Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А54-3073/2009-С20
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Елатьма" (далее - МУП ЖКХ "Елатьма", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (далее - Администрация) от 09.06.2009 N 236.
Решением суда от 09.11.2009 требование заявителя удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2010 решение от 09.11.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Касимовский район от 28.03.2003 N 146 создано МУП ЖКХ "Елатьма".
Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ "Елатьма", проведенной комиссией во исполнение распоряжения главы муниципального образования Касимовский район от 05.05.2004 N 282, следует, что распоряжениями от 01.12.2003 N 602/1, 603/1, от 30.06.2003 N 3019/2, N 319/1, от 19.02.2003 N 78, от 01.12.2003 N 603/1, N 602/1 основные средства на сумму 30893319,75 руб. через КУМИ Касимовского района переданы Предприятию.
Определением суда от 08.09.2009 Администрации было предложено представить в материалы дела вышеуказанные распоряжения. Запрашиваемые документы Администрацией не представлены.
В целях эффективного решения социальных задач по предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям постановлением главы Касимовского муниципального района от 20.02.2006 N 162 создано МУП ЖКС "Елатьма".
Согласно распоряжению главы Касимовского муниципального района от 17.03.2006 N 120 МУП ЖКС "Елатьма" переданы в хозяйственное ведение основные фонды стоимостью 13615468,97 руб.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.03.2007 в отношении МУП ЖКХ "Елатьма" введена процедура банкротства - наблюдение, решением от 21.08.2007 Предприятие признается несостоятельным (банкротом) и открывается конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Андросов А.И.
Глава Касимовского муниципального района распоряжением от 29.10.2007 N 597 отменяет распоряжение от 17.03.2006 N 120 и указывает Комитету по управлению муниципальным имуществом Касимовского муниципального района передать из МУП ЖКС "Елатьма" в МУП ЖКХ "Елатьма" основные фонды стоимостью 13615468,97 руб. согласно акту приема-передачи.
В соответствии с указанным распоряжением 31.01.2008 между председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и конкурсным управляющим был подписан акт приема-передачи основных средств в МУП ЖКХ "Елатьма", который был согласован с и. о. главы Касимовского муниципального района, согласно которому Предприятию передано следующее имущество: здание котельной, здание гаражей, здание столярной мастерской, административное здание, склад материальных ценностей, два здания, водопроводная башня, павильон водопроводчиков, водопроводный узел, два здания слесарной мастерской, помещение для хозинвентаря, две водопроводные линии, две арт. скважины, теплотрасса, газовый промышленный счетчик, ШГРП 00423, три котла ЗИО-46, газорегуляторная установка, насос в комплекте, электродвигатель 4А200; транспортные средства - 2 трактора, экскаватор, автогидроподъемник АП-17А, восемь автомашин, автоприцеп, тракторная тележка, автогрейдер и иное движимое имущество.
Впоследствии глава Касимовского муниципального района распоряжением от 09.06.2009 N 236 отменяет предыдущее распоряжение от 29.10.2007 N 597.
Полагая, что сделка (распоряжение) по изъятию указанного имущества из хозяйственного ведения Предприятия совершена с нарушением требований действующего законодательства и является недействительной, конкурсный управляющий МУП ЖКХ "Елатьма" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно выписке из реестра объектов недвижимости Касимовского муниципального района спорное имущество находится в муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу требований ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
В соответствии со ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Факт наличия решения собственника о передаче спорного имущества в хозяйственное ведение Предприятию подтверждается распоряжением главы Касимовского муниципального района от 29.10.2007 N 597 и актом приема-передачи имущества от 31.01.2008.
На основании п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, также не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП ЖКХ "Елатьма" от спорного имущества не отказывалось, согласия на передачу имущества не давало.
Анализируя требования п. 2 ст. 126, ст 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и учитывая, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.08.2007 Предприятие было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, суд сделал правильный вывод о том, что с даты принятия решения о введении конкурсного производства (21.08.2007) Администрация была лишена права принимать какие-либо решения в отношении имущества МУП ЖКХ "Елатьма", в том числе направленные на его отчуждение.
После передачи в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Елатьма" объектов муниципального имущества они должны были быть включены в конкурсную массу предприятия-банкрота, и полномочия по распоряжению таким имуществом осуществляет только конкурсный управляющий.
Поскольку распоряжение N 236, направленное на изъятие имущества МУП ЖКХ "Елатьма", совершенное в одностороннем порядке, с целью уклонения от обращения взыскания на имущество по требованиям кредиторов Предприятия, принято главой Касимовского муниципального района 09.06.2009, то есть во время проведения конкурсного производства в отношении МУП ЖКХ "Елатьма", являются правильными выводы суда о нарушении требований статей 235, 295, 296 и 299 Гражданского кодекса РФ, ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушении его изданием прав и законных интересов кредиторов, в частности право на полное и своевременное удовлетворение требований.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленное МУП ЖКХ "Елатьма" требование о признании недействительным распоряжения Администрации от 09.06.2009 N 236.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А54-3073/2009-С20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2010 ПО ДЕЛУ N А54-3073/2009-С20
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2010 г. по делу N А54-3073/2009-С20
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А54-3073/2009-С20
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Елатьма" (далее - МУП ЖКХ "Елатьма", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (далее - Администрация) от 09.06.2009 N 236.
