Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии от закрытого акционерного общества "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" Палкина А.А. (доверенность от 01.01.2010 N 08/012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2009 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-34797/2009,
Закрытое акционерное общество "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) от 22.05.2009.
Решением суда от 16.09.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
ГАТИ о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГАТИ 03.04.2009 при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге установила неисполнение Обществом в срок до 20.03.2009 предписания ГАТИ от 27.02.2009, а именно: не представлена разрешительная документация на самовольно установленные навес и оборудование по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, указанное оборудование не демонтировано, что зафиксировано в акте от 03.04.2009.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол от 06.04.2009 N 40051 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 239-29). Постановлением от 22.05.2009 N 1070 производство по делу об административном правонарушении от 06.04.2009 N 40051 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
ГАТИ выдала Обществу предписание от 22.05.2009 об устранении в срок до 22.06.2009 выявленного нарушения путем предоставления согласованной проектной документации на установку навеса и оборудования по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, либо его демонтажа.
Общество, полагая предписание ГАТИ незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что ГАТИ в пределах своей компетенции правомерно выдала Обществу оспариваемое предписание.
В соответствии со статьей 3 Закона N 239-29 фасад здания является объектом благоустройства.
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2002 N 1784-ра "О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства" утвержден Регламент внешнего благоустройства Санкт-Петербурга (далее - Регламент), в соответствии с пунктом 1.2 которого элементами внешнего благоустройства являются любые самостоятельно выделяемые для проектирования части внешнего благоустройства, в частности части фасадов зданий, в том числе крыльца, навесы, козырьки, лестницы, балконы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, элементы декора, окраска, светильники, ограждения, защитные решетки, ставни, водосточные трубы, антенны, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них.
В силу пункта 3.1 Регламента создание и установка элементов внешнего благоустройства должны вестись в соответствии с согласованной проектной документацией. Проектирование внешнего благоустройства в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Регламента с соблюдением градостроительного и историко-культурного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действующих строительных, инженерных, санитарных и иных ведомственных норм и правил.
Пунктом 5 Регламента установлено, что разработка проектов и производство работ по благоустройству фасадных поверхностей, влекущих за собой изменение облика зданий, должны выполняться в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
Согласно пункту 7.1 Регламента проекты отдельных видов внешнего благоустройства утверждаются Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) по согласованию с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Пунктом 7.2 Регламента установлено, что задание на проектирование комплексных проектов внешнего благоустройства и проектов отдельных видов внешнего благоустройства в обязательном порядке согласовывается КГА.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге (далее - Правила N 1135), в силу пункта 1.1.3 которых основанием для производства ремонта, переоборудования, окраски фасадов является наличие архитектурного задания, выданного КГА, или задания, выданного Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) в пределах его компетенции (в случае если здание или сооружение является объектом культурного наследия).
Пунктами 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.3 Правил N 1135 предусмотрено, что под дополнительным оборудованием фасадов понимаются современные системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах; любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны быть согласованы с КГА, а для объектов культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия - с КГИОП, а также собственниками зданий и сооружений; основанием для проектирования и размещения дополнительного оборудования является архитектурное задание, выдаваемое КГА в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что Обществом, являющимся арендатором нежилых помещений, находящихся на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, выполнено самовольное переоборудование фасада здания в виде установки кондиционеров и козырька.
В соответствии со статьей 7 Закона N 239-29 контроль за созданием и размещением, содержанием и ремонтом, использованием объекта благоустройства осуществляют отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга.
В целях реализации Закона N 239-29 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 399 установлено, что функции органа контроля осуществляют, в частности, ГАТИ и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции сделали вывод о наличии у ГАТИ полномочий на выдачу оспариваемого предписания, в обоснование которого сослались на пункт 3.12 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 (далее - Положение N 223).
Пунктом 3.12 названного Положения установлено, что ГАТИ вправе давать обязательные для исполнения предписания в пределах ее компетенции.
Однако судами не учтено, что согласно пунктам 2.1 и 2.2 Положения N 223 к задачам ГАТИ относятся осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением правил производства земляных, дорожных, строительных и ремонтных работ, благоустройства территорий, соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации, за исключением работ, подконтрольных Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга; осуществление контроля за соблюдением собственниками и пользователями объектов коммунального назначения, за исключением объектов, находящихся в жилых домах, правил содержания указанных объектов, а также правил их эксплуатации и ремонта предприятиями и организациями по обслуживанию указанных объектов.
Вместе с тем, пунктом 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, предусмотрено, что основными задачами ГЖИ являются осуществление контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Пунктом 3.3 этого же Положения установлено, что ГЖИ для осуществления указанных задач обладает полномочиями осуществлять контроль за: использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Таким образом, законодателем разграничена компетенция ГАТИ и ГЖИ. В компетенцию ГАТИ не входит контроль за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту.
Поскольку в данном случае самовольно установленные навес и оборудование находятся на жилом доме, являющемся общим имуществом собственников помещений, то у ГАТИ не имелось полномочий на выдачу оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание вынесено ГАТИ с превышением предоставленных данному органу контроля полномочий, в связи с чем является незаконным.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов подлежат отмене, а оспариваемое постановление следует признать недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А56-34797/2009.
Признать недействительным предписание Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2009, выданное закрытому акционерному обществу "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.08.2010 ПО ДЕЛУ N А56-34797/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. по делу N А56-34797/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А., при участии от закрытого акционерного общества "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" Палкина А.А. (доверенность от 01.01.2010 N 08/012), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2009 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-34797/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ) от 22.05.2009.
