Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Н.А. Алексеевой, Л.В. Беловой
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом; кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области (судья А.Н. Гапон) и постановление от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, В.А. Журавлева, Л.А. Колупаева) по делу N А67-1833/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о признании недействительным предписания.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление) о признании недействительным предписания от 17.12.2009 N 277.
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ООО "Жилсервис" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жилсервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные Обществом требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно не приняты доводы Общества относительно Постановления Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1059, которым установлены тарифы размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, для собственников помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Томской области указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1), в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано непосредственное управление.
ООО "Жилсервис" выбрано в качестве обслуживающей организации, с которой заключены договоры на содержание и ремонт жилого многоквартирного дома с физическими лицами - собственниками жилых помещений; договор на управление многоквартирными жилыми домами от 01.06.2006 N 474 с Администрацией Ленинского района г. Томска, как собственником части жилых помещений - неприватизированных квартир (л.д. 27-32).
При этом условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля утверждены решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1).
В Управление Роспотребнадзора по Томской области 01.12.2009 поступило заявление от Куликова Валерия Ивановича, проживающего по адресу: г. Томск, пер. Островского, д. 8, кв. 81, по факту нарушения ООО "Жилсервис" его прав как потребителя жилищной услуги "вывоз ТБО".
На основании поступившего заявления В.И. Куликова заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора вынесено распоряжение от 04.12.2009 N 966 о проведении мероприятий по контролю за соблюдением ООО "Жилсервис" требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
По результатам вышеуказанной проверки составлен акт от 17.12.2009 N 917, в котором содержатся выводы об отсутствии у ООО "Жилсервис" правовых оснований для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора" как в размере 16,85 руб., так и в размерах 18,05 руб. и 28,68 руб.
Ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Томской области О.А. Игнатьевой вынесено предписание от 17.12.2009 N 277, из которого следует, что у ООО "Жилсервис" отсутствовали правовые основания для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора". Тем не менее, потребителю В.И. Куликову к оплате за услугу "вывоз мусора" выставлена сумма в октябре 2009 года - 18,03 руб., а в ноябре 2009 года - 28,68 руб., что противоречит условиям договора от 01.07.2006, утвержденного на общем собрании от 13.06.2006.
В связи с изложенным ООО "Жилсервис" предписано прекратить установленные нарушения статей 44, 45, 46, 47, 48, 155, 156, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно устранить нарушение законных прав и интересов потребителя жилищных услуг В.И. Куликова, проживающего по адресу г. Томск, пер. Островского, д. 8, кв. 81, допущенное при исчислении ему оплаты за услугу "Вывоз ТБО", в связи с чем до принятия решения об изменении платы за жилищную услугу "Вывоз ТБО" (вывоз мусора) общим собранием собственников жилых помещений, проведенном в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, начисление стоимости жилищной услуги по статье "Вывоз ТБО" ("вывоз мусора") потребителю В.И. Куликову - собственнику жилого помещения N 81, расположенного в многоквартирном доме N 8 по пер. Островского в г. Томске, привести в соответствие с условиями договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.07.2006 (л.д. 19-22).
Не согласившись с предписанием Управления Роспотребнадзора от 17.12.2009 N 277, ООО "Жилсервис" обратилось Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о доказанности факта неправомерного начисления потребителю В.И. Куликову оплаты на вывоз мусора при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома, нарушения установленного порядка проведения внеплановой проверки ООО "Жилсервис" не установлено.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных судами фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований ЖК РФ (части 3 статьи 39 ЖК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно подпункту "д" пункта 11 которых в содержание общего имущества многоквартирного дома включается деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из анализа указанных норм следует, что основным способом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей, включая и размер платы за вывоз мусора) является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Арбитражными судами установлено, что 13.06.2006 на общем собрании собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, 8, принято решение утвердить условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля (пункт 4 протокола от 13.06.2006 N 1).
Согласно утвержденным условиям договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, дом 8, тариф на услуги по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, действующими тарифами или решением общего собрания собственников помещений жилого дома. По истечении первого года действия договора размер платы за обслуживание жилого дома может быть пересмотрен решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.1).
В течение первого года действия договора размер платы за услуги, связанные с обслуживанием лифтового оборудования, обслуживанием приборов учета, вывозом мусора, вывозом крупногабаритных отходов, очисткой стоков, обслуживанием домофона, обслуживанием коллективной антенны и прочими видами работ, имеющими отношение к обслуживанию жилого дома, определяется исходя из тарифов, установленных органами местного самоуправления. В последующем размер платы за данные услуги может определяться на основании тарифов, установленных органами местного самоуправления, или на основании тарифов, утвержденных решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.2).
В пункте 5.2 утвержденных условий договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, дом 8, стороны согласовали, что любые изменения, дополнения к договору оформляются письменно в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью договора.
