Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.06.2010 N Ф09-4678/10-С4 ПО ДЕЛУ N А71-10388/2009-Т/1-Г26 ТРЕБОВАНИЕ: О ВКЛЮЧЕНИИ В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ДОЛЖНИКА - УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ - ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ОТОПЛЕНИЕ, ГОРЯЧЕЕ И ХОЛОДНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ПРИЕМ СТОКОВ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА: ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОСЛАЛАСЬ НА НЕОПЛАТУ ДОЛЖНИКОМ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВВЕДЕНА ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ, КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. N Ф09-4678/10-С4


Дело N А71-10388/2009-Т/1-Г26
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лиходумовой С.Н.,
судей Крюкова А.Н., Матанцева И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Райжилуправление" (далее - организация "Райжилуправление") на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2010 по делу N А71-10388/2009-Т/1-Г26 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" о признании организации "Райжилуправление" несостоятельным (банкротом).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2009 в отношении организации "Райжилуправление" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Фаррахов Альберт Рабисович. Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 26.09.2009.
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска") 22.10.2009 обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника (с учетом уточнения) 6 213 698 руб. 76 коп., составляющих задолженность за поставленную в многоквартирные жилые дома тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и подогрев воды для горячего водоснабжения и стоки) за период с февраля 2007 г. по декабрь 2007 г.
Определением суда от 17.02.2010 (судья Бехтольд В.Я.) требование признано обоснованным в сумме 3 085 971 руб. 63 коп. и включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 (судьи Снегур А.А., Нилогова Т.С., Жукова Т.М.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация "Райжилуправление" просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения требования в сумме 3 085 971 руб. 63 коп., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, исходя из норм ст. 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится только за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии и, поскольку представленный кредитором расчет платы за поставленную тепловую энергию в многоквартирные дома, которые не являлись объектами договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 04.12.2006 N 853/5-р, выполнен на основании нормативов потребления тепловой энергии, утвержденных постановлением администрации г. Ижевска от 25.04.2002 N 184, и тарифов на тепловую энергию и не подтверждает ни фактически отпущенного, ни фактического потребленного объема тепловой энергии, оснований для удовлетворения требования в названной части не имелось. Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", которое являлось прежней управляющей компанией в отношении многоквартирных домов и осуществляло сбор платежей с населения за коммунальные услуги, передало техническую документацию новой управляющей компании - организации "Райжилуправление" несвоевременно, с нарушением срока, то есть фактически дома в управлении вновь избранной управляющей компании не находились в спорный период, в связи с чем предъявление к последней за спорный период сумм начислений по оплате тепловой энергии ввиду увеличения объемов из-за передачи многоквартирных домов является незаконным, что также следует из решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2007 по делу N А71-1924/2007-Г14. Заявитель кассационной жалобы считает, что с момента фактической передачи многоквартирных домов в управление организации "Райжилуправление" задолженность за потребленную теплоэнергию по многоквартирным домам с учетом частичной оплаты составляет 871 238 руб. 97 коп.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требования, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность определения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, между учреждением "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" и организацией "Райжилуправление" (потребитель) заключен договор от 04.12.2006 N 853/5-р на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" организует поставку тепловой энергии в горячей воде для целей отопления и горячего водоснабжения и холодной воды для целей горячего водоснабжения на объекты потребителя в границах балансовой принадлежности, а потребитель принимает и оплачивает полученную тепловую энергию, холодную воду для целей горячего водоснабжения и сброшенные в централизованную систему коммунальной канализации стоки в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 2.1.1 названного договора на основании плана тепло- и водопотребления установлены расчетные нагрузки на отопление, горячее водоснабжение, холодной воды для горячего водоснабжения с разбивкой по месяцам.
При заключении названного договора в управлении организации "Райжилуправление" находился один дом, расположенный по ул. Молодежная, 31 в г. Ижевске.
Учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 6 213 698 руб. 76 коп., составляющих задолженность за поставленную в многоквартирные жилые дома тепловую энергию (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и подогрев воды для горячего водоснабжения и стоки) за период с декабря 2006 г. по декабрь 2007 г.
В обоснование заявленных требований учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" ссылается на то, что на момент заключения договора от 04.12.2006 N 853/5-р были учтены и согласованы нагрузки из расчета на один дом по ул. Молодежная, 31, находившийся на тот момент в управлении организации "Райжилуправление", расчеты по которому производились согласно показаний общедомового прибора учета тепловой энергии; задолженность по оплате тепловой энергии по данному дому составила 824 948 руб. 63 коп. В 2007 г. организации "Райжилуправление" в управление поступили многоквартирные дома N 21, 25, 27 29, 39, 41, 43, 45, 47, 49, 51, 55 по ул. Молодежной, N 16, 36 по ул. Труда, N 76, 80 по ул. 40 лет Победы, N 85 по ул. Союзной, в отношении которых учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" осуществляло подачу теплоэнергии, однако изменения в соответствующие пункты договора от 04.12.2006 N 853/5-р внесены не были. Задолженность за фактическое внедоговорное потребление тепловой энергии при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета тепловой энергии составила 7 882 540 руб. 89 коп. С учетом частичной оплаты в сумме 2 493 790 руб. 76 коп. общая сумма задолженности составила 6 213 698 руб. 76 коп.
Согласно п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 541 названного Кодекса энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что расчет задолженности в сумме 824 948 руб. по оплате за поставленную теплоэнергию в отношении дома по ул. Молодежная, 31 соответствует условиям договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 04.12.2006 N 853/5-р и подтвержден имеющимися в деле актами выполненных работ за период с декабря 2006 г. по декабрь 2007 г., счетами-фактурами к ним, в связи с чем признали требование в указанной части обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Исследовав материалы дела, суды установили, что в течение 2007 г. в управление организации "Райжилуправление" от учреждения "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" перешли спорные многоквартирные дома (протоколы общих собраний собственников жилых помещений многоквартирных домов, т. 2 л. д. 18 - 28), в отношении которых учреждение "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" осуществляло подачу теплоэнергии; при этом изменения в договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 04.12.2006 N 853/5-р в отношении данных домов не были внесены, то есть между сторонами сложились фактические отношения по поставке и потреблению тепловой энергии.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В силу п. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные п. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила о предоставлении коммунальных услуг гражданам, в п. 19 которых установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. В приложении N 2 к данным Правилам установлены соответствующие формулы определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение, предусматривающие применение таких показателей, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и тариф, установленные органом местного самоуправления.
Проанализировав расчет задолженности за поставленную тепловую энергию по многоквартирным домам, суды установили, что расчет задолженность в сумме 4 754 813 руб. 76 коп. за отопление с учетом первичной документации, подтверждающей его поставку, соответствует положениям вышеназванных Правил и является обоснованным.
Судами установлено, что тарифы на горячее водоснабжение относительно вышеуказанных многоквартирных жилых домов органами местного самоуправления г. Ижевска не утверждались, расчет платы за горячее водоснабжение произведен в виде расчета платы за подогрев и платы за холодную воду в отдельности, что не соответствует формуле по определению платы за горячее водоснабжение, согласно которой плата за горячее водоснабжение определяется как произведение норматива потребления данной коммунальной услуги на тариф, установленный в соответствии с законодательством (в руб. / куб. м.), и на количество проживающих граждан.
Установив данные обстоятельства, суды признали расчет задолженности в сумме 3 127 727 руб. 13 коп. необоснованным и отказали в удовлетворении требования в названной части как неподтвержденного в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом произведенной должником частичной оплаты оказанных коммунальных услуг в сумме 2 493 790 руб. 76 коп. суды правомерно включили в реестр требований кредиторов должника требование учреждения "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" в сумме 3 085 971 руб. 63 коп. (824 948 руб. 63 коп. + 4 754 813 руб. 76 коп. - 2 493 790 руб. 76 коп. = 3 085 971 руб. 63 коп.).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что период начисления платы за коммунальные услуги должен определяться с момента фактической передачи должнику как управляющей компании технической документации на многоквартирные жилые дома, что, по мнению заявителя, следует и из решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2007 по делу N А71-1924/2007, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.




Суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, принимая во внимание письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ, обоснованно указал на то, что несвоевременная передача технической документации на многоквартирные жилые дома при смене управляющей компании не является основанием для освобождения вновь избранной управляющей компании от оплаты подаваемых на управляемые ею дома коммунальных ресурсов.
Ссылку на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2007 по делу N А71-1924/2007 по иску учреждения "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" к организации "Райжилуправление" о взыскании убытков суд апелляционной инстанции правомерно отклонил, указывая на то, что данный судебный акт не принимается во внимание, поскольку при принятии названного решения судом исследовались отношения, сложившиеся между сторонами в 2006 г., отказ в удовлетворении исковых требований обусловлен недоказанностью истцом размера понесенных убытков.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права - ст. 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которых, по мнению заявителя, оплата энергии производится только за фактическое принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, не принимается ввиду неверного толкования норм права.
Положения ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами о предоставлении коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрен порядок оплаты энергии в случае отсутствия у абонента приборов учета.
Оценив представленный кредитором расчет платы за отопление по многоквартирным жилым домам при отсутствии приборов учета, суды установили, что он соответствует требованиям вышеназванных правил и подтверждает наличие задолженности по оплате за указанную коммунальную услугу.
Выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2010 по делу N А71-10388/2009-Т/1-Г26 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Райжилуправление" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЛИХОДУМОВА С.Н.

Судьи
МАТАНЦЕВ И.В.
КРЮКОВ А.Н.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)