Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Клепиковой М.А. и Стасюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года по делу N А19-4764/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" Иркутской области в лице финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, муниципальному образованию "Рудногорское городское поселение" в лице финансового управления о взыскании 5 454 658,51 руб., третьи лица - администрация Нижнеилимского муниципального района, администрация Рудногорского городского поселения (суд первой инстанции: судья Архипенко А.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Колодезниковой А.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" с требованием о взыскании 5 454 658,51 руб. в счет возмещения убытков, возникших в период с октября по декабрь 2009 года, составляющих разницу между стоимостью тепловой энергии и стоимостью тепловой энергии, оплаченной населением по тарифам, установленным местным органом самоуправления. Кроме того, истец заявил о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил, что надлежащим ответчиком по делу должна быть Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Из материалов дела следует, что 15.07.2009 между администрацией Рудногорского городского поселения и ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" был заключен договор N 15/07-09-3 на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) муниципального образования услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, по условиям которого ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" приняло на себя обязательства по оказанию получателям (потребителям) Рудногорского муниципального образования услуг теплоснабжения (пункт 1.1 договора) и горячего водоснабжения в объемах, обеспечивающих удовлетворение нужд населения, с гарантирующими параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов. Имущество, необходимое исполнителю для производства тепловой энергии (центральная котельная ДК ВР 10/13, котельная поселка КСБ), было получено по договору аренды муниципального имущества от 10.06.2009 (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 стоимость услуг и работ, выполняемых исполнителем муниципального заказа, определяется в соответствии с настоящим договором, исходя из согласованного сторонами планового объема теплоснабжения и горячего водоснабжения. По условиям пункта 3.2 договора оплата поставленной тепловой энергии осуществляется за счет средств, поступающих от получателей (потребителей) и полученных исполнителем от нанимателей и собственников, жилых и нежилых помещений в домах муниципального жилого фонда п. Рудногорск в оплату услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению; а также за счет средств бюджета поселения - компенсации выпадающих доходов по горячему водоснабжению.
Истец в обоснование исковых требований указал, что для оказания услуг по теплоснабжению им с населением (собственниками, нанимателями квартир и домов) городского поселения Рудногорск были заключены договоры управления многоквартирным домом и договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма.
В соответствии с условиями договоров управления многоквартирным домом истец обязался предоставлять собственникам жилья коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе, услуги теплоснабжения. Приложением N 2 к договорам управления многоквартирным домом предусмотрено, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии в горячей воде производится расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, истец обязался предоставить коммунальные услуги нанимателям жилья, включающие в себя услуги теплоснабжения. Приложением N 2 к договорам на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, предусмотрено, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии в горячей воде производится расчетным путем, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Приборы учета потребления тепловой энергии в горячей воде во всех жилых домах (квартирах) городского поселения Рудногорск отсутствуют, в связи с чем расчет потребленной тепловой энергии производится истцом расчетным путем, исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений, указанной в договорах с потребителями, и нормативов потребления тепловой энергии, установленных местным органом самоуправления. В приложениях N 2 к договорам управления многоквартирным домом и договорам на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, заключенным с населением, по каждому жилому помещению определена площадь помещения.
Норматив по отоплению в жилых домах и общежитиях с закрытой системой теплоснабжения установлен решением Думы Рудногорского городского поселения от N 125 от 08.11.2007 с 01.01.2008 в размере 0,0279 Гкал/кв. м в месяц.
На основании положений договора N 15/07-09-3 от 15.07.2009 администрация Рудногорского городского поселения, в лице главы поселения подписала с истцом два акта сверки объемов тепловой энергии на отопление, отпущенной населению Рудногорского городского поселения за период октябрь - декабрь 2009 года, согласно которым подтверждается факт отпуска тепловой энергии истцом населению по котельной ДКВР 10/13 в объеме 5853,342 Гкал, по котельной КСБ в объеме 302,802 Гкал.
21.09.2009 постановлениями мэра Нижнеилимского муниципального района N 625 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная КСБ) и N 626 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная ДКВР 10/13)" были установлены с 01.10.2009 на срок не менее одного года тарифы на тепловую энергию. 29.09.2009 мэром Нижнеилимского муниципального района были приняты: постановление N 658 "О внесении изменений в постановление мэра района от 21.09.2009 N 626 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная ДКВР 10/13); постановление N 659 "О внесении изменений в постановление мэра района от 21.09.2009 N 625 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная КСБ).
