Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2012 ПО ДЕЛУ N А35-147/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2012 г. по делу N А35-147/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2012 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 по делу N А35-147/2012 (судья Левашов А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (ИНН 4632094924, ОГРН 1084632006326) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Ямпольской Е.М., главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 13.01.2012 N 0716/000524,
от налогоплательщика: Захарова Д.А., юриста по доверенности от 16.01.2012 N 1; Волтегрова И.А., представителя по доверенности от 19.09.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (далее - общество "Управляющая компания города Курска", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган ссылается на то, что налогоплательщик не вправе претендовать на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного подрядными организациями в отношении стоимости работ по капитальному ремонту, не включенных в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и не предъявленных к оплате собственникам жилья, так как в этом случае у него отсутствует такой объект налогообложения, как реализация подрядных работ.
С выводом Арбитражного суда Курской области о том, что выполняемые операции по капитальному ремонту многоквартирных домов являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость, и они учтены обществом в налоговой базе в порядке, установленном абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса - по фактическим ценам реализации выполненных работ собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, налоговый орган не согласен.
По мнению налогового органа, оплата собственниками помещений пяти процентов от стоимости капитального ремонта не является льготной ценой, установленной Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007) и не может рассматриваться применительно к статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации как реализация с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям, поскольку данный Закон такой льготы не предоставляет, а устанавливает только порядок оплаты стоимости капитального ремонта.
Также инспекция указывает, что общество не осуществляло и безвозмездную передачу результатов работ (услуг), поскольку данные работы (услуги) оплачены за счет средств бюджетного финансирования. Фактически общество "Управляющая компания города Курска" убытков не несет и в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включает стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета.
На этом основании налоговый орган полагает, что налогоплательщик обязан был включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Кроме того, налоговый орган не согласен с выводами суда области о том, что инспекцией была существенно нарушена процедура рассмотрения материалов проверки в связи с неотражением в акте проверки и в оспариваемом решении ссылок на первичные бухгалтерские документы, поскольку, по мнению заявителя апелляционной жалобы, отсутствие в оспариваемом решении об отказе в привлечении к ответственности ссылок на номера счетов-фактур не может служить основанием для признания решения недействительным.
Представитель налогоплательщика в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда области законным и обоснованным, а жалобу инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей инспекции и общества "Управляющая компания города Курска", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 15.04.2011 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" представило в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года, на основании которой с налоговой базы по реализации товаров (работ, услуг) 151 876,2 тыс. руб. им исчислен налог на добавленную стоимость в сумме 27 337,7 тыс. руб.; налоговый вычет определен в сумме 29 749,8 тыс. руб.; итого налог исчислен к возмещению из бюджета в сумме 2 412,1 тыс. руб.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации налоговым органом был составлен акт камеральной проверки от 29.07.2011 N 18387.
Начальник инспекции, рассмотрев акт проверки N 18387, вынес решение от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение", которым было отказано в привлечении общества к налоговой ответственности и, в то же время, установлено нарушение обществом статей 171, 172 Налогового кодекса, выразившееся в неправомерном, по мнению налогового органа, заявлении обществом "Управляющая компания города Курска" вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб.
Одновременно инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску были приняты решение N 181 от 14.10.2011 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. и решение N 5 от 14.10.2011 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 2 223 114 руб.
Основанием для отказа в предоставлении налогоплательщику вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. и для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом "Управляющая компания города Курска" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им контрагентам-подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007.
На решение инспекции об отказе в привлечении к ответственности N 2621 налогоплательщиком была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением управления Федеральной налоговой службы по Курской области N 730 от 02.12.2011 по итогам рассмотрения жалобы решение инспекции оставлено без изменения, а в удовлетворении жалобы налогоплательщика отказано.
Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об отказе в привлечении к ответственности от 14.10.2011 N 2621 не основано на нормах действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействительным указанное решение и обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Рассматривая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как установлено налоговым органом в ходе проверки, фактически осуществляемым обществом "Управляющая компания города Курска" видом деятельности является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
В соответствии со статьей 2.4 Устава общества "Управляющая компания города Курска" предметом деятельности общества является, в частности, выполнение функций управляющей организации; управление недвижимым имуществом; управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда; осуществление строительных и ремонтных работ, в том числе капитального характера; оказание бытовых услуг населению.
