Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2009 ПО ДЕЛУ N А14-2681-2009/56/33

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу N А14-2681-2009/56/33


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Матвеевой Г.А.
при участии:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района": Протопоповой А.С., ведущего юрисконсульта договорно-правового отдела по доверенности N 14 от 16.02.2009;
- от Управления Роспотребнадзора по Воронежской области: Кузнецовой С.А., главного специалиста отдела коммунальной гигиены по доверенности от 03.04.2009;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2009 по делу N А14-2681-2009/56/33 (судья Данилов Г.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" к Управлению Роспотребнадзора по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 144 от 20.01.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 144 от 20.01.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ.
Решением от 27.03.2009 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Полагая, что не полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
При этом, общество ссылается на то, что согласно Письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 N 26084-СК/14 управляющие компании отвечают в рамках заключенных договоров на управление многоквартирным домом.
Отсутствие в содержащемся в договоре перечне услуг и работ невыполненных услуг и работ свидетельствует об отсутствии обязанности выполнять не заказанные и не оплаченные услуги и работы, что свидетельствует об отсутствии в действиях управляющей или подрядной организации состава административного правонарушения независимо от наличия в договоре обязанности выполнять другие услуги и работы.
Для включения в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия таких решений общего собрания собственников помещений, управляющая компания не вправе выполнять указанные услуги и работы и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг.
Общество также указывает, что судом также не было принято во внимание, что санитарно-эпидемиологические и экологические нормы управляющей организацией соблюдаются посредством проведения дератизации, очистки и обработки мусоросборников надлежащим образом, в подтверждение чего предоставлен договор с ООО "Чистый дом". Контейнеры расположенные на контейнерных площадках являются собственность МКП "ПООО" и согласно договора заключенного с данной организацией количество контейнеров устанавливается исходя из количества проживающих граждан. Вывоз бытовых отходов также производится МКП "ПООО" согласно накопления в данных контейнерах.
Контейнеры расположены на расстоянии 14 метров от места отдыха в связи с тем, что иное расположение не возможно. Согласно СанПиН 42-128-4690-88, в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов эти расстояния могут быть сокращены.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
29.12.2008 сотрудником Роспотребнадзора по Воронежской области проведена внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением ОАО "Управляющая компания Советского района" требований экологического законодательства.
В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения:
- бытовые отходы из мусоропроводов жилых домов NN 2, 6 по ул. Краснозвездной сбрасываются непосредственно на пол мусороприемной камеры, ввиду отсутствия контейнеров;
- контейнерная площадка, установленная на придомовой территории жилого дома N 6 по ул. Краснозвездной, расположена в 14 метрах от места отдыха, оборудованного для жителей дома;
- на данной площадке размещено 7 контейнеров, 4 из которых не имеют ограждения;
- мусоросборники установлены без учета численности населения, проживающего в доме N 6 по ул. Краснозвездной, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов;
- на придомовой территории многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Краснозвездной не выделены специальные площадки для размещения мусороконтейнеров.
11.01.2009 управлением по данному факту выявленных нарушений в отношении Общества составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 144 от 20.01.2009 ОАО "УК Советского района" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 050 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его таковым и отмене, заявив одновременно ходатайство о восстановлении срока на его обжалование.
Рассматривая указанное заявление о восстановлении пропущенного срока на обжалование, суд первой инстанции исходил из того, что общество обратилось в суд с пропуском десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, при наличии уважительных причин пропуска срока для такого обращения.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 207 КоАП РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (ч. 2 ст. 208 указанного кодекса).
Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрен перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок. Поэтому оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда, рассматривающего заявление о восстановлении пропущенного срока.
На основании ч. 4 ст. 113 АПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которым определено начало процессуального срока и в силу п. 2 ст. 114 истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое постановление N 144 было вынесено Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области 20.01.2009 и получено ОАО "Управляющая компания Советского района" 27.01.2009.
Вместе с тем, заявление об оспаривании данного постановления направлено для рассмотрения в Советский районный суд г. Воронежа и сопроводительным письмом N 417 от 10.03.2009 было возвращено без рассмотрения.
