Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.10.2006, 20.10.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-10960/06

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


13 октября 2006 г. Дело N А41-К2-10960/06


20 октября 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
13 октября 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЖСК "Зенит" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения, при участии в заседании: от истца - Ш. - главный бухгалтер, дов. от 14.07.2006, А. - представитель, дов. от 14.07.2006 от ответчика - И. - дов. N 09-15/00071 от 31.01.2006, Л. - дов. N 09-21/0775 от 14.09.2006,
УСТАНОВИЛ:

Жилищно-строительный кооператив "Зенит" обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Красногорску Московской области от 20.01.2006 N 1865.
В обоснование требований ЖСК "Зенит" указал, что норма, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства.
Ответчик, ИФНС России по г. Красногорску Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. В обоснование возражений ответчик указал, что услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства (в том числе осуществляемые за счет целевых расходов) в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья должны оплачиваться с учетом налога на добавленную стоимость.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации ЖСК "Зенит" за 3 квартал 2005 г. по налогу на добавленную стоимость исполняющим обязанности руководителя инспекции принято решение N 1865 от 20.01.2006 о доначислении кооперативу налога на добавленную стоимость в сумме 220962,48 руб., начислении пени в сумме 8741,27 руб., а также о привлечении кооператива к ответственности за совершение налогового правонарушения - неуплату НДС, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 44192,50 руб. (т. 1 л.д. 8 - 10).
Не согласившись с решением налогового органа, ЖСК "Зенит" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В тексте оспариваемого решения инспекция ссылается на то обстоятельство, что организацией Учетная политика на 2005 г. не принималась, следовательно, для целей налогообложения НДС момент определения налоговой базы определяется по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов; организацией не велось раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, следовательно, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат; средства, поступившие от населения на расчетный счет кооператива в качестве оплаты за оказываемые услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. ст. 153, 162 НК РФ в общеустановленном порядке.
Ответчик в отзыве указал, что заявителю было выставлено Требование N 1670 от 30.01.2006 о представлении на проверку документов, в том числе, аналитику счета 51. В названном Требовании предложения налогоплательщику о представлении приказа об Учетной политике на 2005 г. не содержится (т. 1 л.д. 66).
Между тем, из налоговой декларации кооператива по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2005 г. усматривается, что в отчетном периоде у него отсутствует реализация по ставкам 20, 18 или 10 процентов. Кроме того, в проверяемом периоде кооперативом велся раздельный учет по реализации операций облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость (т. 1 л.д. 37 - 65).
Следовательно, довод налоговой инспекции о том, что в случае отсутствия у организации раздельного учета по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежат, является несостоятельным.
Кроме того, заявителем в материалы дела представлен приказ председателя ЖСК "Зенит" N 52 от 22.12.2004 "Об учетной политике организации", согласно которому доход определяется по дате поступления денежных средств на расчетный счет (т. 1 л.д. 75 - 78).
Статья 110 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме, создаваемое в форме потребительского кооператива. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Из представленных в материалы дела договоров следует, что работы и услуги членам кооператива по содержанию и ремонту дома выполнялись и оказывались не заявителем, а привлеченными по договорам организациями (т. 1 л.д. 93 - 109).
При этом стоимость этих работ фактически оплачивалась членами кооператива посредством перечисления денег на счет заявителя для перечисления их на счета данных организаций.
Следовательно, заявитель лишь организует выполнение работ и оказание услуг членам кооператива, заключая договоры с организациями поставщиками работ (услуг) и получая от членов кооператива средства для оплаты стоимости таких работ и услуг для перечисления их этим организациям.
Данная деятельность соответствует уставу заявителя (т. 1 л. д. 21 - 28).
В ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плату за наем) и плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт проводится за счет собственника жилого фонда); плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, наниматель и собственник жилого помещения в качестве платы за жилье вносят плату за содержание жилья и ремонт жилья, а наниматель жилого помещения, кроме того, и плату за наем жилого помещения, при этом налогом на добавленную стоимость не облагается именно плата за жилье - как плата за содержание и ремонт жилья, так и плата за наем.
С учетом изложенного норма, установленная пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, исключает взимание НДС со стоимости услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, при этом применительно к ЖСК - в силу прямого указания в законе.
Кроме того, налог на добавленную стоимость в сумме, предъявленной заявителю и уплаченной им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при выполнении этих спорных работ (оказании спорных услуг), в состав налогового вычета не включается, так как операции по реализации этих работ (услуг) НДС не облагаются, а потому в силу прямого указания закона (ст. ст. 170 и 171 НК РФ) учитывается в стоимости таких работ (услуг).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Налоговый орган не представил суду доказательства, подтверждающие, что услуги оказанные кооперативу, которые, само не являясь потребителем этих услуг, оно перепродает их фактическим потребителям - членам кооператива - с включением в их стоимость сумм НДС.
Следовательно, коммунальные услуги оказаны членам кооператива, а расчеты за них произведены с участием заявителя.
Таким образом, средства, взимаемые с членов кооператива для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые кооперативом для последующей оплаты организациям - поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Следовательно, у налоговой инспекции не было законных оснований для доначисления заявителю налога на добавленную стоимость и пени, а также для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ каждый участник процесса обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается, а бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, а также законности совершения действий (бездействий) государственным органом, возлагается на данный государственный орган.
Между тем, в рассматриваемом случае налоговая инспекция не доказала правомерности принятия оспариваемого решения, а также не доказала наличия обстоятельств, послуживших для его принятия.
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ИФНС РФ по г. Красногорску Московской области от 20.01.2006 N 1865 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поэтому подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС РФ по г. Красногорску от 20 января 2006 г. N 1865.
ЖСК "Зенит" выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)