Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": представитель не явился;
- от администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
на решение от 03.04.2012
по делу N А04-329/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативного правового акта
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - ООО "Амурская финансовая компания", ООО "АФК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации г. Благовещенска (далее - администрация), выраженного в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:75 в собственность за плату для сквера.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ООО "Амурская финансовая компания" земельный участок площадью 3754 кв. м, расположенный в квартале 299, с кадастровым номером 28:01:010299:75 для сквера, в собственность за плату в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амурская финансовая компания" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить полностью решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также недоказанностью выводов суда.
ООО "Амурская финансовая компания", администрация города Благовещенска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 24.03.2011 ООО "АФК" обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлением N 3088з о предоставлении в собственность за плату земельного участка в квартале 299 г. Благовещенска, для размещения сквера. Письмом от 31.03.2011 N 1412/16 администрация г. Благовещенска отказала в предоставлении земельного участка, в связи с принадлежностью его к территориям общего пользования.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2011 по делу N А04-1575/2011 отказ администрации г. Благовещенска от 31.03.2011 N 1412/16 признан недействительным, как несоответствующий Земельному кодексу РФ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 N 06АП-3474/2011 решение Арбитражного суда Амурской области оставлено без изменения.
17.06.2011 общество обратилось в администрацию с дополнительным заявлением N 6543з, которым уточнило предполагаемые границы испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 21.07.2011 N 3904/16 администрация г. Благовещенска направила обществу схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории от 18.07.2011 N 813, сообщила, что запрашиваемый земельный участок для сквера в квартале 299 г. Благовещенска непосредственно занят зелеными насаждениями (древесно-кустарниковой растительностью), то есть на земельном участке уже расположен и существует сквер.
Кроме того, часть запрашиваемого земельного участка (примерно 50%) расположена на территории общего пользования, ограниченной красными линиями; в соответствии с пунктом 8 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые скверами, приватизации не подлежат. Дополнительно администрация информировала, что в границы запрашиваемого земельного участка входит часть земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:8, являющегося частной собственностью физического лица.
В связи с чем, администрация города Благовещенска отказала в предоставлении ООО "АФК" в собственность (за плату) земельного участка для сквера в квартале 299, запрашиваемого по заявлениям вх. N 3088з от 24.03.2011, N 6543з от 17.06.2011.
Из материалов дела также следует, что в результате проведенного государственного кадастрового учета был образован земельный участок с кадастровым номером 28:01:010299:75, площадью 3754 кв. м, с разрешенным видом использованием - сквер (межевой план исх. N 292/287 от 02.09.2011, кадастровый паспорт от 07.10.2011).
12.10.2011 ООО "АФК" обратилось в администрацию г. Благовещенска с дополнительным заявлением N 11092з, в котором просило орган местного самоуправления в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату. К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка от 07.10.2011 N 280/11-10087.
Письмом от 27.10.2011 N 5986/16 администрация г. Благовещенска сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, изложенные в письме от 21.07.2011 N 3904/16.
Считая данный отказ не соответствующим требованиям закона, ООО "Амурская финансовая компания" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, в соответствии с частью 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно части 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 статьи 34).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Вместе с тем, сам факт выдачи администрацией схемы земельного участка и государственный кадастровый учет этого земельного участка не является безусловным основанием для предоставления указанного земельного участка заявителю для целей, не связанных со строительством. Решение вопросов предоставления указанных земельных участков производится после вышеуказанных процедур в соответствии с земельным и иным законодательством.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Судом установлено, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории 299 квартала между многоквартирным жилым домом по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, дом 145 и проезжей частью улицы 50 лет Октября.
Из материалов инвентаризации земель квартала N 299-300, произведенной Благовещенским городским геодезическим центром в 2000 году (материалы землеустроительного дела), усматривается, что запрошенный земельный участок относится к придомовой территории указанного жилого многоквартирного дома.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, у администрации города Благовещенска отсутствует право распоряжения спорным земельным участком.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ООО "Амурская финансовая компания" о том, что материалы инвентаризации не могут быть приняты во внимание, поскольку составлены с нарушением норм Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", Приказов Минэкономразвития РФ от 03.08.11 N 388 и от 24.11.2008 N 412, поскольку указанные нормативные акты приняты уполномоченными органами после составления материалов инвентаризации, представленных администрацией в суд.
Судом также обоснованно признан несоответствующим закону и довод общества о том, что положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают случаи и варианты отказа администрацией в предоставлении земельных участком для целей, не связанных со строительством, в связи с тем, что положения указанной нормы не могут применяться в отрыве от всего действующего земельного, градостроительного и иного законодательства, что вытекает из системного толкования положений статей 2, 10 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в предоставлении ООО "Амурская финансовая компания" земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:75 в собственность за плату для сквера является законным, поскольку соответствует нормам действующего гражданского, земельного и жилищного законодательства, правомерно отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.04.2012 по делу N А04-329/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2012 N 06АП-2185/2012 ПО ДЕЛУ N А04-329/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2012 г. N 06АП-2185/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": представитель не явился;
- от администрации города Благовещенска: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
на решение от 03.04.2012
по делу N А04-329/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативного правового акта
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - ООО "Амурская финансовая компания", ООО "АФК", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа администрации г. Благовещенска (далее - администрация), выраженного в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:75 в собственность за плату для сквера.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ООО "Амурская финансовая компания" земельный участок площадью 3754 кв. м, расположенный в квартале 299, с кадастровым номером 28:01:010299:75 для сквера, в собственность за плату в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Решением суда первой инстанции от 03.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Амурская финансовая компания" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить полностью решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также недоказанностью выводов суда.