Вышеуказанными постановлениями для населения городского поселения Рудногорск Нижнеилимского муниципального района были установлены тарифы: на теплоэнергию, вырабатываемую котельной ДКВР 10/13 ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" - 728,00 руб./Гкал (с учетом НДС); на теплоэнергию, вырабатываемую котельной КСБ ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" - 1166.20 руб./Гкал (с учетом НДС). Данные тарифы являлись обязательными для применения ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания".
Истец утверждает, что в период с 01.10.2009 по 31.12.2009 поставил тепловую энергию населению городского поселения Рудногорск в объеме 6 156,144 Гкал, в том числе выработанную котельной ДКВР 10/13 в объеме 5853,342 Гкал и котельной КСБ - в объеме 302,802 Гкал. Стоимость услуг отопления для населения за период октябрь - декабрь 2009 года составила 4 614 360,67 руб., в том числе НДС (по тарифам для населения).
По результатам проведенной отделом социально-экономического развития администрации Нижнеилимского муниципального района экспертизы в отношении тарифов на тепловую энергию по котельным ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" п. Рудногорск установлены с 01.10.2009: экономически обоснованный тариф для котельной ДКВР 10/13 в размере 1481,12 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); 1747,73 руб. за 1 Гкал (в том числе НДС); экономически обоснованный тариф для котельной КСБ в размере 2297,18 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); 2710,67 руб. за 1 Гкал (в том числе НДС).
Экономически обоснованные тарифы, рассчитанные отделом социально-экономического развития администрации Нижнеилимского муниципального района, были согласованы Службой по тарифам Иркутской области, что подтверждается письмом N 79-37-2129/9 от 18.09.2009.
Экономически обоснованные затраты на предоставление услуг по отоплению жилого фонда за указанный выше период составили 11 050 857,71 руб., в том числе НДС.
В связи с тем, что тарифы на тепловую энергию, установленные для населения мэром Нижнеилимского муниципального района, не восполнили затраты истца на поставку тепловой энергии на отопление населению городского поселения Рудногорск Нижнеилимского муниципального района, у ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в период с 01.10.2009 по 31.12.2009 возникли убытки в размере 5 454 658,51 руб., составляющие разницу между полученными ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" от населения доходами и расходами, понесенными истцом на обеспечение населения тепловой энергией.
Неоднократные обращения истца к мэру Нижнеилимского муниципального района с просьбой решить вопрос о возмещении выпадающих доходов, возникших при оказании услуг теплоснабжения населению городского поселения Рудногорск, оставлены без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Министерство финансов исковые требования не признало, указав, что материалами дела не подтверждается противоправное поведение Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, размер убытков истцом не доказан. В письме Службы по тарифам Иркутской области от 18.09.2009 сказано, что по результатам рассмотрения представленных материалов эксперты службы полагают возможным согласовать среднеотпускные тарифы: по котельной ДКВР 10/13 - 1481,13 руб./Гкал (без НДС), по котельной КСБ - 2297,18 руб./Гкал (без НДС). Из чего следует, что Службой тарифы ниже экономически обоснованных не согласовывались. Считает, что ответственность за издание не соответствующего законодательству акта возлагается на орган, его издавший.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" взыскано 5 454 658,51 руб. убытков, 25 000 руб. судебных издержек.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Считает, что истцом не доказан размер убытков, а также отсутствует состав гражданского правонарушения для возложения ответственности на Иркутскую область. Также указало, что Рудногорскому муниципальному образованию выделено 5 123 000 руб. на частичное возмещение расходов организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, при этом выделение данных бюджетных средств не является обязанностью Иркутской области, а зависит от финансовых возможностей областного бюджета.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как отмечено выше, истец, поставляя своим абонентам коммунальные услуги, предоставлял им льготы по оплате указанных услуг. Отказать абонентам в предоставлении льгот истец был не вправе, однако его убытки, обусловленные разницей между действительной стоимостью энергоносителя и утвержденным тарифом, должны быть ему возмещены.