Из материалов дела следует, что между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (получатель) были заключены соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 08.09.2008 и 15.09.2008, в соответствии с которыми комитетом на отдельный счет общества были перечислены денежные средства Фонда, областного и городского бюджета в суммах 41 388 107,40 руб. и 54 452 904,10 руб. соответственно, по следующим платежным поручениям: N 379 от 08.09.2008 на сумму 29 604 913,22 руб. - за счет средств федерального бюджета; N 380 от 08.09.2008 на сумму 5 574 978,07 руб. - за счет средств областного бюджета; N 381 от 08.09.2008 на сумму 6 208 216,11 руб. - за счет средств местного бюджета; N 468 от 16.09.2008 на сумму 38 950 162,30 руб. - за счет средств федерального бюджета; N 469 от 16.09.2008 на сумму 7 334 806,18 руб. - за счет средств областного бюджета; N 470 от 16.09.2008 на сумму 8 167 935,62 руб. - за счет средств местного бюджета.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик), как установлено судом области, в 3 квартале 2008 года были заключены договоры подряда с рядом организаций, в частности, с обществом с ограниченной ответственностью "КурскРемСтрой" (подрядчик):
- - N юр-74 от 03.09.2008 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли многоквартирного дома N 2/11 по ул. Хуторской, г. Курска;
- - N юр-75 от 03.09.2008 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли многоквартирного дома N 1 по ул. 2-я Новоселовка, г. Курска;
- - N юр-171 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 6 по ул. Чехова, г. Курска;
- - N юр-178 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 85/14 по ул. Заводской, г. Курска;
- - N юр-182 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 29 по ул. Серегина, г. Курска;
- - N юр-189 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению и восстановлению герметизации межпанельных стыков стен многоквартирного дома N 7 по ул. Аэродромной, г. Курска.
По итогам выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиком были составлены акты выполненных работ, на основании которых выставлены счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость:
- - N 196 от 10.09.2008 на сумму 236 197,65 руб., включая налог на добавленную стоимость 36 030,15 руб. - за выполненные работы по ремонту мягкой кровли многоквартирного дома N 1 по ул. 2-я Новоселовка, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 10.09.2008);
- - N 212 от 25.09.2008 на сумму 288 479,36 руб., включая налог на добавленную стоимость 44 005,33 руб. - за выполненные работы по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 29 по ул. Серегина, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 25.09.2008);
- - N 213 от 25.09.2008 на сумму 212 281,41 руб., включая налог на добавленную стоимость 32 381,91 руб. - за выполненные работы по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 85/14 по ул. Заводской, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 25.09.2008);
- - N 215 от 30.09.2008 на сумму 677 165,83 руб., включая налог на добавленную стоимость 103 296,48 руб. - за выполненные работы по утеплению стен фасада многоквартирного дома N 6 по ул. Чехова, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 30.09.2008);
- - N 219 от 30.09.2008 на сумму 328 638,27 руб., включая налог на добавленную стоимость 50 131,26 руб. - за выполненные работы по утеплению и восстановлению герметизации межпанельных стыков стен многоквартирного дома N 7 по ул. Аэродромной, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 30.09.2008);
- - N 220 от 30.09.2008 на сумму 505 947,24 руб., включая налог на добавленную стоимость 77 178,39 руб. за выполненные работы по ремонту мягкой кровли многоквартирного дома N 2/11 по ул. Хуторской, г. Курска (акт выполненных работ N 1 от 30.09.2008).
