Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2008 ПО ДЕЛУ N А41-6198/08

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2008 г. по делу N А41-6198/08


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2008 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.
судей Г., М.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя): - П. - доверенность N 3193 от 10.10.2007;
- от ответчика: - А. - доверенность N 1080-ю-исх от 22.10.2007;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2008 г. по делу N А41-К2-6198/08, принятое судьей С.А. по заявлению МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3-0122-2008 от 03.03.2008,
установил:

муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области (МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (Госжилинспекция МО) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 3-0122-2008 от 03.03.2008.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственной жилищной инспекции Московской области возражала против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании статьи, помещенной в газету "Московский комсомолец" "У парадного подъезда", распоряжением начальника Государственной жилищной инспекции Московской области N 3-0122-2008 от 31.01.2008 предписано провести мероприятия по государственному контролю в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области" в целях проверки жилищного фонда по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп. 2 (л.д. 30 - 31).
19.02.2008 сотрудником Госжилинспекции ТО N 10 было вынесено уведомление N 3-0122-2008 о проведении мероприятий по государственному контролю и составлении протокола об административном правонарушении 21.02.2008 в 14 часов 30 минут. Данное уведомление было отправлено в адрес МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области" по почте, и через приемную получено предприятием 20.02.2008 вх. N 173, о чем имеется соответствующая отметка (л.д. 32).
21.02.2008 Государственной жилищной инспекцией Московской области в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства Одинцовского муниципального района Московской области" были проведены мероприятия по государственному контролю, о чем был составлен соответствующий акт N 3-0122-2008 (л.д. 33).
В результате проведенных проверочных мероприятий Государственной жилищной инспекцией Московской области были выявлены нарушения МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области, выразившиеся в том, что не принимались меры по ремонту жилого дома, расположенного по адресу Московская область, г. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп. 2, а именно: подъезд данного жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии, не покрашены стены, трещины по рустам на 10 этаже, имеются следы потеков с 5 этажа и выше, локальные разрушения напольного плиточного покрытия на 10 этаже, на площадках подъезда имеются разрушения штукатурного слоя, почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, проводка в неудовлетворительном техническом состоянии, дверь на переходные лоджии на 5 этаже закрыта неплотно. Было выявлено нарушение п. 3.2.8, п. 3.2.9, п. 4.8.4, п. 4.8.2, п. 4.8.9, п. 4.8.5, п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003.
21.02.2008 сотрудниками Госжилинспекции МО был составлен протокол об административном правонарушении N 3-0122-2008 в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области и предписание N 3-0122-2008 об устранении выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий нарушений в срок до 15 июля и 1 мая 2008 года (л.д. 35 - 38). Протокол вынесен без представителя МУП, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения административного дела; были сделаны фотографии.
21.02.2008 сотрудниками административного органа было вынесено определение N 3-0122-2008 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 03.03.2008. Данное определение было направлено в адрес предприятия по почте (л.д. 39).
27.02.2008 директор МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области В. заявил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении, назначенного на 03.03.2008, без участия представителя предприятия и дал пояснения по проведению текущего ремонта дома с 1995 г. по 2007 г. (л.д. 40).
03.03.2008 заместителем начальника Госжилинспекции МО в отношении МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области вынесено постановление N 3-0122-2008 по делу об административном правонарушении, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 40 000 руб. (л.д. 41 - 43).
Не согласившись с постановлением Госжилинспекции МО N 3-0122-2008 от 03.03.2008, МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома N 1, корп. 2 по ул. Верхнее-Пролетарская, г. Одинцово Московской области.
Из объяснений директора МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области усматривается, что предприятием не отрицается, что подъезд жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии, не покрашены стены, трещины по рустам на 10 этаже, имеются следы потеков с 5 этажа и выше, локальные разрушения напольного плиточного покрытия на 10 этаже, на площадках подъезда имеются разрушения штукатурного слоя, почтовые ящики находятся в неудовлетворительном состоянии, проводка в неудовлетворительном техническом состоянии, двери на переходные лоджии на 5 этаже закрыты неплотно; непроведение текущих и капитальных работ объясняется необходимостью финансирования собственником имущества - Администрацией Одинцовского муниципального района согласно ст. 210 ГК РФ.
Предприятием не было представлено каких-либо доказательств того, что проводился ремонт указанных подъездов. Как следует из материалов дела, 23.11.2007 между жильцами дома 1, кор. 2 ул. Верхнее-Пролетарская, г. Одинцово Московской области и МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области заключен договор управления многоквартирным домом по указанному адресу. По настоящему договору предприятие по заданию собственника за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представлять и отстаивать интересы собственника перед ресурсоснабжающими организациями в бесперебойном предоставлении ему коммунальных ресурсов, а также услуг по водоотведению. В случае привлечения третьих лиц для выполнения работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и оказания прочих услуг контролировать исполнение ими договорных обязательств.
Таким образом, МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома 1, корп. 2 по ул. В. Пролетарская, г. Одинцово Московской области.
Согласно п. 3.3.3 договора собственники дома обязуются за свой счет осуществлять содержание и ремонт принадлежавшего собственнику имущества, оборудования, находящегося внутри его помещения, не относящегося к общему имуществу.
Согласно общим положениям раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденным постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 г., техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области располагает рабочим проектом плана-графика и титульного списка на 2008 г. по ремонтным работам. Доводы, жалобы о том, что отсутствие финансирования собственника не может дать возможности провести текущий ремонт подъезда дома, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и вины предприятия, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в силу норм Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при обнаружении неудовлетворительного технического состояния здания, приводящих в негодность жилой фонд, должны быть приняты срочные меры по обеспечению устранений и предупреждению дальнейшего развития приведения в негодное состояние вверенного жилого фонда.