Такое правило закреплено в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 392 от 30.07.2004 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", а также в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устанавливая тарифы на энергоноситель ниже экономически обоснованного размера, администрация Нижнеилимского муниципального района, тем не менее, в бюджет муниципального образования расходы на возмещение разницы в тарифах за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не включила. Убытки истца, связанные с предоставлением коммунальных льгот, должны были возмещаться ему за счет бюджета муниципального образования "Рудногорское городское поселение" на оснований условий договора N 15/07-09-3 от 15.07.2009.
Указанный договор заключен между истцом и ответчиком-3. В соответствии с пунктом 3.2 договора N 15/07-09-3 ответчик-3 принял на себя обязательства возместить истцу разницу между тарифом на тепловую энергию и действительной, экономически обоснованной стоимостью энергоносителя за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе потребовать от ответчика-3 исполнения обязательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о невозможности применения договора N 15/07-09-3 в связи с тем, что между сторонами имеют место публично-правовые отношения, основан на неправильном толковании судом норм материального права.
Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на местные органы самоуправления; в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
С мнением суда первой инстанции о том, что в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на ответчике-3 лежит обязанность только по проектированию, строительству и эксплуатации тепловых установок и тепловых сетей, суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что муниципалитет обязан предпринять весь комплекс технологических и юридических действий, имеющих целью электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Размер убытков истца объективно подтвержден материалами дела, ответчиками не оспаривается и составляет 5 454 658,51 руб. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика-3.
Соответственно, в иске к первым двум ответчикам надлежит отказать, поскольку обязательства перед истцом у данных лиц ни из договора, ни в силу закона не возникли.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет необходимость отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года по делу N А19-4764/2010 отменить.
Взыскать с муниципального образования "Рудногорское городское поселение" за счет средств его казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в качестве возмещения убытков 5 454 658 рублей 51 копейку, в качестве возмещения судебных издержек 25 000 рублей.
В иске к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" и к Иркутской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
О.А.КУКЛИН
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Т.В.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2010 ПО ДЕЛУ N А19-4764/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2010 г. по делу N А19-4764/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Клепиковой М.А. и Стасюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года по делу N А19-4764/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" Иркутской области в лице финансового управления администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, муниципальному образованию "Рудногорское городское поселение" в лице финансового управления о взыскании 5 454 658,51 руб., третьи лица - администрация Нижнеилимского муниципального района, администрация Рудногорского городского поселения (суд первой инстанции: судья Архипенко А.А.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Колодезниковой А.Ю., представителя по доверенности от 15.01.2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" с требованием о взыскании 5 454 658,51 руб. в счет возмещения убытков, возникших в период с октября по декабрь 2009 года, составляющих разницу между стоимостью тепловой энергии и стоимостью тепловой энергии, оплаченной населением по тарифам, установленным местным органом самоуправления. Кроме того, истец заявил о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил, что надлежащим ответчиком по делу должна быть Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Из материалов дела следует, что 15.07.2009 между администрацией Рудногорского городского поселения и ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" был заключен договор N 15/07-09-3 на исполнение муниципального заказа по обеспечению получателей (потребителей) муниципального образования услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения, по условиям которого ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" приняло на себя обязательства по оказанию получателям (потребителям) Рудногорского муниципального образования услуг теплоснабжения (пункт 1.1 договора) и горячего водоснабжения в объемах, обеспечивающих удовлетворение нужд населения, с гарантирующими параметрами качества услуг в соответствии с требованиями ГОСТа и иных нормативных документов. Имущество, необходимое исполнителю для производства тепловой энергии (центральная котельная ДК ВР 10/13, котельная поселка КСБ), было получено по договору аренды муниципального имущества от 10.06.2009 (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 стоимость услуг и работ, выполняемых исполнителем муниципального заказа, определяется в соответствии с настоящим договором, исходя из согласованного сторонами планового объема теплоснабжения и горячего водоснабжения. По условиям пункта 3.2 договора оплата поставленной тепловой энергии осуществляется за счет средств, поступающих от получателей (потребителей) и полученных исполнителем от нанимателей и собственников, жилых и нежилых помещений в домах муниципального жилого фонда п. Рудногорск в оплату услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению; а также за счет средств бюджета поселения - компенсации выпадающих доходов по горячему водоснабжению.
Истец в обоснование исковых требований указал, что для оказания услуг по теплоснабжению им с населением (собственниками, нанимателями квартир и домов) городского поселения Рудногорск были заключены договоры управления многоквартирным домом и договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма.