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту была произведена обществом "Управляющая компания города Курска" частично (5% стоимости работ) - за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ, по следующим платежным поручениям:
- - N 326 от 10.09.2008 на сумму 153 585 руб., включая налог на добавленную стоимость 23 428,22 руб. - аванс по договору N юр-74 от 03.09.2008 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли дома по адресу: ул. Хуторская, д. 2/12, по Федеральному закону N 185;
- - N 327 от 10.09.2008 на сумму 71 700 руб., включая налог на добавленную стоимость 10 937,29 руб. - аванс по договору N юр-75 от 03.09.2008 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли дома по адресу: ул. 2-я Новоселовка, д. 1, по Федеральному закону N 185;
- - N 345 от 10.09.2008 на сумму 205 560 руб., включая налог на добавленную стоимость 31 356 руб. - аванс по договору N юр-171 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Чехова, д. 6, по Федеральному закону N 185;
- - N 351 от 10.09.2008 на сумму 64 440 руб., включая налог на добавленную стоимость 9 829,83 руб. - аванс по договору N юр-178 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Заводская, д. 85/14, по Федеральному закону N 185;
- - N 355 от 10.09.2008 на сумму 87 570,60 руб., включая налог на добавленную стоимость 13 358,23 руб. - аванс по договору N юр-182 от 04.09.2008 на выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Серегина, д. 29, по Федеральному закону N 185;
- - N 376 от 11.09.2008 на сумму 204 144 руб., включая налог на добавленную стоимость 31 140,61 руб. - аванс по договору N юр-189 от 04.09.2008 на выполнение работ по герметизации стыков дома по адресу: ул. Аэродромная, д. 7, по Федеральному закону N 185;
- - N 1037 от 15.10.2008 на сумму 200 908,76 руб., включая налог на добавленную стоимость 30 647,10 руб. - по договору N юр-182 от 04.09.2008 за выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Серегина, д. 29, по Федеральному закону N 185;
- - N 1039 от 15.10.2008 на сумму 147 841,41 руб., включая налог на добавленную стоимость 22 552,08 руб. - по договору N юр-178 от 04.09.2008 за выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Заводская, д. 85/14, по Федеральному закону N 185;
- - N 1041 от 15.10.2008 на сумму 471 605,83 руб., включая налог на добавленную стоимость 71 939,87 руб. - по договору N юр-171 от 04.09.2008 за выполнение работ по утеплению стен фасада по адресу: ул. Чехова, д. 6, по Федеральному закону N 185;
- - N 1042 от 15.10.2008 на сумму 124 494,27 руб., включая налог на добавленную стоимость 18 990,65 руб. - по договору N юр-189 от 04.09.2008 за выполнение работ по герметизации стыков дома по адресу: ул. Аэродромная, д. 7, по Федеральному закону N 185;
- - N 1043 от 15.10.2008 на сумму 352 362,24 руб., включая налог на добавленную стоимость 53 750,17 руб. - по договору N юр-74 от 03.09.2008 за выполнение работ по ремонту мягкой кровли дома по адресу: ул. Хуторская, д. 2/12, по Федеральному закону N 185;
- - N 1056 от 20.10.2008 на сумму 164 497,65 руб., включая налог на добавленную стоимость 25 092,86 руб. - по договору N юр-75 от 03.09.2008 за выполнение работ по ремонту мягкой кровли дома по адресу: ул. 2-я Новоселовка, д. 1, по Федеральному закону N 185.
Выполненные работы по капитальному ремонту были приняты обществом "Управляющая компания города Курска" от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в дальнейшем, переданы собственникам квартир.
Денежные средства, поступившие от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость обществом включены не были. Денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений, включались обществом в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, что установлено судом первой инстанции и не оспаривается налоговым органом.
Одновременно в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость обществом была включена вся сумма налога, предъявленная ему подрядной организацией, осуществлявшей капитальный ремонт.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 153 Налогового кодекса установлено, что в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для исчисления налога на добавленную стоимость регулируется статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
На основании статьи 162 Налогового кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства на компенсацию затрат, понесенных налогоплательщиком в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым или льготным ценам, - субсидии, поступившие налогоплательщику из бюджета, не подлежат включению в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных нормативными актами соответствующего уровня. При этом нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статьям 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны поддерживать данные помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, а также соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (подпункт 5 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Решение общего собрания собственников помещений об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 165 Кодекса для обеспечения условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 Закона).
Реализация указанных целей достигается Фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок (подпункт 3 пункта 2 статьи 4 Закона N 185-ФЗ).
Условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда закреплены в главе 5 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007.
В частности, согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 названного Закона, в случае подачи заявки Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в том числе путем перечисления таких субсидий на имеющиеся или открываемые получателями субсидий банковские счета), а также предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации иных мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 14 Закона в качестве условия предоставления финансовой поддержки предусмотрено наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со статьей 15 Закона.
Статьей 18 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом, в силу пункта 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрацией Курской области было принято постановление от 29.05.2008 N 157 "О разработке адресной программы Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год", в соответствии с которым (пункты 1, 3) были утверждены:
- - государственный заказчик адресной программы - комитет жилищно-коммунального хозяйства Курской области; перечень муниципальных образований Курской области, которые соответствуют установленным Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условиям предоставления финансовой поддержки и могут претендовать на участие в программе;
- - условия и критерии включения многоквартирных домов в программу;
- - перечень документов, прилагаемых к заявке муниципального образования Курской области на участие в программе;
- - методику расчета размера финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках программы.
В соответствии с постановлением администрации Курской области от 29.05.2008 N 157, в целях финансового и организационного обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальных образованиях Курской области, выполнивших установленные Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, администрация Курской области постановлением от 07.06.2008 N 170 утвердила "Адресную программу Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 - 2010 годы" и рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований предусматривать финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и утвержденной Адресной программой Курской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год.