Заявление об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Воронежской области было подано в Арбитражный суд Воронежской области 13.03.2009 (согласно штампа суда на заявлении) то есть с пропуском установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ десятидневного срока на обжалование.
Суд, рассмотрев вышеназванную причину, правомерно признал ее уважительной для отсутствия возможности подачи заявления, рассматриваемого в рамках данного спора, в установленный срок, и удовлетворил заявленное ходатайство.
Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности факта совершенного ОАО "УК Советского района" правонарушения, вины в его совершении, и отсутствия в действиях Управления Роспотребнадзора нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 (с изменениями), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с требованиями статьи 11 указанного Закона и статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999).
В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом "д" пункта 11 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п. "д" п. 11 Правил).
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, нарушившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Основным признаком субъективной стороны административного правонарушения является вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.
Управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из статьи 2 имеющегося в материалах дела Устава открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" основной целью деятельности Общества является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также, предоставление жилищных и коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов.
Пунктом 2 Договора управления многоквартирным домом от 11.12.2008, заключаемого между ОАО "Управляющая компания Советского района" и собственником помещения закреплен перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в который входят: обеспечение функционирования всех инженерных систем и оборудования (лифтов, вентиляционных каналов, систем отопления, водоснабжения, систем дымоудаления, мусоропровода, внутридомовых электрических сетей, в том числе сетей питающих электроприемники квартир до входных зажимов квартирных электросчетчиков).
Техническое обслуживание дома включает в себя, в том числе санитарное содержание лестничных клеток, мусоропроводов и придомовых территорий (пункт 2.2.3 договора от 11.12.2008 г.).
Обязанность по надлежащему текущему содержанию контейнеров, контейнерной площадки, мусоросборных камер в соответствии с требованиями санитарных норм и правил непосредственно лицами, в ведении которых находятся места временного хранения отходов, установлена и в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-11.
Таким образом, именно общество в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ОАО "УК Советского района" требований изложенных выше норм экологического законодательства, а следовательно совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается представленными материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у управления многоквартирным домом имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Привлекая ОАО "Управляющая компания Советского района" к административной ответственности Управление Роспотребнадзора по Воронежской области действовало в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не допустила процессуальных нарушений.
Вместе с тем, апелляционная коллегия не соглашается с выводом Управления и суда первой инстанции о доказанности факта нарушения требований экологического законодательства, выразившегося в сбросе бытовых отходов из мусоропроводов жилых домов NN 2, 6 по ул. Краснозвездной непосредственно на пол мусороприемной камеры, ввиду отсутствия контейнеров, исходя из того, что Протоколами N 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Воронеж, ул. Краснозвездная, д. 6 от 18.09.2008 (л.д. 12) и ул. Краснозвездная, д. 2 от 12.09.2008 (л.д. 13) собственники помещений проголосовали против приобретения контейнеров в мусороприемные камеры.
Из этого следует, что по данному эпизоду в действиях Общества отсутствует такой элемент состава вменяемого правонарушения как вина, в результате чего привлечение его за несоблюдение экологического законодательства в этой части является незаконным.
Однако, учитывая, что указанный неправомерный вывод суда не привел к принятию неправосудного решения, а также то, что в действиях ОАО "Управляющая компания Советского района" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Воронежской области N 144 от 20.01.2009 у суда не имеется.
Довод апелляционной жалобы о расположении контейнеров на расстоянии 14 метров от места отдыха в связи с тем, что иное расположение невозможно и согласно СанПиН 42-128-4690-88 в исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов эти расстояния могут быть сокращены, отклоняется апелляционной коллегией, исходя из следующего.
В п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 указано, что в исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Каких-либо актов об установлении контейнеров на расстоянии 14 метров от места отдыха, в связи с тем, что иное расположение невозможно, ОАО "Управляющая компания Советского района" суду не представило.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, общество на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представило.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2009 по делу N А14-2681-2009/56/33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ

Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
Н.Д.МИРОНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)