Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Масленникова Л.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Рогачева И.А.
судей Нюхтилиной А.В. и Пучинина Д.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2012 года апелляционную жалобу С.А. и С.Г. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2012 года по делу N 2-49/12 по иску С.А. и С.Г. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" об обязании выполнить корректировку платы за отопление, о возврате излишне внесенной суммы и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения истца С.А., представляющего также интересы С.Г., и представителя истцов адвоката Семеновой Т.Н., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
Решением Смольнинского районного суда от 10.01.2012 г. по настоящему делу отказано в удовлетворении требований С.А. и С.Г., являющихся участниками общей долевой собственности (по 1/3 доли каждый) на квартиру <адрес>, об обязании ООО "ЖКС N 3 Центрального района", осуществляющего управление многоквартирным домом, произвести корректировку платы за отопление за 2008, 2009 и 2010 гг., о возмещении переплаты в сумме 9.529 руб. путем ее зачета в оплату коммунальных услуг в 2011 году и о компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального и процессуального права.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика, а также третьего лица - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", извещенных о времени и месте судебного заседания, о причине неявки не сообщивших.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, которое по существу является правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, в котором проживают истцы, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальные приборы учета в квартире истцов также отсутствуют. Указанные обстоятельства не оспариваются истцами.
Обратившись в суд, истцы претендовали на корректировку платы за отопление в спорном периоде исходя из реальных климатических условий в прошедших отопительных сезонах по данным ГУ "Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (л.д. 19 - 20).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
- В соответствии с используемыми в Правилах определениями (п. 3) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- Ранее действовавшая редакция указанного подпункта предусматривала обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Приложением N 2 к Правилам определен порядок расчета платы за коммунальные услуги.
В подпункте 1 пункта 1 этого приложения содержится порядок расчета при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, формула которого предполагает, что расчет производится исходя следующих показателей:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Подпунктом 2 того же пункта (в ранее действовавшей редакции, утратившей силу с 09.06.2011 г.), была предусмотрена корректировка размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год по формуле, предполагающей учет следующих показателей:
- - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
- - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.);
- Таким образом, подлежавшая применению ранее формула расчета корректировки платы за отопление, предусмотренная данным пунктом, также не предполагала возможности учета в какой-либо форме фактического потребления тепловой энергии: ни по показаниям приборов учета (которые в этом случае полностью отсутствуют), ни в зависимости от условий, при котором происходит потребление, в том числе фактической температуры атмосферного воздуха.
В свою очередь, предусмотренная подпунктом "б" пункта 21 Правил обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам распространяется, по смыслу этого пункта, на случаи, когда многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, но отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы.
Следовательно, к отношениям сторон данная норма неприменима.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанные правила, по их смыслу, адресованы уполномоченным органам, т.е. органам местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил), которые в силу пункта 4 Правил утверждают нормативы потребления коммунальных услуг.
Этими правилами не предусмотрено какого-либо механизма корректировки нормативов потребления в зависимости от фактических климатических условий в отопительном сезоне, напротив, согласно п. 16 Правил, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 18 Правил решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.09 г. N 196-р "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Санкт-Петербурга", установлены нормативы потребления тепловой энергии для различных классификационных групп многоквартирных жилых домов, в том числе дореволюционной постройки (дом, в котором проживают истцы, постройки 1865 года - л.д. 8).
Ранее нормативы потребления тепловой энергии на услуги по отоплению и горячему водоснабжению были утверждены распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р "Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения", в соответствии с которым для отдельных квартир (безотносительно к категориям жилых домов) такой норматив составлял 0,0167 Гкал на 1 кв. м общей площади.
Указанные акты не признаны недействующими и подлежат применению при определении размера платы за коммунальные услуги, в том числе в правоотношениях сторон настоящего спора.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования истцов основаны на неправильном понимании положений действующего законодательства, которые не предусматривают обязанности исполнителя (управляющей организации) при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомовых и индивидуальных приборов учета и при сохранении действия утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг осуществлять какую-либо корректировку платы за отопление на основе данных о реальных климатических условиях в отопительном сезоне.
Несмотря на отсутствие соответствующего вывода в решении суда первой инстанции, основанном на представленных ответчиком сведениях об оплате тепловой энергии, произведенной им в рамках договора с ОАО "ГТК N 1", которым возможность корректировки размера оплаты не предусмотрена, по существу решение является правильным, и оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. и С.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.03.2012 N 33-3570/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2012 г. N 33-3570/2012
Судья: Масленникова Л.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Рогачева И.А.