Во исполнение данного постановления администрацией города Курска было принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и Порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома".
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования "Город Курск" на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Данные субсидии, согласно указанному постановлению, носят целевой характер и могут быть использованы только на: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Получатели субсидий не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на цели, не предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка (пункт 14 постановления).
Пунктом 9 постановления установлено, что перечисление субсидии из бюджета города Курска осуществляется на основании заключенного соглашения. Комитет ЖКХ в порядке, установленном для исполнения бюджета муниципального образования "Город Курск", в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, перечисляет средства на отдельный банковский счет в кредитной организации получателям субсидий.
Контроль за расходованием получателями вышеуказанных субсидий осуществляется комитетом ЖКХ города Курска (пункт 20 постановления) на основе сбора и анализа отчетности о ходе выполнения капитального ремонта многоквартирного дома, предоставляемой получателем субсидий распорядителю субсидий, а именно, отчет о ходе реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске (оперативная еженедельная информация, квартальный отчет, годовой отчет) и отчет о расходовании средств Фонда и средств бюджета муниципального образования "Город Курск" на реализацию региональной адресной программы (до 2-го числа месяца, следующего за отчетным) (пункт 16 постановления).
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом N 185-ФЗ от 21.07.2007 порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Правовую основу выделения субсидий в рассматриваемом случае составляют статьи 156, 158, 159 Жилищного кодекса, устанавливающие принципы формирования платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме, включающей в себя, в том числе, плату за капитальный ремонт многоквартирного дома, и ограничивающие ее размер максимально допустимой долей расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, статья 20 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007, определяющая размер участия собственников жилых помещениях в многоквартирных домах в капитальном ремонте дома как 5% общей стоимости ремонта, а также подзаконные акты уполномоченных органов управления и местного самоуправления Курской области и г. Курска, определяющие порядок участия в софинансировании капитального ремонта многоквартирных жилых домов, порядок включения жилых домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, порядок предоставления субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Таким образом, суд области пришел к правильному выводу о том, что в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
В то же время, следует учитывать, что применительно к формированию налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги) по регулируемым ценам, своей налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость по правилам статьи 154 Налогового кодекса и к использованию налоговых вычетов по правилам статей 171, 172 Налогового кодекса, источник поступления денежных средств для компенсации расходов (убытков) налогоплательщика, связанных с реализаций таких товаров (работ, услуг), не имеет правового значения.
Налоговым кодексом не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Следовательно, вывод налогового органа об отсутствии у общества "Управляющая компания города Курска" права на предъявление в 3 квартале 2008 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду его несостоятельности.
Также апелляционной коллегией отклоняется и утверждение налогового органа о том, что работы по капитальному ремонту жилых домов, оплаченные за счет средств, выделяемых из бюджета, не были реализованы обществом "Управляющая компания города Курска" собственникам помещений в жилых домах, так как последние не производили их оплату. Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, свидетельствует об отсутствии у общества объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а, следовательно, и об отсутствии у него права на налоговый вычет.
Статьей 39 Налогового кодекса (пункт 1) реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В материалах дела имеются акты о приемке выполненных работ по капитальному ремонту жилых домов N 2/11 по ул. Хуторской, N 1 по ул. 2-я Новоселовка, N 6 по ул. Чехова, N 85/14 по ул. Заводской, N 29 по ул. Серегина, N 7 по ул. Аэродромной г. Курска, подписанные представителями заказчика - общества "Управляющая компания г. Курска", подрядчика - общества "КурскРемСтрой" и представителями собственников жилья, что свидетельствует о передаче выполненных работ собственникам жилья, а, соответственно, и об их реализации.
Утверждение налогового органа об отсутствии в рассматриваемом случае реализации не основано на нормах налогового законодательства и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали основания для выделения из общей суммы налога, уплаченной обществом своим контрагентам в цене приобретенных товаров (работ, услуг) в 3 квартале 2008 года, суммы налога, приходящегося на работы по капитальному ремонту, которые оплачены за счет денежных средств собственников квартир и за счет денежных средств, поступивших из бюджета, и для признания в указанной связи неправомерно предъявленным налогоплательщиком к вычету налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. по тому основанию, что данный вычет приходится на операции, не являющиеся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Оценивая довод инспекции о соблюдении ею процедуры принятия оспариваемого решения об отказе в привлечении общества "Управляющая компания города Курска" к ответственности, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании пункта 5 статьи 88 Налогового кодекса в случае, если лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, после рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика, установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то оно обязано составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса.