Согласно положениям устава МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области предприятие было создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли; для достижения указанных целей МУП "Управление жилищного хозяйства" наделено возможностью осуществлять в числе прочих следующие виды деятельности:
- - поддержание в надлежащем состоянии и развитие принятых от собственника в управление объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями собственника и государственными стандартами представления жилищно-коммунальных услуг;
- - выполнение функций единого заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории Одинцовского района, в том числе на реконструкцию, модернизацию, текущий и капитальный ремонт объектов жилья;
- - формирование объемов муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения на территории Одинцовского района;
- - организация и проведение в порядке, определенном органами местного самоуправления, конкурсов на право предоставления жилищно-коммунальных услуг и заключения договоров в условиях конкурентной среды;
- - отбор жилых домов для включения в титульный список на капитальный ремонт;
- - выполнение работ по содержанию, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда (в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений);
- - составление сметной документации на ремонтные работы (расценочные описи, сметы, сметно-финансовые расчеты, дефектные ведомости и др.);
- - выполнение функций генерального подрядчика по капитальному ремонту жилищного фонда.
В соответствии с распоряжением Главы Одинцовского района Московской области "О создании муниципального унитарного предприятия "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области" от 30.12.1995 предметом деятельности предприятия является выполнение функций по управлению муниципальным жилищным фондом и жилищным фондом других форм собственности на договорных основах, а также обеспечение населения Одинцовского района и организаций жилищно-коммунальными услугами.
Тот факт, что предприятие является лицом, ответственным за содержание жилого дома 1, корп. 2, ул. Верхнее-Пролетарская, г. Одинцово Московской области помимо положений устава МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области подтверждается условиями договора от 23.11.2007, заключенного между предприятием и Администрацией Одинцовского муниципального района, которым на МУП "Управление жилищного хозяйства" возложены функции по организации и осуществлению содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, общего имущества многоквартирного дома и объектов инженерной инфраструктуры, за подготовкой к сезонной эксплуатации в соответствии с действующими нормами и правилами, а также за обеспечением бесперебойного и качественного предоставления потребителям г. Одинцово, ул. Верхнее-Пролетарская, дом 1, корп. 2 коммунальных услуг (п. п. 2.1., 2.1.1 - 1.2.5 договора). Кроме того, п. 2.1.2 указанного договора предусмотрена обязанность предприятия выполнять функции по организации работ по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома путем привлечения на равноправной основе третьих лиц, а также выполнять иные необходимые действия (функции, обязанности) в отношении муниципального объекта жилищно-коммунального назначения, в пределах полномочий, установленных данным договором.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ответственность за содержание жилого дома 1, корп. 2, ул. Верхнее-Пролетарская, г. Одинцово, равно как и обязанность соблюдения правил содержания и ремонта данного жилого дома, возникли у МУП "УЖХ" со дня начала срока действия договора от 23.11.2007.
Предприятие в силу условий договора от 23.11.2007 (п. 2.1.3) определяло порядок движения денежных средств, поступающих от населения в качестве оплаты за выполненные работы по ремонту (текущему и капитальному) общего имущества многоквартирного жилого дома; информировало организацию, осуществляющую начисление и сбор платежей, о необходимости произвести пользователям жилищно-коммунальных услуг перерасчет в случае отсутствия либо недопоставки указанных услуг. Уставом предприятия предусмотрено осуществление деятельности по аккумулированию на своих счетах денежных средств, поступающих из бюджета и внебюджетных источников на содержание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, предприятие имело возможность за счет средств, полученных от населения, выполнить либо организовать выполнение (путем заключения соответствующего договора подряда с третьим лицом) первоочередных и срочных работ, направленных на обеспечение безопасности людей и предупреждение дальнейшего развития ухудшения состояния жилого фонда (дома).
Факт нахождения жилого дома 1 корп. 2 по ул. В. Пролетарская, г. Одинцово Московской области на балансе МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области подтверждается договором на управление многоквартирным домом N 1 от 23 ноября 2007 года.
Согласно разделу 4 договора N 1 размер платы за услуги управления, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также перечня таких работ и услуг определяется решением общего собрания собственников помещения с учетом мнений управляющей организации. Размер указанной платы рассчитывается по тарифам, установленным (рекомендованным) органами местного самоуправления.
Доводы предприятия о том, что отсутствует его вина в нарушении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 года, в отношении дома 1, корп. 2 по ул. В. Пролетарская, г. Одинцово Московской области в связи с тем, что собственники дома 1, корп. 2 по ул. В. Пролетарская не передавали ему возложенную на них ответственность за надлежащее техническое состояние общего имущества многоквартирного дома, не принимаются судом апелляционной инстанции.




В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 24 декабря 2004 г. ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного жилого дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса РФ.
В качестве одного из доказательств того, что МУП "УЖХ" является лицом, ответственным за содержание и текущий ремонт названного выше жилого дома, предприятие указывает на получение им платежей от населения за оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе содержание и текущий ремонт.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47, ГЖИ МО является органом государственного контроля за использованием, сохранностью и эксплуатацией жилищного фонда Московской области.
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ ГЖИ МО является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статья 7.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, и устанавливает наказание для юридических лиц в виде от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, исполнитель в лице МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Судом установлено, что МУП "УЖХ" Одинцовского муниципального района Московской области отвечает за содержание дома, в котором обнаружено административное правонарушение.
Материалами дела (протокол об административном правонарушении, распоряжение на проведение мероприятия по государственному контролю, акт проведения мероприятия по государственному контролю, уведомление о проведении мероприятия по контролю) подтверждается факт совершения МУП "УЖХ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, а также вина МУП "УЖХ" в совершении данного правонарушения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2008 г. по делу N А41-К2-6198/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Управление жилищного хозяйства" Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)