ООО "Амурская финансовая компания", администрация города Благовещенска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 24.03.2011 ООО "АФК" обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлением N 3088з о предоставлении в собственность за плату земельного участка в квартале 299 г. Благовещенска, для размещения сквера. Письмом от 31.03.2011 N 1412/16 администрация г. Благовещенска отказала в предоставлении земельного участка, в связи с принадлежностью его к территориям общего пользования.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2011 по делу N А04-1575/2011 отказ администрации г. Благовещенска от 31.03.2011 N 1412/16 признан недействительным, как несоответствующий Земельному кодексу РФ.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 N 06АП-3474/2011 решение Арбитражного суда Амурской области оставлено без изменения.
17.06.2011 общество обратилось в администрацию с дополнительным заявлением N 6543з, которым уточнило предполагаемые границы испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 21.07.2011 N 3904/16 администрация г. Благовещенска направила обществу схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории от 18.07.2011 N 813, сообщила, что запрашиваемый земельный участок для сквера в квартале 299 г. Благовещенска непосредственно занят зелеными насаждениями (древесно-кустарниковой растительностью), то есть на земельном участке уже расположен и существует сквер.
Кроме того, часть запрашиваемого земельного участка (примерно 50%) расположена на территории общего пользования, ограниченной красными линиями; в соответствии с пунктом 8 статьи 27, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые скверами, приватизации не подлежат. Дополнительно администрация информировала, что в границы запрашиваемого земельного участка входит часть земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:8, являющегося частной собственностью физического лица.
В связи с чем, администрация города Благовещенска отказала в предоставлении ООО "АФК" в собственность (за плату) земельного участка для сквера в квартале 299, запрашиваемого по заявлениям вх. N 3088з от 24.03.2011, N 6543з от 17.06.2011.
Из материалов дела также следует, что в результате проведенного государственного кадастрового учета был образован земельный участок с кадастровым номером 28:01:010299:75, площадью 3754 кв. м, с разрешенным видом использованием - сквер (межевой план исх. N 292/287 от 02.09.2011, кадастровый паспорт от 07.10.2011).
12.10.2011 ООО "АФК" обратилось в администрацию г. Благовещенска с дополнительным заявлением N 11092з, в котором просило орган местного самоуправления в двухнедельный срок принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату. К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка от 07.10.2011 N 280/11-10087.
Письмом от 27.10.2011 N 5986/16 администрация г. Благовещенска сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, изложенные в письме от 21.07.2011 N 3904/16.
Считая данный отказ не соответствующим требованиям закона, ООО "Амурская финансовая компания" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, для целей, не связанных со строительством, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, в соответствии с частью 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно части 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 статьи 34).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Вместе с тем, сам факт выдачи администрацией схемы земельного участка и государственный кадастровый учет этого земельного участка не является безусловным основанием для предоставления указанного земельного участка заявителю для целей, не связанных со строительством. Решение вопросов предоставления указанных земельных участков производится после вышеуказанных процедур в соответствии с земельным и иным законодательством.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Судом установлено, что запрашиваемый земельный участок расположен на территории 299 квартала между многоквартирным жилым домом по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, дом 145 и проезжей частью улицы 50 лет Октября.
Из материалов инвентаризации земель квартала N 299-300, произведенной Благовещенским городским геодезическим центром в 2000 году (материалы землеустроительного дела), усматривается, что запрошенный земельный участок относится к придомовой территории указанного жилого многоквартирного дома.
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, у администрации города Благовещенска отсутствует право распоряжения спорным земельным участком.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ООО "Амурская финансовая компания" о том, что материалы инвентаризации не могут быть приняты во внимание, поскольку составлены с нарушением норм Федерального закона от 18.06.2001 N 76-ФЗ "О землеустройстве", Постановления Правительства РФ от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", Приказов Минэкономразвития РФ от 03.08.11 N 388 и от 24.11.2008 N 412, поскольку указанные нормативные акты приняты уполномоченными органами после составления материалов инвентаризации, представленных администрацией в суд.
Судом также обоснованно признан несоответствующим закону и довод общества о том, что положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают случаи и варианты отказа администрацией в предоставлении земельных участком для целей, не связанных со строительством, в связи с тем, что положения указанной нормы не могут применяться в отрыве от всего действующего земельного, градостроительного и иного законодательства, что вытекает из системного толкования положений статей 2, 10 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, а также оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации г. Благовещенска, выраженный в письме от 27.10.2011 N 5986/16, в предоставлении ООО "Амурская финансовая компания" земельного участка с кадастровым номером 28:01:010299:75 в собственность за плату для сквера является законным, поскольку соответствует нормам действующего гражданского, земельного и жилищного законодательства, правомерно отказав в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.04.2012 по делу N А04-329/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)