
В силу положений п. 25 приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин:
- - в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека;
- - в отношении лифтового оборудования - 7 кВт-ч в месяц на 1 человека.
Для жилых зданий, не являющихся многоквартирными домами, указанные значения принимаются равными нулю.
Положениями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - порядок).
Данный порядок регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Положениями пункта 7 Порядка предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 19 Порядка при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из количества проживающих, норматива потребления и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно п. 22 Порядка при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
- В силу положений п. 23 Порядка при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;
- Суть данного подхода заключается в том, что нормативы потребления электрической энергии учитывают коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества, то есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления и у которых отсутствуют индивидуальные приборы учета электрической энергии, уже оплачивают часть электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Собственники жилых помещений, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии, оплачивают по данным показаниям только лишь ту часть электрической энергии, которая потребляется внутри жилого помещения, без учета потребления электроэнергии местами общего пользования. В связи с этим расходы на электрическую энергию для собственников, имеющих индивидуальные приборы учета, за места общего пользования и работы лифтового оборудования будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, исключая объемы электрической энергии и жилые дома из перечня точек поставки из договорных отношений с ответчиком, фактически отказывается от исполнения возложенных на него законом обязанностей по предоставлению коммунальной услуги в виде обеспечения электроэнергией мест общего пользования, нарушая тем самым не только права и законные интересы собственников жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, но и право ответчика на получение платы с граждан, имеющих индивидуальные приборы учета, за потребленную электрическую местами общего пользования и лифтовым оборудованием.
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Согласно ч. 4 ст. 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Принимая во внимание, что расчет стоимости потребленной электрической энергии в отношении спорных многоквартирных домов в местах общего пользования и лифтовым оборудованием истец может произвести самостоятельно, определив как количество собственников, оплачивающих электрическую энергию по утвержденным нормативам потребления, так и количество собственников, имеющих индивидуальные приборы учета, довод истца о том, что исполнение договора энергоснабжения без внесения в него соответствующих изменений повлечет для него ущерб, значительно превышающий затраты, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования истца обоснованно оставлены без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины по иску отнесены на истца.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом ст. 173 АПК РФ, выразившегося в не указании в резолютивной части выводов по каждому спорному условию договора является обоснованным, однако указанное нарушение не является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ. Кроме того, из мотивировочной части решения видно, что судом сделаны выводы по всем заявленным требованиям истца.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, нормы материального права применены правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 сентября 2011 года по делу N А55-9315/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА

Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
К.К.ТУРКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)