Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство"
на решение от 03.09.2101
по делу N А04-4717/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство"
к Государственной жилищной инспекцией Амурской области
о признании решения и действий незаконными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании решения и действий Государственной жилищной инспекцией по устранению нарушений требований пункта 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 незаконными.
В судебное заседание суда первой инстанции общество представило уточнения заявленных требований и просило суд признать предписание N 11/7 от 30.05.2012, выданное представителем Государственной жилищной инспекцией незаконным. Уточненные требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ приняты судом к рассмотрению.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что у него отсутствует обязанность по содержанию контейнерной площадки, ее очистке от несанкционированных свалок мусора, надлежащему размещению мусорных контейнеров, поскольку выполнение вышеуказанных работ не предусмотрено заключенным договором с собственниками помещений.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Спецавтохозяйство" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) от 19.12.2010.
Согласно пп. 1.1 п. 1 указанного договора Исполнитель, то есть ООО "Спецавтохозяйство", обязуется оказывать Потребителю услуги по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и содержание контейнерной площадки, а Потребитель обязан оплатить оказанные услуги в порядке и в срок, указанные в договоре.
11.05.2012 в Прокуратуру г. Благовещенска обратилась гр. Филонова Н.В., проживающая по ул. Политехническая, д. 53 с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования к ООО "Спецавтохозяйство" за несоблюдение возложенной на общество обязанности по содержанию контейнерной площадки.
Прокуратурой г. Благовещенска в соответствии с п. 3.5 приказа Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации" данное обращение было направлено сопроводительным письмом N 1497-ж/12 от 12.05.2012 руководителю Государственной жилищной инспекции для рассмотрения по существу.
30.05.2012 государственным жилищным инспектором в присутствии представителя ООО "Спецавтохозяйство" А.А.Москаленко, на основании распоряжения начальника государственной жилищной инспекции Администрации Амурской области от 23.05.2012 N 195, было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю, в результате которого был составлен акт N 11/7 от 30.05.2012. В результате проведения мероприятий по контролю было выявлено следующее нарушение: не соответствует п. 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитента РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
По результатам проведения внепланового мероприятия по контролю ООО "Спецавтохозяйство" было выдано предписание N 11/7 от 30.05.2012 в срок до 01.07.2012 восстановить площадку сборников для твердых отходов в соответствии п. 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитента РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Общество, посчитав предписание N 11/7 от 30.05.2012 незаконным, оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации. Главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации в своей деятельности руководствуются, наряду с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 6 Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
Постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 года N 455 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области, пунктом 3.2.2 которого к числу полномочий инспекции отнесено полномочие давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений, а также управляющим организациям и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений договорных обязательств.
В связи чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии полномочий для вынесения Государственной жилищной инспекцией Амурской области оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В нарушение статьи 65 АПК РФ лицами, участвующими в деле не представлено доказательств наличия договора с управляющей организацией на обслуживание общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в качестве способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по ул. Политехническая, д. 53 было выбрано непосредственное управление.
Согласно пункту 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (подпункт "а", "б" пункта 16); содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Спецавтохозяйство" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) от 19.12.2010.
Согласно пп. 1.1 п. 1 указанного договора ООО "Спецавтохозяйство", обязуется оказывать Потребителю услуги по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и содержание контейнерной площадки, а Потребитель обязан оплатить оказанные услуги в порядке и в срок, указанные в договоре.
Судом первой инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что площадка сборников для твердых отходов, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 не соответствует требованиям упомянутых выше правил и норм.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования закона по содержанию территорий населенных мест предусмотрены СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с пунктами 1.8, 2.1.3, 2.2.1 и 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы; на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями; при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения; удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Пунктами 8.2.4 и 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно; для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила предусмотрена пунктом 3 статьи 39 Закона.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, следовательно, довод общества о том, что у общества отсутствует обязанность по содержанию контейнерной площадки, ее очистке от несанкционированных свалок мусора, надлежащему размещению мусорных контейнеров, поскольку такие работы не предусмотрены договором с собственниками помещений, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Все выполняемые работы и услуги, оказываемые ООО "Спецавтохозяйство" должны осуществляться в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и эксплуатации дома и должны осуществляться независимо от того, предусмотрены ли в договоре соответствующие конкретные действия.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде, включающая содержание контейнерной площадки, ее очистка от несанкционированных свалок мусора, надлежащее размещение мусорных контейнеров в целях соответствия оказываемых услуг санитарным правилам возлагается на ООО "Спецавтохозяйство".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии действующему законодательству оспариваемого предписания и отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказал ООО "Спецавтохозяйство в удовлетворении заявленных требований.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, с ООО "Спецавтохозяйство" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.09.2012 по делу N А04-4717/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2012 N 06АП-5160/2012 ПО ДЕЛУ N А04-4717/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2012 г. N 06АП-5160/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство": представитель не явился;
- от Государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство"
на решение от 03.09.2101
по делу N А04-4717/2012
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лодяной Л.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство"
к Государственной жилищной инспекцией Амурской области
о признании решения и действий незаконными
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - ООО "Спецавтохозяйство", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании решения и действий Государственной жилищной инспекцией по устранению нарушений требований пункта 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 незаконными.