В соответствии с условиями договоров управления многоквартирным домом истец обязался предоставлять собственникам жилья коммунальные услуги, включающие в себя, в том числе, услуги теплоснабжения. Приложением N 2 к договорам управления многоквартирным домом предусмотрено, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии в горячей воде производится расчетным путем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, истец обязался предоставить коммунальные услуги нанимателям жилья, включающие в себя услуги теплоснабжения. Приложением N 2 к договорам на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, предусмотрено, что при отсутствии приборов учета учет потребленной тепловой энергии в горячей воде производится расчетным путем, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Приборы учета потребления тепловой энергии в горячей воде во всех жилых домах (квартирах) городского поселения Рудногорск отсутствуют, в связи с чем расчет потребленной тепловой энергии производится истцом расчетным путем, исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений, указанной в договорах с потребителями, и нормативов потребления тепловой энергии, установленных местным органом самоуправления. В приложениях N 2 к договорам управления многоквартирным домом и договорам на оказание жилищно-коммунальных услуг лицам, проживающим на условиях найма, заключенным с населением, по каждому жилому помещению определена площадь помещения.
Норматив по отоплению в жилых домах и общежитиях с закрытой системой теплоснабжения установлен решением Думы Рудногорского городского поселения от N 125 от 08.11.2007 с 01.01.2008 в размере 0,0279 Гкал/кв. м в месяц.
На основании положений договора N 15/07-09-3 от 15.07.2009 администрация Рудногорского городского поселения, в лице главы поселения подписала с истцом два акта сверки объемов тепловой энергии на отопление, отпущенной населению Рудногорского городского поселения за период октябрь - декабрь 2009 года, согласно которым подтверждается факт отпуска тепловой энергии истцом населению по котельной ДКВР 10/13 в объеме 5853,342 Гкал, по котельной КСБ в объеме 302,802 Гкал.
21.09.2009 постановлениями мэра Нижнеилимского муниципального района N 625 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная КСБ) и N 626 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная ДКВР 10/13)" были установлены с 01.10.2009 на срок не менее одного года тарифы на тепловую энергию. 29.09.2009 мэром Нижнеилимского муниципального района были приняты: постановление N 658 "О внесении изменений в постановление мэра района от 21.09.2009 N 626 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная ДКВР 10/13); постановление N 659 "О внесении изменений в постановление мэра района от 21.09.2009 N 625 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в п. Рудногорск" (Котельная КСБ).
Вышеуказанными постановлениями для населения городского поселения Рудногорск Нижнеилимского муниципального района были установлены тарифы: на теплоэнергию, вырабатываемую котельной ДКВР 10/13 ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" - 728,00 руб./Гкал (с учетом НДС); на теплоэнергию, вырабатываемую котельной КСБ ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" - 1166.20 руб./Гкал (с учетом НДС). Данные тарифы являлись обязательными для применения ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания".
Истец утверждает, что в период с 01.10.2009 по 31.12.2009 поставил тепловую энергию населению городского поселения Рудногорск в объеме 6 156,144 Гкал, в том числе выработанную котельной ДКВР 10/13 в объеме 5853,342 Гкал и котельной КСБ - в объеме 302,802 Гкал. Стоимость услуг отопления для населения за период октябрь - декабрь 2009 года составила 4 614 360,67 руб., в том числе НДС (по тарифам для населения).
По результатам проведенной отделом социально-экономического развития администрации Нижнеилимского муниципального района экспертизы в отношении тарифов на тепловую энергию по котельным ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" п. Рудногорск установлены с 01.10.2009: экономически обоснованный тариф для котельной ДКВР 10/13 в размере 1481,12 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); 1747,73 руб. за 1 Гкал (в том числе НДС); экономически обоснованный тариф для котельной КСБ в размере 2297,18 руб. за 1 Гкал (без учета НДС); 2710,67 руб. за 1 Гкал (в том числе НДС).
Экономически обоснованные тарифы, рассчитанные отделом социально-экономического развития администрации Нижнеилимского муниципального района, были согласованы Службой по тарифам Иркутской области, что подтверждается письмом N 79-37-2129/9 от 18.09.2009.
Экономически обоснованные затраты на предоставление услуг по отоплению жилого фонда за указанный выше период составили 11 050 857,71 руб., в том числе НДС.