Решением суда от 16.09.2009, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
ГАТИ о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ГАТИ 03.04.2009 при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге установила неисполнение Обществом в срок до 20.03.2009 предписания ГАТИ от 27.02.2009, а именно: не представлена разрешительная документация на самовольно установленные навес и оборудование по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, указанное оборудование не демонтировано, что зафиксировано в акте от 03.04.2009.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол от 06.04.2009 N 40051 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 29.05.2003 N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 239-29). Постановлением от 22.05.2009 N 1070 производство по делу об административном правонарушении от 06.04.2009 N 40051 прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
ГАТИ выдала Обществу предписание от 22.05.2009 об устранении в срок до 22.06.2009 выявленного нарушения путем предоставления согласованной проектной документации на установку навеса и оборудования по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, либо его демонтажа.
Общество, полагая предписание ГАТИ незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что ГАТИ в пределах своей компетенции правомерно выдала Обществу оспариваемое предписание.
В соответствии со статьей 3 Закона N 239-29 фасад здания является объектом благоустройства.
Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2002 N 1784-ра "О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства" утвержден Регламент внешнего благоустройства Санкт-Петербурга (далее - Регламент), в соответствии с пунктом 1.2 которого элементами внешнего благоустройства являются любые самостоятельно выделяемые для проектирования части внешнего благоустройства, в частности части фасадов зданий, в том числе крыльца, навесы, козырьки, лестницы, балконы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, элементы декора, окраска, светильники, ограждения, защитные решетки, ставни, водосточные трубы, антенны, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них.
В силу пункта 3.1 Регламента создание и установка элементов внешнего благоустройства должны вестись в соответствии с согласованной проектной документацией. Проектирование внешнего благоустройства в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Регламента с соблюдением градостроительного и историко-культурного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действующих строительных, инженерных, санитарных и иных ведомственных норм и правил.
Пунктом 5 Регламента установлено, что разработка проектов и производство работ по благоустройству фасадных поверхностей, влекущих за собой изменение облика зданий, должны выполняться в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
Согласно пункту 7.1 Регламента проекты отдельных видов внешнего благоустройства утверждаются Комитетом по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) по согласованию с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. Пунктом 7.2 Регламента установлено, что задание на проектирование комплексных проектов внешнего благоустройства и проектов отдельных видов внешнего благоустройства в обязательном порядке согласовывается КГА.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге (далее - Правила N 1135), в силу пункта 1.1.3 которых основанием для производства ремонта, переоборудования, окраски фасадов является наличие архитектурного задания, выданного КГА, или задания, выданного Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) в пределах его компетенции (в случае если здание или сооружение является объектом культурного наследия).
Пунктами 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.3 Правил N 1135 предусмотрено, что под дополнительным оборудованием фасадов понимаются современные системы технического обеспечения внутренней эксплуатации зданий и сооружений и элементы оборудования, размещаемые на фасадах; любые действия, связанные с размещением дополнительного оборудования на фасадах, должны быть согласованы с КГА, а для объектов культурного наследия и в зонах охраны объектов культурного наследия - с КГИОП, а также собственниками зданий и сооружений; основанием для проектирования и размещения дополнительного оборудования является архитектурное задание, выдаваемое КГА в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что Обществом, являющимся арендатором нежилых помещений, находящихся на первом этаже жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, дом 55, выполнено самовольное переоборудование фасада здания в виде установки кондиционеров и козырька.
В соответствии со статьей 7 Закона N 239-29 контроль за созданием и размещением, содержанием и ремонтом, использованием объекта благоустройства осуществляют отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга.
В целях реализации Закона N 239-29 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2005 N 399 установлено, что функции органа контроля осуществляют, в частности, ГАТИ и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции сделали вывод о наличии у ГАТИ полномочий на выдачу оспариваемого предписания, в обоснование которого сослались на пункт 3.12 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 (далее - Положение N 223).
Пунктом 3.12 названного Положения установлено, что ГАТИ вправе давать обязательные для исполнения предписания в пределах ее компетенции.
Однако судами не учтено, что согласно пунктам 2.1 и 2.2 Положения N 223 к задачам ГАТИ относятся осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением правил производства земляных, дорожных, строительных и ремонтных работ, благоустройства территорий, соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации, за исключением работ, подконтрольных Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга; осуществление контроля за соблюдением собственниками и пользователями объектов коммунального назначения, за исключением объектов, находящихся в жилых домах, правил содержания указанных объектов, а также правил их эксплуатации и ремонта предприятиями и организациями по обслуживанию указанных объектов.
Вместе с тем, пунктом 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 N 1849, предусмотрено, что основными задачами ГЖИ являются осуществление контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Пунктом 3.3 этого же Положения установлено, что ГЖИ для осуществления указанных задач обладает полномочиями осуществлять контроль за: использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Таким образом, законодателем разграничена компетенция ГАТИ и ГЖИ. В компетенцию ГАТИ не входит контроль за использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; техническим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту.
Поскольку в данном случае самовольно установленные навес и оборудование находятся на жилом доме, являющемся общим имуществом собственников помещений, то у ГАТИ не имелось полномочий на выдачу оспариваемого предписания.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание вынесено ГАТИ с превышением предоставленных данному органу контроля полномочий, в связи с чем является незаконным.
При таких обстоятельствах решение и постановление судов подлежат отмене, а оспариваемое постановление следует признать недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 по делу N А56-34797/2009.
Признать недействительным предписание Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2009, выданное закрытому акционерному обществу "ДИКСИ-ПЕТЕРБУРГ".
Председательствующий
Т.В.КЛИРИКОВА
Судьи
С.Г.КОЛЕСНИКОВА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Т.В.КЛИРИКОВА
Судьи
С.Г.КОЛЕСНИКОВА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)