В судебное заседание суда первой инстанции общество представило уточнения заявленных требований и просило суд признать предписание N 11/7 от 30.05.2012, выданное представителем Государственной жилищной инспекцией незаконным. Уточненные требования в соответствии со статьей 49 АПК РФ приняты судом к рассмотрению.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы общество ссылается на то, что у него отсутствует обязанность по содержанию контейнерной площадки, ее очистке от несанкционированных свалок мусора, надлежащему размещению мусорных контейнеров, поскольку выполнение вышеуказанных работ не предусмотрено заключенным договором с собственниками помещений.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ООО "Спецавтохозяйство" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) от 19.12.2010.
Согласно пп. 1.1 п. 1 указанного договора Исполнитель, то есть ООО "Спецавтохозяйство", обязуется оказывать Потребителю услуги по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и содержание контейнерной площадки, а Потребитель обязан оплатить оказанные услуги в порядке и в срок, указанные в договоре.
11.05.2012 в Прокуратуру г. Благовещенска обратилась гр. Филонова Н.В., проживающая по ул. Политехническая, д. 53 с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования к ООО "Спецавтохозяйство" за несоблюдение возложенной на общество обязанности по содержанию контейнерной площадки.
Прокуратурой г. Благовещенска в соответствии с п. 3.5 приказа Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации" данное обращение было направлено сопроводительным письмом N 1497-ж/12 от 12.05.2012 руководителю Государственной жилищной инспекции для рассмотрения по существу.
30.05.2012 государственным жилищным инспектором в присутствии представителя ООО "Спецавтохозяйство" А.А.Москаленко, на основании распоряжения начальника государственной жилищной инспекции Администрации Амурской области от 23.05.2012 N 195, было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю, в результате которого был составлен акт N 11/7 от 30.05.2012. В результате проведения мероприятий по контролю было выявлено следующее нарушение: не соответствует п. 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитента РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
По результатам проведения внепланового мероприятия по контролю ООО "Спецавтохозяйство" было выдано предписание N 11/7 от 30.05.2012 в срок до 01.07.2012 восстановить площадку сборников для твердых отходов в соответствии п. 3.7 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Государственного комитента РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Общество, посчитав предписание N 11/7 от 30.05.2012 незаконным, оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации. Главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации в своей деятельности руководствуются, наряду с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 6 Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
Постановлением губернатора Амурской области от 3 августа 2007 года N 455 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области, пунктом 3.2.2 которого к числу полномочий инспекции отнесено полномочие давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений, а также управляющим организациям и лицам, оказывающим услуги и выполняющим работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений договорных обязательств.
В связи чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии полномочий для вынесения Государственной жилищной инспекцией Амурской области оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В нарушение статьи 65 АПК РФ лицами, участвующими в деле не представлено доказательств наличия договора с управляющей организацией на обслуживание общего имущества собственников многоквартирного дома, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в качестве способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по ул. Политехническая, д. 53 было выбрано непосредственное управление.
Согласно пункту 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (подпункт "а", "б" пункта 16); содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11).
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Судом первой инстанции установлено, что между ООО "Спецавтохозяйство" и собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 заключен договор оказания услуг по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) от 19.12.2010.
Согласно пп. 1.1 п. 1 указанного договора ООО "Спецавтохозяйство", обязуется оказывать Потребителю услуги по сбору и вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и содержание контейнерной площадки, а Потребитель обязан оплатить оказанные услуги в порядке и в срок, указанные в договоре.
Судом первой инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что площадка сборников для твердых отходов, расположенная по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, д. 53 не соответствует требованиям упомянутых выше правил и норм.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования закона по содержанию территорий населенных мест предусмотрены СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В соответствии с пунктами 1.8, 2.1.3, 2.2.1 и 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы; на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями; при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения; удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Пунктами 8.2.4 и 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно; для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать санитарные правила предусмотрена пунктом 3 статьи 39 Закона.
Таким образом, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, следовательно, довод общества о том, что у общества отсутствует обязанность по содержанию контейнерной площадки, ее очистке от несанкционированных свалок мусора, надлежащему размещению мусорных контейнеров, поскольку такие работы не предусмотрены договором с собственниками помещений, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Все выполняемые работы и услуги, оказываемые ООО "Спецавтохозяйство" должны осуществляться в соответствии с нормативными требованиями к содержанию и эксплуатации дома и должны осуществляться независимо от того, предусмотрены ли в договоре соответствующие конкретные действия.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов в жилищном фонде, включающая содержание контейнерной площадки, ее очистка от несанкционированных свалок мусора, надлежащее размещение мусорных контейнеров в целях соответствия оказываемых услуг санитарным правилам возлагается на ООО "Спецавтохозяйство".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии действующему законодательству оспариваемого предписания и отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказал ООО "Спецавтохозяйство в удовлетворении заявленных требований.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Поскольку в удовлетворении жалобы отказано, с ООО "Спецавтохозяйство" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.09.2012 по делу N А04-4717/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)