Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 по делу N А34-4457/2009 (судья Губанова Е.И.), при участии: от открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - Пошивайлова А.В. (доверенность N 35-09 от 23.09.2009),
открытое акционерное общество "ЭнергоКурган" (далее - ОАО "ЭнергоКурган", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным вынесенного в отношении него предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 15.07.2009 N 0000409 об устранении нарушений законодательства.
Определениями суда от 13.08.2009 и от 29.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Городские электрические сети" (далее - МУП г. Кургана "ГЭС") и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилищник" (далее - ООО "Управляющая организация "Жилищник").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 (резолютивная часть решения объявлена 15.10.2009) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ЭнергоКурган" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что им выполнен первый пункт предписания об обеспечении на вводе в жилой дом параметров теплоносителя не менее 50 град. С и не более 75 град. С для нужд горячего водоснабжения жилого дома N 23 по ул. Краснодонской, поскольку заявитель считал этот пункт законным. В остальной части содержащиеся в предписании требования необоснованны, так как трасса горячего водоснабжения входит в состав общего имущества собственников жилых помещений жилого дома, которые обязаны нести расходы на содержание этого имущества. Заявитель не вправе осуществлять в отношении этого имущества какие-либо действия. Внутридомовые работы, наладку, ремонт и реконструкцию должна осуществлять организация, обслуживающая жилищный фонд, тогда как заявитель такой организацией не является.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В материалы дела от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Инспекцией 15.07.2009 в связи с поступлением коллективной жалобы жильцов дома N 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане, проведены внеплановые контрольные мероприятия, итоги которых зафиксированы в акте N 1096 от 15.07.2009. Указанным актом, в том числе установлено, что: 1) в квартире N 7 температура горячей воды из крана в ванной составила менее +40 град. С. Температура трубопровода ГВС на вводе в жилой дом составила +45 град. С. Врезок в трубопровод ГВС в подвале для установки монометров и термометров не имеется. Трубопровод ГВС на придомовой территории и у ввода в дом не утеплен (нарушены п.п. 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.3.11, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), а также п. 5 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307)); 2) в подвале жилого дома имеются транзитные трубопроводы отопления и ГВС на жилой дом N 23А по ул. Краснодонская. Указанные транзитные трубопроводы имеют значительный физический износ и представляют собой угрозу возникновения аварийной ситуации и подтопления подвала дома. Гидравлические испытания транзитных трубопроводов не производятся (нарушены п.п. 5.2.1, 5.2.8, 5.2.12, 5.2.24 ПиН).
По итогам проверки в отношении заявителя Инспекцией выдано предписание N 0000409 от 15.07.2009, которым заявителю предписано в срок до 15.08.2009: 1) обеспечить на вводе в жилой дом параметры теплоносителя не менее 50 град. С и не более 75 град. С для нужд горячего водоснабжения жилого дома, для предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, то есть нормируемой температуры горячей воды в водоразборных точках (не менее 50 град. С с допустимым отклонением температуры горячей воды в дневное время не более чем на 3 град. С и не более 75 град. С); 2) привести в технически исправное состояние транзитные трубопроводы в подвале дома; 3) установить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления и ГВС перед запорной арматурой на жилой дом N 23.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности содержащихся в предписании требований.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Оспоренное предписание внесено Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей п. 1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п.п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, п. п. 4.1.1, 4.1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Согласно пункту 3.1 Устава ОАО "ЭнергоКурган", общество создано с целью получения прибыли и одним из основных видов его деятельности является поставка (продажа) тепловой энергии.
Такую поставку заявитель осуществляет и в дом N 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане, используя разводящие сети от теплопункта 171 (ТП ст. Курганка) до дома N 23а по ул. Краснодонская в г. Кургане.
Оплата за поставленную горячую воду и теплоснабжение осуществляется гражданами заявителю в соответствии с тарифом, установленным для заявителя решением Курганской городской Думы от 14.01.2009 N 2.
Содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома N 23 по ул. Краснодонской в г. Кургане занимается ООО "Управляющая организация "Жилищник".
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ч. 3 ст. 39 этого же Кодекса, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 7 Правил N 307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Письмом от 20.03.2007 N 4967-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по применению пункта 7 Правил, в соответствии с которыми: в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное".
Согласно ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с п.п. 5.2.1, 5.2.24, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе: поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность. На вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Поскольку проведенной проверкой установлен факт необеспечения заявителем соответствия качества поставляемой горячей воды на вводе в жилой дом установленным требованиям (температура трубопровода ГВС составила +45°С), изложенное в п. 1 оспоренного предписания требование об обеспечении на вводе в жилой дом надлежащих параметров теплоносителя является обоснованным. Правомерность такого требования признана и самим заявителем в апелляционной жалобе.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным предписания Инспекции в этой части не имеется. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части изменению не подлежит.