В 2006 году размер платы за вывоз бытовых отходов согласно Постановлению Мэра г. Томска от 29.12.2004 N 702 "Об установлении цен и ремонт жилья для населения города Томска" составлял 12,71 руб. с человека в месяц.
Каких-либо собраний собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8, по вопросу установления нового размера платы за вывоз мусора после 13.06.2006 не проводилось; доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного дома по адресу г. Томск, пер. Островского, 8 решения об установлении иного размера платы за вывоз мусора ООО "Жилсервис" в материале дела не представлено. В счете-квитанции за май 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 16,85 руб. с человека (л.д. 76), в счете-квитанции за октябрь 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 18,03 руб. с человека (л.д. 53), в счете-квитанции за ноябрь 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 28,68 руб. с человека (л.д. 53, 70).
Таким образом, ООО "Жилсервис" в мае, октябре, ноябре 2009 года увеличивало размер платы за вывоз мусора (по сравнению с размером, установленном в 2006 году) при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8.
Арбитражными судами установлено, что Постановлением Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1057 "Об утверждении тарифов на отдельные услуги УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" утверждены тарифы для УМП "Спецавтохозяйство г. Томск, которое оказывает населению и организациям в пределах границ муниципального образования "Город Томск" услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Указанные в данном постановлении тарифы (как предельные) предусматривают затраты на содержание контейнеров, бункеров, контейнерных площадок и прилегающей к ним территории (из расчета руб. за куб.м).
В связи с утверждением постановлением от 30.12.2008 N 1057 предельных тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, постановлением Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1059 с 01.02.2009 установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения города Томска. Согласно Приложению N 1 к данному постановлению размер платы на услугу "Вывоз ТБО" составил 0,92 руб. в месяц на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у ООО "Жилсервис" правовых оснований для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора" является обоснованным
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для признания арбитражными судами недействительным предписания Управления Роспотребнадзора от 17.12.2009 N 277 не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела и были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции и влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1833/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2010 ПО ДЕЛУ N А67-1833/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2010 г. по делу N А67-1833/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Н.А. Алексеевой, Л.В. Беловой
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом; кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области (судья А.Н. Гапон) и постановление от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи И.И. Бородулина, В.А. Журавлева, Л.А. Колупаева) по делу N А67-1833/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о признании недействительным предписания.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Томской области, Управление) о признании недействительным предписания от 17.12.2009 N 277.
Решением от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ООО "Жилсервис" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Жилсервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные Обществом требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами необоснованно не приняты доводы Общества относительно Постановления Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1059, которым установлены тарифы размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, для собственников помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора по Томской области указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1), в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано непосредственное управление.
ООО "Жилсервис" выбрано в качестве обслуживающей организации, с которой заключены договоры на содержание и ремонт жилого многоквартирного дома с физическими лицами - собственниками жилых помещений; договор на управление многоквартирными жилыми домами от 01.06.2006 N 474 с Администрацией Ленинского района г. Томска, как собственником части жилых помещений - неприватизированных квартир (л.д. 27-32).
При этом условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля утверждены решением общего собрания собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8 (протокол от 13.06.2006 N 1).
В Управление Роспотребнадзора по Томской области 01.12.2009 поступило заявление от Куликова Валерия Ивановича, проживающего по адресу: г. Томск, пер. Островского, д. 8, кв. 81, по факту нарушения ООО "Жилсервис" его прав как потребителя жилищной услуги "вывоз ТБО".
На основании поступившего заявления В.И. Куликова заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора вынесено распоряжение от 04.12.2009 N 966 о проведении мероприятий по контролю за соблюдением ООО "Жилсервис" требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
По результатам вышеуказанной проверки составлен акт от 17.12.2009 N 917, в котором содержатся выводы об отсутствии у ООО "Жилсервис" правовых оснований для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора" как в размере 16,85 руб., так и в размерах 18,05 руб. и 28,68 руб.
Ведущим специалистом-экспертом Управления Роспотребнадзора по Томской области О.А. Игнатьевой вынесено предписание от 17.12.2009 N 277, из которого следует, что у ООО "Жилсервис" отсутствовали правовые основания для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора". Тем не менее, потребителю В.И. Куликову к оплате за услугу "вывоз мусора" выставлена сумма в октябре 2009 года - 18,03 руб., а в ноябре 2009 года - 28,68 руб., что противоречит условиям договора от 01.07.2006, утвержденного на общем собрании от 13.06.2006.
В связи с изложенным ООО "Жилсервис" предписано прекратить установленные нарушения статей 44, 45, 46, 47, 48, 155, 156, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно устранить нарушение законных прав и интересов потребителя жилищных услуг В.И. Куликова, проживающего по адресу г. Томск, пер. Островского, д. 8, кв. 81, допущенное при исчислении ему оплаты за услугу "Вывоз ТБО", в связи с чем до принятия решения об изменении платы за жилищную услугу "Вывоз ТБО" (вывоз мусора) общим собранием собственников жилых помещений, проведенном в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, начисление стоимости жилищной услуги по статье "Вывоз ТБО" ("вывоз мусора") потребителю В.И. Куликову - собственнику жилого помещения N 81, расположенного в многоквартирном доме N 8 по пер. Островского в г. Томске, привести в соответствие с условиями договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от 01.07.2006 (л.д. 19-22).