Решением суда от 09.11.2009 требование заявителя удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2010 решение от 09.11.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, указанные в жалобе, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлением главы муниципального образования Касимовский район от 28.03.2003 N 146 создано МУП ЖКХ "Елатьма".
Из акта проверки финансово-хозяйственной деятельности МУП ЖКХ "Елатьма", проведенной комиссией во исполнение распоряжения главы муниципального образования Касимовский район от 05.05.2004 N 282, следует, что распоряжениями от 01.12.2003 N 602/1, 603/1, от 30.06.2003 N 3019/2, N 319/1, от 19.02.2003 N 78, от 01.12.2003 N 603/1, N 602/1 основные средства на сумму 30893319,75 руб. через КУМИ Касимовского района переданы Предприятию.
Определением суда от 08.09.2009 Администрации было предложено представить в материалы дела вышеуказанные распоряжения. Запрашиваемые документы Администрацией не представлены.
В целях эффективного решения социальных задач по предоставлению жилищно-коммунальных услуг потребителям постановлением главы Касимовского муниципального района от 20.02.2006 N 162 создано МУП ЖКС "Елатьма".
Согласно распоряжению главы Касимовского муниципального района от 17.03.2006 N 120 МУП ЖКС "Елатьма" переданы в хозяйственное ведение основные фонды стоимостью 13615468,97 руб.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 22.03.2007 в отношении МУП ЖКХ "Елатьма" введена процедура банкротства - наблюдение, решением от 21.08.2007 Предприятие признается несостоятельным (банкротом) и открывается конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Андросов А.И.
Глава Касимовского муниципального района распоряжением от 29.10.2007 N 597 отменяет распоряжение от 17.03.2006 N 120 и указывает Комитету по управлению муниципальным имуществом Касимовского муниципального района передать из МУП ЖКС "Елатьма" в МУП ЖКХ "Елатьма" основные фонды стоимостью 13615468,97 руб. согласно акту приема-передачи.
В соответствии с указанным распоряжением 31.01.2008 между председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом и конкурсным управляющим был подписан акт приема-передачи основных средств в МУП ЖКХ "Елатьма", который был согласован с и. о. главы Касимовского муниципального района, согласно которому Предприятию передано следующее имущество: здание котельной, здание гаражей, здание столярной мастерской, административное здание, склад материальных ценностей, два здания, водопроводная башня, павильон водопроводчиков, водопроводный узел, два здания слесарной мастерской, помещение для хозинвентаря, две водопроводные линии, две арт. скважины, теплотрасса, газовый промышленный счетчик, ШГРП 00423, три котла ЗИО-46, газорегуляторная установка, насос в комплекте, электродвигатель 4А200; транспортные средства - 2 трактора, экскаватор, автогидроподъемник АП-17А, восемь автомашин, автоприцеп, тракторная тележка, автогрейдер и иное движимое имущество.
Впоследствии глава Касимовского муниципального района распоряжением от 09.06.2009 N 236 отменяет предыдущее распоряжение от 29.10.2007 N 597.
Полагая, что сделка (распоряжение) по изъятию указанного имущества из хозяйственного ведения Предприятия совершена с нарушением требований действующего законодательства и является недействительной, конкурсный управляющий МУП ЖКХ "Елатьма" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно выписке из реестра объектов недвижимости Касимовского муниципального района спорное имущество находится в муниципальной собственности.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено право органов местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу требований ч. 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
В соответствии со ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Факт наличия решения собственника о передаче спорного имущества в хозяйственное ведение Предприятию подтверждается распоряжением главы Касимовского муниципального района от 29.10.2007 N 597 и актом приема-передачи имущества от 31.01.2008.
На основании п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), п. 7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 161-ФЗ не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, также не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП ЖКХ "Елатьма" от спорного имущества не отказывалось, согласия на передачу имущества не давало.
Анализируя требования п. 2 ст. 126, ст 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и учитывая, что решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.08.2007 Предприятие было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, суд сделал правильный вывод о том, что с даты принятия решения о введении конкурсного производства (21.08.2007) Администрация была лишена права принимать какие-либо решения в отношении имущества МУП ЖКХ "Елатьма", в том числе направленные на его отчуждение.
После передачи в хозяйственное ведение МУП ЖКХ "Елатьма" объектов муниципального имущества они должны были быть включены в конкурсную массу предприятия-банкрота, и полномочия по распоряжению таким имуществом осуществляет только конкурсный управляющий.
Поскольку распоряжение N 236, направленное на изъятие имущества МУП ЖКХ "Елатьма", совершенное в одностороннем порядке, с целью уклонения от обращения взыскания на имущество по требованиям кредиторов Предприятия, принято главой Касимовского муниципального района 09.06.2009, то есть во время проведения конкурсного производства в отношении МУП ЖКХ "Елатьма", являются правильными выводы суда о нарушении требований статей 235, 295, 296 и 299 Гражданского кодекса РФ, ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушении его изданием прав и законных интересов кредиторов, в частности право на полное и своевременное удовлетворение требований.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленное МУП ЖКХ "Елатьма" требование о признании недействительным распоряжения Администрации от 09.06.2009 N 236.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А54-3073/2009-С20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)