Из материалов дела следует, что часть теплотрассы от ТП ст. Курганка до дома N 23 по ул. Краснодонской передана МУП "ГЭС" на праве хозяйственного ведения (распоряжение мэра г. Кургана от 30.03.2005 N 1537-р, акты приема-сдачи объектов основных средств муниципальной собственности).
Оспоренным ненормативным актом заявителю предписано установить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления и ГВС перед запорной арматурой на жилой дом N 23, то есть за пределами ответственности лица, осуществляющего содержание и ремонт общего имущества собственников этого многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что наличие указанных приборов является в силу п. 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязательным условием надлежащего исполнения заявителем обязанности по оказанию оплачиваемых гражданами дома N 23 по ул. Краснодонской услуг по центральному отоплению, оснований для признания незаконным предписания в этой части также не имеется. При этом, исполнение предписания в этой части не может быть расценено в качестве нарушения прав владельца тепловых сетей.
Как правомерно указано судом первой инстанции, часть теплотрассы, проходящая транзитом по подвалу дома N 23 по ул. Краснодонской, в силу положений ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не может относиться к общей собственности жильцов в многоквартирном доме как не предназначенная для обслуживания помещений в этом доме.
Из письма Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана от 12.10.2009 N 4288э следует, что теплотрасса, расположенная в подвале дома N 23 по ул. Краснодонской, в Реестре объектов муниципальной собственности не значится.
Сведений о принадлежности кому-либо указанной части теплотрассы в материалах дела не содержится.
Вместе с тем, поскольку эта часть теплотрассы используется заявителем для оказания услуг по поставке тепловой энергии жильцам дома N 23а по ул. Краснодонской, и исправное состояние трубопровода является необходимым условием для надлежащего оказания таких услуг, суд полагает правомерным оспоренное предписание и в части обязания ОАО "ЭнергоКурган" привести эту часть трубопровода в исправное состояние.
При таких обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы подлежат отклонению. Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 по делу N А34-4457/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.01.2010 N 18АП-11395/2009 ПО ДЕЛУ N А34-4457/2009
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2010 г. N 18АП-11395/2009
Дело N А34-4457/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 по делу N А34-4457/2009 (судья Губанова Е.И.), при участии: от открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - Пошивайлова А.В. (доверенность N 35-09 от 23.09.2009),
установил:
открытое акционерное общество "ЭнергоКурган" (далее - ОАО "ЭнергоКурган", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным вынесенного в отношении него предписания Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) от 15.07.2009 N 0000409 об устранении нарушений законодательства.
Определениями суда от 13.08.2009 и от 29.09.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Городские электрические сети" (далее - МУП г. Кургана "ГЭС") и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Жилищник" (далее - ООО "Управляющая организация "Жилищник").
Решением Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 (резолютивная часть решения объявлена 15.10.2009) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ЭнергоКурган" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что им выполнен первый пункт предписания об обеспечении на вводе в жилой дом параметров теплоносителя не менее 50 град. С и не более 75 град. С для нужд горячего водоснабжения жилого дома N 23 по ул. Краснодонской, поскольку заявитель считал этот пункт законным. В остальной части содержащиеся в предписании требования необоснованны, так как трасса горячего водоснабжения входит в состав общего имущества собственников жилых помещений жилого дома, которые обязаны нести расходы на содержание этого имущества. Заявитель не вправе осуществлять в отношении этого имущества какие-либо действия. Внутридомовые работы, наладку, ремонт и реконструкцию должна осуществлять организация, обслуживающая жилищный фонд, тогда как заявитель такой организацией не является.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
В материалы дела от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела Инспекцией 15.07.2009 в связи с поступлением коллективной жалобы жильцов дома N 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане, проведены внеплановые контрольные мероприятия, итоги которых зафиксированы в акте N 1096 от 15.07.2009. Указанным актом, в том числе установлено, что: 1) в квартире N 7 температура горячей воды из крана в ванной составила менее +40 град. С. Температура трубопровода ГВС на вводе в жилой дом составила +45 град. С. Врезок в трубопровод ГВС в подвале для установки монометров и термометров не имеется. Трубопровод ГВС на придомовой территории и у ввода в дом не утеплен (нарушены п.п. 5.3.1, 5.3.2, 5.3.4, 5.3.11, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), а также п. 5 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307)); 2) в подвале жилого дома имеются транзитные трубопроводы отопления и ГВС на жилой дом N 23А по ул. Краснодонская. Указанные транзитные трубопроводы имеют значительный физический износ и представляют собой угрозу возникновения аварийной ситуации и подтопления подвала дома. Гидравлические испытания транзитных трубопроводов не производятся (нарушены п.п. 5.2.1, 5.2.8, 5.2.12, 5.2.24 ПиН).