Не согласившись с предписанием Управления Роспотребнадзора от 17.12.2009 N 277, ООО "Жилсервис" обратилось Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о доказанности факта неправомерного начисления потребителю В.И. Куликову оплаты на вывоз мусора при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома, нарушения установленного порядка проведения внеплановой проверки ООО "Жилсервис" не установлено.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных судами фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований ЖК РФ (части 3 статьи 39 ЖК РФ) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно подпункту "д" пункта 11 которых в содержание общего имущества многоквартирного дома включается деятельность по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из анализа указанных норм следует, что основным способом установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей, включая и размер платы за вывоз мусора) является принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Арбитражными судами установлено, что 13.06.2006 на общем собрании собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, 8, принято решение утвердить условия договора на обслуживание многоквартирного дома по предложенному в договоре составу общего имущества, перечню услуг по содержанию и ремонту общего имущества, порядку определения цены, размера платы за содержание, ремонт, порядку осуществления контроля (пункт 4 протокола от 13.06.2006 N 1).
Согласно утвержденным условиям договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, дом 8, тариф на услуги по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, действующими тарифами или решением общего собрания собственников помещений жилого дома. По истечении первого года действия договора размер платы за обслуживание жилого дома может быть пересмотрен решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.1).
В течение первого года действия договора размер платы за услуги, связанные с обслуживанием лифтового оборудования, обслуживанием приборов учета, вывозом мусора, вывозом крупногабаритных отходов, очисткой стоков, обслуживанием домофона, обслуживанием коллективной антенны и прочими видами работ, имеющими отношение к обслуживанию жилого дома, определяется исходя из тарифов, установленных органами местного самоуправления. В последующем размер платы за данные услуги может определяться на основании тарифов, установленных органами местного самоуправления, или на основании тарифов, утвержденных решением общего собрания собственников с учетом предложений Исполнителя (пункт 3.2).
В пункте 5.2 утвержденных условий договора на содержание и ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Томск, пер. Островского, дом 8, стороны согласовали, что любые изменения, дополнения к договору оформляются письменно в виде дополнительных соглашений, которые являются неотъемлемой частью договора.
В 2006 году размер платы за вывоз бытовых отходов согласно Постановлению Мэра г. Томска от 29.12.2004 N 702 "Об установлении цен и ремонт жилья для населения города Томска" составлял 12,71 руб. с человека в месяц.
Каких-либо собраний собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8, по вопросу установления нового размера платы за вывоз мусора после 13.06.2006 не проводилось; доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного дома по адресу г. Томск, пер. Островского, 8 решения об установлении иного размера платы за вывоз мусора ООО "Жилсервис" в материале дела не представлено. В счете-квитанции за май 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 16,85 руб. с человека (л.д. 76), в счете-квитанции за октябрь 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 18,03 руб. с человека (л.д. 53), в счете-квитанции за ноябрь 2009 года, выставленной В.И. Куликову, стоимость услуги "вывоз мусора" указана в размере 28,68 руб. с человека (л.д. 53, 70).
Таким образом, ООО "Жилсервис" в мае, октябре, ноябре 2009 года увеличивало размер платы за вывоз мусора (по сравнению с размером, установленном в 2006 году) при отсутствии соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Островского, 8.
Арбитражными судами установлено, что Постановлением Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1057 "Об утверждении тарифов на отдельные услуги УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" утверждены тарифы для УМП "Спецавтохозяйство г. Томск, которое оказывает населению и организациям в пределах границ муниципального образования "Город Томск" услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Указанные в данном постановлении тарифы (как предельные) предусматривают затраты на содержание контейнеров, бункеров, контейнерных площадок и прилегающей к ним территории (из расчета руб. за куб.м).
В связи с утверждением постановлением от 30.12.2008 N 1057 предельных тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, постановлением Мэра г. Томска от 30.12.2008 N 1059 с 01.02.2009 установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения города Томска. Согласно Приложению N 1 к данному постановлению размер платы на услугу "Вывоз ТБО" составил 0,92 руб. в месяц на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у ООО "Жилсервис" правовых оснований для повышения в одностороннем порядке оплаты за услугу "вывоз мусора" является обоснованным
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, оснований для признания арбитражными судами недействительным предписания Управления Роспотребнадзора от 17.12.2009 N 277 не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и материалов дела и были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции и влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.05.2010 Арбитражного суда Томской области и постановление от 11.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1833/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Л.В.БЕЛОВА
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Л.В.БЕЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)