судей Нюхтилиной А.В. и Пучинина Д.А.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2012 года апелляционную жалобу С.А. и С.Г. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2012 года по делу N 2-49/12 по иску С.А. и С.Г. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" об обязании выполнить корректировку платы за отопление, о возврате излишне внесенной суммы и о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения истца С.А., представляющего также интересы С.Г., и представителя истцов адвоката Семеновой Т.Н., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
Решением Смольнинского районного суда от 10.01.2012 г. по настоящему делу отказано в удовлетворении требований С.А. и С.Г., являющихся участниками общей долевой собственности (по 1/3 доли каждый) на квартиру <адрес>, об обязании ООО "ЖКС N 3 Центрального района", осуществляющего управление многоквартирным домом, произвести корректировку платы за отопление за 2008, 2009 и 2010 гг., о возмещении переплаты в сумме 9.529 руб. путем ее зачета в оплату коммунальных услуг в 2011 году и о компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального и процессуального права.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика, а также третьего лица - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", извещенных о времени и месте судебного заседания, о причине неявки не сообщивших.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения, которое по существу является правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, в котором проживают истцы, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальные приборы учета в квартире истцов также отсутствуют. Указанные обстоятельства не оспариваются истцами.
Обратившись в суд, истцы претендовали на корректировку платы за отопление в спорном периоде исходя из реальных климатических условий в прошедших отопительных сезонах по данным ГУ "Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (л.д. 19 - 20).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
- В соответствии с используемыми в Правилах определениями (п. 3) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- Ранее действовавшая редакция указанного подпункта предусматривала обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Приложением N 2 к Правилам определен порядок расчета платы за коммунальные услуги.
В подпункте 1 пункта 1 этого приложения содержится порядок расчета при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, формула которого предполагает, что расчет производится исходя следующих показателей:
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Подпунктом 2 того же пункта (в ранее действовавшей редакции, утратившей силу с 09.06.2011 г.), была предусмотрена корректировка размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год по формуле, предполагающей учет следующих показателей:
- - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
- - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
- - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.);
- Таким образом, подлежавшая применению ранее формула расчета корректировки платы за отопление, предусмотренная данным пунктом, также не предполагала возможности учета в какой-либо форме фактического потребления тепловой энергии: ни по показаниям приборов учета (которые в этом случае полностью отсутствуют), ни в зависимости от условий, при котором происходит потребление, в том числе фактической температуры атмосферного воздуха.
В свою очередь, предусмотренная подпунктом "б" пункта 21 Правил обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам распространяется, по смыслу этого пункта, на случаи, когда многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, но отсутствуют индивидуальные и общие (квартирные) приборы.
Следовательно, к отношениям сторон данная норма неприменима.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанные правила, по их смыслу, адресованы уполномоченным органам, т.е. органам местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил), которые в силу пункта 4 Правил утверждают нормативы потребления коммунальных услуг.
Этими правилами не предусмотрено какого-либо механизма корректировки нормативов потребления в зависимости от фактических климатических условий в отопительном сезоне, напротив, согласно п. 16 Правил, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно п. 18 Правил решение уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.12.09 г. N 196-р "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Санкт-Петербурга", установлены нормативы потребления тепловой энергии для различных классификационных групп многоквартирных жилых домов, в том числе дореволюционной постройки (дом, в котором проживают истцы, постройки 1865 года - л.д. 8).
Ранее нормативы потребления тепловой энергии на услуги по отоплению и горячему водоснабжению были утверждены распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р "Об изменении нормативов потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения", в соответствии с которым для отдельных квартир (безотносительно к категориям жилых домов) такой норматив составлял 0,0167 Гкал на 1 кв. м общей площади.
Указанные акты не признаны недействующими и подлежат применению при определении размера платы за коммунальные услуги, в том числе в правоотношениях сторон настоящего спора.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что требования истцов основаны на неправильном понимании положений действующего законодательства, которые не предусматривают обязанности исполнителя (управляющей организации) при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомовых и индивидуальных приборов учета и при сохранении действия утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг осуществлять какую-либо корректировку платы за отопление на основе данных о реальных климатических условиях в отопительном сезоне.
Несмотря на отсутствие соответствующего вывода в решении суда первой инстанции, основанном на представленных ответчиком сведениях об оплате тепловой энергии, произведенной им в рамках договора с ОАО "ГТК N 1", которым возможность корректировки размера оплаты не предусмотрена, по существу решение является правильным, и оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 января 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.А. и С.Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)