По итогам проверки в отношении заявителя Инспекцией выдано предписание N 0000409 от 15.07.2009, которым заявителю предписано в срок до 15.08.2009: 1) обеспечить на вводе в жилой дом параметры теплоносителя не менее 50 град. С и не более 75 град. С для нужд горячего водоснабжения жилого дома, для предоставления населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества, то есть нормируемой температуры горячей воды в водоразборных точках (не менее 50 град. С с допустимым отклонением температуры горячей воды в дневное время не более чем на 3 град. С и не более 75 град. С); 2) привести в технически исправное состояние транзитные трубопроводы в подвале дома; 3) установить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления и ГВС перед запорной арматурой на жилой дом N 23.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о правомерности содержащихся в предписании требований.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Оспоренное предписание внесено Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей п. 1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, п.п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, п. п. 4.1.1, 4.1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219.
Согласно пункту 3.1 Устава ОАО "ЭнергоКурган", общество создано с целью получения прибыли и одним из основных видов его деятельности является поставка (продажа) тепловой энергии.
Такую поставку заявитель осуществляет и в дом N 23 по ул. Краснодонская в г. Кургане, используя разводящие сети от теплопункта 171 (ТП ст. Курганка) до дома N 23а по ул. Краснодонская в г. Кургане.
Оплата за поставленную горячую воду и теплоснабжение осуществляется гражданами заявителю в соответствии с тарифом, установленным для заявителя решением Курганской городской Думы от 14.01.2009 N 2.
Содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома N 23 по ул. Краснодонской в г. Кургане занимается ООО "Управляющая организация "Жилищник".
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно ч. 3 ст. 39 этого же Кодекса, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
П.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 7 Правил N 307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Письмом от 20.03.2007 N 4967-СК/07 Министерства регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по применению пункта 7 Правил, в соответствии с которыми: в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения. В указанном случае, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
Частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное".
Согласно ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг содержатся в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с п.п. 5.2.1, 5.2.24, 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе: поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность. На вводе в здание теплопроводов ЦО должна быть установлена запорная арматура, до и после нее - приборы КИП (манометры, термометры, приборы учета тепловой энергии и теплоносителя). Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Поскольку проведенной проверкой установлен факт необеспечения заявителем соответствия качества поставляемой горячей воды на вводе в жилой дом установленным требованиям (температура трубопровода ГВС составила +45°С), изложенное в п. 1 оспоренного предписания требование об обеспечении на вводе в жилой дом надлежащих параметров теплоносителя является обоснованным. Правомерность такого требования признана и самим заявителем в апелляционной жалобе.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным предписания Инспекции в этой части не имеется. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований в этой части изменению не подлежит.
Из материалов дела следует, что часть теплотрассы от ТП ст. Курганка до дома N 23 по ул. Краснодонской передана МУП "ГЭС" на праве хозяйственного ведения (распоряжение мэра г. Кургана от 30.03.2005 N 1537-р, акты приема-сдачи объектов основных средств муниципальной собственности).
Оспоренным ненормативным актом заявителю предписано установить монометр и термометр на вводе в здание транзитных трубопроводов отопления и ГВС перед запорной арматурой на жилой дом N 23, то есть за пределами ответственности лица, осуществляющего содержание и ремонт общего имущества собственников этого многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что наличие указанных приборов является в силу п. 5.2.24 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязательным условием надлежащего исполнения заявителем обязанности по оказанию оплачиваемых гражданами дома N 23 по ул. Краснодонской услуг по центральному отоплению, оснований для признания незаконным предписания в этой части также не имеется. При этом, исполнение предписания в этой части не может быть расценено в качестве нарушения прав владельца тепловых сетей.
Как правомерно указано судом первой инстанции, часть теплотрассы, проходящая транзитом по подвалу дома N 23 по ул. Краснодонской, в силу положений ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, не может относиться к общей собственности жильцов в многоквартирном доме как не предназначенная для обслуживания помещений в этом доме.
Из письма Департамента экономического развития и управления муниципальным имуществом Администрации г. Кургана от 12.10.2009 N 4288э следует, что теплотрасса, расположенная в подвале дома N 23 по ул. Краснодонской, в Реестре объектов муниципальной собственности не значится.
Сведений о принадлежности кому-либо указанной части теплотрассы в материалах дела не содержится.
Вместе с тем, поскольку эта часть теплотрассы используется заявителем для оказания услуг по поставке тепловой энергии жильцам дома N 23а по ул. Краснодонской, и исправное состояние трубопровода является необходимым условием для надлежащего оказания таких услуг, суд полагает правомерным оспоренное предписание и в части обязания ОАО "ЭнергоКурган" привести эту часть трубопровода в исправное состояние.
При таких обстоятельствах изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы подлежат отклонению. Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.10.2009 по делу N А34-4457/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
А.А.АРЯМОВ
судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
О.Б.ТИМОХИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
О.Б.ТИМОХИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)