Аналогичная норма содержится в статье 100 Налогового кодекса. Согласно пунктам 1 и 2 данной статьи, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
При этом в акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений (подпункты 12, 13 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса).
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 4 статьи 100 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 1.8 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-2-06/892@, содержание описательной части акта налоговой проверки должно отвечать принципу объективности и обоснованности, отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия); по каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения, квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Кодекса, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом; акт не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.
Акт налоговой проверки также должен отвечать принципу полноты и комплексности отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах; каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне; изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.
Пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса предусмотрено, что акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
В силу пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право в течение 15 дней со дня получения акта представить возражения по существу правонарушения.
Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса установлено, что по истечении срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение.
Пунктами 5, 6 и 7 статьи 101 Налогового кодекса установлены полномочия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, согласно которым в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки он должен установить: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; выявить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы N ММ-3-06/338@ от 31.05.2007, утвердившим формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, обстоятельства нарушений законодательства о налогах и сборах так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Таким образом, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса и принято решение по нему в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса.
При этом решение о привлечении к налоговой ответственности, как и решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, должны быть основаны на фактических обстоятельствах, выявленных налоговым органом при проведении проверки и зафиксированных соответствующим актом проверки. В том числе, к таким обстоятельствам относится определение фактической налоговой обязанности налогоплательщика и установление наличия недоимки по налогам.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, в акте камеральной налоговой проверки N 18387 от 29.07.2011 и в оспариваемом решении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 2621 от 14.10.2011 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом сделан вывод о неправомерности предъявления обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе стоимости оплаты за работы по капитальному ремонту за счет средств полученных из бюджета, и указана сумма необоснованно заявленных вычетов в размере 189 000 руб.
При этом ни акт камеральной проверки, ни решение не содержат ссылок на первичные бухгалтерские документы, на основании которых налоговым органом сделан такой вывод: в них не указаны контрагенты общества и счета-фактуры, по которым, по мнению инспекции, были неправомерно заявлены налоговые вычеты.
В своих письменных пояснениях, представленных в суд первой инстанции, инспекция сообщила, что по итогам проверки обществу "Управляющая компания города Курска" было отказано в предоставлении налоговых вычетов в сумме 189 000 руб. по четырем счетам-фактурам, выставленным обществом "КурскРемСтрой": N 196 от 10.09.2008 на сумму 236 197,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 36 030,15 руб.; N 212 от 25.09.2008 на сумму 288 479,36 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 44 005,33 руб.; N 213 от 25.09.2008 на сумму 212 281,41 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 32 381,91 руб.; N 220 от 30.09.2008 на сумму 505 947,24 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 77 178,39 руб.
Однако, как установлено судом области, сумма налога на добавленную стоимость, заявленная к вычету по указанным счетам-фактурам, составляет 189 595,78 руб., а не 189 000 руб.
Кроме того, из книги покупок налогоплательщика усматривается, что в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года обществом "Управляющая компания города Курска", в связи с произведенными обществом "КурскРемСтрой" работами по капитальному ремонту, был заявлен к вычету налогу на добавленную стоимость не в сумме 189 000 руб., а в сумме 343 023,52 руб. по шести счетам-фактурам: N 196 от 10.09.2008 на сумму 236 197,65 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 36 030,15 руб.; N 212 от 25.09.2008 на сумму 288 479,36 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 44 005,33 руб.; N 213 от 25.09.2008 на сумму 212 281,41 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 32 381,91 руб.; N 220 от 30.09.2008 на сумму 505 947,24 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 77 178,39 руб.; N 215 от 30.09.2008 на сумму 677 165,83 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 103 296,48 руб.; N 219 от 30.09.2008 на сумму 328 638,27 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 50 131,26 руб.
В связи с изложенным, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, изложенные в акте камеральной проверки N 18387 от 29.07.2011 и в решении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 2621 от 14.10.2011 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", надлежащим образом документально не подтверждены; налогоплательщик не имел возможности установить, какие конкретно факты были квалифицированы в качестве налоговых правонарушений, и не мог проверить правильность определения суммы необоснованно заявленных вычетов, указанных в оспариваемом решении, и, в связи с этим, установить действительные обязательства его, как налогоплательщика перед бюджетом, выявить и устранить возможные ошибки в исчислении им налоговой базы.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия считает обоснованным решение суда области, которым решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 2621 от 14.10.2011 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" было признано недействительным.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 по делу N А35-147/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)