В связи с тем, что тарифы на тепловую энергию, установленные для населения мэром Нижнеилимского муниципального района, не восполнили затраты истца на поставку тепловой энергии на отопление населению городского поселения Рудногорск Нижнеилимского муниципального района, у ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в период с 01.10.2009 по 31.12.2009 возникли убытки в размере 5 454 658,51 руб., составляющие разницу между полученными ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" от населения доходами и расходами, понесенными истцом на обеспечение населения тепловой энергией.
Неоднократные обращения истца к мэру Нижнеилимского муниципального района с просьбой решить вопрос о возмещении выпадающих доходов, возникших при оказании услуг теплоснабжения населению городского поселения Рудногорск, оставлены без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Министерство финансов исковые требования не признало, указав, что материалами дела не подтверждается противоправное поведение Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, размер убытков истцом не доказан. В письме Службы по тарифам Иркутской области от 18.09.2009 сказано, что по результатам рассмотрения представленных материалов эксперты службы полагают возможным согласовать среднеотпускные тарифы: по котельной ДКВР 10/13 - 1481,13 руб./Гкал (без НДС), по котельной КСБ - 2297,18 руб./Гкал (без НДС). Из чего следует, что Службой тарифы ниже экономически обоснованных не согласовывались. Считает, что ответственность за издание не соответствующего законодательству акта возлагается на орган, его издавший.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ООО "Коммунальная тепло-энергетическая компания" взыскано 5 454 658,51 руб. убытков, 25 000 руб. судебных издержек.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Считает, что истцом не доказан размер убытков, а также отсутствует состав гражданского правонарушения для возложения ответственности на Иркутскую область. Также указало, что Рудногорскому муниципальному образованию выделено 5 123 000 руб. на частичное возмещение расходов организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, при этом выделение данных бюджетных средств не является обязанностью Иркутской области, а зависит от финансовых возможностей областного бюджета.
Ответчики и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как отмечено выше, истец, поставляя своим абонентам коммунальные услуги, предоставлял им льготы по оплате указанных услуг. Отказать абонентам в предоставлении льгот истец был не вправе, однако его убытки, обусловленные разницей между действительной стоимостью энергоносителя и утвержденным тарифом, должны быть ему возмещены.
Такое правило закреплено в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 392 от 30.07.2004 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", а также в статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Устанавливая тарифы на энергоноситель ниже экономически обоснованного размера, администрация Нижнеилимского муниципального района, тем не менее, в бюджет муниципального образования расходы на возмещение разницы в тарифах за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не включила. Убытки истца, связанные с предоставлением коммунальных льгот, должны были возмещаться ему за счет бюджета муниципального образования "Рудногорское городское поселение" на оснований условий договора N 15/07-09-3 от 15.07.2009.
Указанный договор заключен между истцом и ответчиком-3. В соответствии с пунктом 3.2 договора N 15/07-09-3 ответчик-3 принял на себя обязательства возместить истцу разницу между тарифом на тепловую энергию и действительной, экономически обоснованной стоимостью энергоносителя за счет средств местного бюджета.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе потребовать от ответчика-3 исполнения обязательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, вывод суда первой инстанции о невозможности применения договора N 15/07-09-3 в связи с тем, что между сторонами имеют место публично-правовые отношения, основан на неправильном толковании судом норм материального права.
Более того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом возложены на местные органы самоуправления; в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
С мнением суда первой инстанции о том, что в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на ответчике-3 лежит обязанность только по проектированию, строительству и эксплуатации тепловых установок и тепловых сетей, суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что муниципалитет обязан предпринять весь комплекс технологических и юридических действий, имеющих целью электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Размер убытков истца объективно подтвержден материалами дела, ответчиками не оспаривается и составляет 5 454 658,51 руб. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ответчика-3.
Соответственно, в иске к первым двум ответчикам надлежит отказать, поскольку обязательства перед истцом у данных лиц ни из договора, ни в силу закона не возникли.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, суд не применил нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет необходимость отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2010 года по делу N А19-4764/2010 отменить.
Взыскать с муниципального образования "Рудногорское городское поселение" за счет средств его казны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная тепло-энергетическая компания" в качестве возмещения убытков 5 454 658 рублей 51 копейку, в качестве возмещения судебных издержек 25 000 рублей.
В иске к муниципальному образованию "Нижнеилимский район" и к Иркутской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий
О.А.КУКЛИН
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
Т.В.СТАСЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)