Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010
по делу N А55-34858/2009
по заявлению Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области к Государственной жилищной инспекции Самарской области об оспаривании постановления и решения по делу об административном правонарушении, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Виктор-Плюс",
установил:
Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486, решения по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486/О.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс" (далее - ООО "Виктор Плюс", общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзывах на жалобу Госжилинспекция и ООО "Виктор плюс" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, Госжилинспекцией 13.07.2009 проведены мероприятия по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов по адресу: г. Сызрань, ул. Дальневосточная, д. 27, в ходе которых выявлено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а именно: неисправность несущей фасадной стены (трещины, раскрытием до 30 мм криволинейные, идущие сверху вниз), отклонение от вертикали фасадной стены в жилом доме, неисправность, разрушение штукатурного слоя стены; неисправность перекрытия (поверхности потолка) провисание, трещины в жилой комнате квартиры N 1; неисправность потолка (перекрытия) в квартире N 2 (провисание, трещины в коридоре и котельной, расположенной в жилом доме); неисправность, провал отмостки, разрушение вдоль фасадной стены (нарушены пункты 4.2.1.1., 4.2.1.3., 4.2.1.14., 4.3.1., 4.3.2., 4.1.6., 4.1.7. ПиН ТЭЖФ-2003, пункты 10, 11 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), что отражено в акте проверки, составленном административным органом.
На основании выявленных нарушений Госжилинспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 13.07.2009 N 003147 и вынесено постановление от 05.08.2009 N Е-1486 о привлечении Комитета к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 05.08.2009 N Е-1486 и решением по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486/О, Комитет обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В качестве довода заявитель указывает на то, что оснований для привлечения к административной ответственности комитета по строительству по статье 7.22 КоАП РФ не имелось, так как он не является ни собственником, ни управляющей компанией.
По мнению заявителя, работы, указанные в протоколе, не относятся к работам, выполняемым при капитальном ремонте, а относятся к работам текущего характера и выполняются силами управляющих компаний.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
В силу положений пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.3 и 4.2.3.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При этом судами установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа Сызрань Самарской области от 23.05.2007 N 1022 Комитету 03.06.2007 переданы функции заказчика по проведению капитального ремонта объектов муниципального жилого фонда, инженерных сетей и дорог, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань. В части переданных функций Комитет является правопреемником комитета жилищно-коммунального хозяйства городского округа Сызрань.
Согласно пункту 3.3 Положения о Комитете, утвержденного постановлением администрации городского округа Сызрань от 16.06.2009 N 1583, Комитет выступает заказчиком по капитальному ремонту муниципального имущества.
Более того, судами установлено, что в 2006 года жители дома N 27 по улице Дальневосточная обращались к правопредшественнику заявителя по вопросу о проведении капитального ремонта, а также непосредственно к заявителю после передачи ему функций заказчика по организации капитального ремонта жилищного фонда. Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него необходимой информации противоречит материалам дела.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Комитет имел возможность по надлежащему соблюдению правил и норм по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и дома N 27, расположенного по адресу: Самарская область, город Сызрань, улица Дальневосточная, однако ни до проведения мероприятий по контролю, ни до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, ни на момент рассмотрения жалоб на постановление не предпринял меры по устранению выявленных нарушений и не подал заявку на выделение денежных средств на проведение ремонта жилого дома N 27 по улице Дальневосточная. Каких-либо причин, препятствовавших выполнению данной обязанности, Комитетом не приведено.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2003 N 170 фасадов с износом более 50% относится к работам, производимых при капитальном ремонте. Согласно предписанию, выданного административным органом, неисправность окрасочного фасада - 100%.
Более того, по заказу Комитета, была заказана экспертиза о дачи технического заключения по факту обследования состояния строительных конструкций жилого дома, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Основа", по заказу Комитета. В результате проведенного обследования был сделан вывод, что основная часть конструкций находится, в неудовлетворительном состоянии, и было рекомендовано отнести данный жилой дом к категории непригодных для проживания.
С учетом изложенного суды предыдущих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Комитета вменяемого состава административного правонарушения предусмотренного статей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом кассационной инстанции не установлено.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А55-34858/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по строительству и архитектуре городского округа Сызрань - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2010 ПО ДЕЛУ N А55-34858/2009
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2010 г. по делу N А55-34858/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010
по делу N А55-34858/2009
по заявлению Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области к Государственной жилищной инспекции Самарской области об оспаривании постановления и решения по делу об административном правонарушении, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Виктор-Плюс",
установил:
Комитет по строительству и архитектуре администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - административный орган, жилищная инспекция) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486, решения по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486/О.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания - общество с ограниченной ответственностью "Виктор Плюс" (далее - ООО "Виктор Плюс", общество).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В отзывах на жалобу Госжилинспекция и ООО "Виктор плюс" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, Госжилинспекцией 13.07.2009 проведены мероприятия по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов по адресу: г. Сызрань, ул. Дальневосточная, д. 27, в ходе которых выявлено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а именно: неисправность несущей фасадной стены (трещины, раскрытием до 30 мм криволинейные, идущие сверху вниз), отклонение от вертикали фасадной стены в жилом доме, неисправность, разрушение штукатурного слоя стены; неисправность перекрытия (поверхности потолка) провисание, трещины в жилой комнате квартиры N 1; неисправность потолка (перекрытия) в квартире N 2 (провисание, трещины в коридоре и котельной, расположенной в жилом доме); неисправность, провал отмостки, разрушение вдоль фасадной стены (нарушены пункты 4.2.1.1., 4.2.1.3., 4.2.1.14., 4.3.1., 4.3.2., 4.1.6., 4.1.7. ПиН ТЭЖФ-2003, пункты 10, 11 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), что отражено в акте проверки, составленном административным органом.
На основании выявленных нарушений Госжилинспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 13.07.2009 N 003147 и вынесено постановление от 05.08.2009 N Е-1486 о привлечении Комитета к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 05.08.2009 N Е-1486 и решением по делу об административном правонарушении от 05.08.2009 N Е-1486/О, Комитет обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В качестве довода заявитель указывает на то, что оснований для привлечения к административной ответственности комитета по строительству по статье 7.22 КоАП РФ не имелось, так как он не является ни собственником, ни управляющей компанией.
По мнению заявителя, работы, указанные в протоколе, не относятся к работам, выполняемым при капитальном ремонте, а относятся к работам текущего характера и выполняются силами управляющих компаний.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно подпункту "а" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
В силу положений пунктов 4.2.4.2, 4.2.4.3 и 4.2.3.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту. Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При этом судами установлено, что в соответствии с постановлением администрации городского округа Сызрань Самарской области от 23.05.2007 N 1022 Комитету 03.06.2007 переданы функции заказчика по проведению капитального ремонта объектов муниципального жилого фонда, инженерных сетей и дорог, находящихся в муниципальной собственности городского округа Сызрань. В части переданных функций Комитет является правопреемником комитета жилищно-коммунального хозяйства городского округа Сызрань.
Согласно пункту 3.3 Положения о Комитете, утвержденного постановлением администрации городского округа Сызрань от 16.06.2009 N 1583, Комитет выступает заказчиком по капитальному ремонту муниципального имущества.
Более того, судами установлено, что в 2006 года жители дома N 27 по улице Дальневосточная обращались к правопредшественнику заявителя по вопросу о проведении капитального ремонта, а также непосредственно к заявителю после передачи ему функций заказчика по организации капитального ремонта жилищного фонда. Таким образом, довод заявителя об отсутствии у него необходимой информации противоречит материалам дела.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что Комитет имел возможность по надлежащему соблюдению правил и норм по содержанию и ремонту жилых домов и (или) жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и дома N 27, расположенного по адресу: Самарская область, город Сызрань, улица Дальневосточная, однако ни до проведения мероприятий по контролю, ни до рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, ни на момент рассмотрения жалоб на постановление не предпринял меры по устранению выявленных нарушений и не подал заявку на выделение денежных средств на проведение ремонта жилого дома N 27 по улице Дальневосточная. Каких-либо причин, препятствовавших выполнению данной обязанности, Комитетом не приведено.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2003 N 170 фасадов с износом более 50% относится к работам, производимых при капитальном ремонте. Согласно предписанию, выданного административным органом, неисправность окрасочного фасада - 100%.
Более того, по заказу Комитета, была заказана экспертиза о дачи технического заключения по факту обследования состояния строительных конструкций жилого дома, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Основа", по заказу Комитета. В результате проведенного обследования был сделан вывод, что основная часть конструкций находится, в неудовлетворительном состоянии, и было рекомендовано отнести данный жилой дом к категории непригодных для проживания.
С учетом изложенного суды предыдущих инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях Комитета вменяемого состава административного правонарушения предусмотренного статей 7.22 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении судом кассационной инстанции не установлено.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного органа, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2010 по делу N А55-34858/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по строительству и архитектуре городского округа Сызрань - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)