Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2009 ПО ДЕЛУ N А41-25818/08

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу N А41-25818/08


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2009 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чалбышевой И.В.,
судей Александрова Д.Д., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя): Кривошапкин Ю.Г., протокол N 1 от 16.10.2008;
- от ответчика: не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального сообщества жителей дома N 15 по улице Молодежная поселка Белозерский Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2009 года по делу N А41-25818/08, принятое судьей Красниковой В.А., по иску (заявлению) Территориального сообщества жителей дома N 15 по улице Молодежной поселка Белоозерский Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области об оспаривании ненормативного акта,
установил:

Территориальное сообщество жителей дома N 15 по улице Молодежная поселка Белозерский Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области (далее - ТСЖ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.09.2008 N 9633/4202 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, и удовлетворить заявленные требования. Так, заявитель указал, что ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ, и, следовательно, в рассматриваемом случае не является плательщиком НДС.
Налоговый орган направил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить в силе обжалуемое судебное решение, а также рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке, в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В заседании апелляционного суда представитель ТСЖ поддержал жалобу, просил отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и заслушав представителя заявителя, апелляционный суд нашел жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 12.04.2008 заявителем в налоговый орган была представлена налоговая декларация по НДС за 3-й квартал 2006 года, в которой НДС, исчисленный к уплате составил 2 110 рублей.
По результатам проверки указанной декларации, инспекция вынесла оспариваемое решение от 03.09.2008 N 9633/4202, согласно которому привлекла заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ (за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации), в виде штрафа в размере 2 532 руб.
Санкцией за нарушение указанной нормы является взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Таким образом, для привлечения налогоплательщика к ответственности, в данном случае необходимо фактически установить его обязанность по уплате НДС и представлению соответствующих деклараций.
Суд первой инстанции со ссылкой на ст. ст. 146, 149, 173, 174 НК РФ счел, что заявитель является плательщиком НДС и обязан своевременно подавать соответствующие декларации с указанием в них сумм налога, подлежащего уплате. В связи с чем, отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции, и полагает, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.
Из материалов дела усматривается, что НДС в сумме 2 110 руб. предъявлен ТСЖ его контрагентами, оказывавшими услуги по обеспечению надлежащего технического содержания жилого дома, жильцы которого являются членами ТСЖ.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (в рассматриваемом случае - территориальное сообщество жителей дома) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании подп. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан - членов ТСЖ. Поэтому ТСЖ, заключая договоры на оказание соответствующих услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры с соответствующими специалистами выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах своих членов.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой сфере отношений налоговый статус заявителя как элемент его правового статуса произведен от правового (налогового) статуса граждан - членов ТСЖ.
Т.е. фактически ТСЖ лишь аккумулирует деньги своих членов (граждан) для перечисления их соответствующим поставщикам услуг.
Поскольку в силу ст. 143 НК РФ граждане не являются плательщиками НДС, то не является плательщиком данного налога по указанным операциям и ТСЖ, в связи с чем оно не должно представлять соответствующие налоговые декларации и исчислять сумму НДС по операциям, связанным с коммунальными услугами, содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, суммы, переданные заявителю в качестве членских взносов для выполнения уставных целей и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, обложению НДС не подлежат.
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов".
В данном случае упомянутая декларация по НДС фактически была подана ошибочно, ввиду недостаточной правовой осведомленности заявителя.
Несмотря на добровольную подачу декларации, налоговый орган не вправе был привлекать заявителя к налоговой ответственности в отсутствие законных оснований для применения соответствующих санкций.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с неправильным истолкованием закона.
Уплаченная заявителем государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в судах обеих инстанций подлежит возврату заявителю на основании ст. ст. 104, 110 АПК РФ и норм главы 25.3 НК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 267, 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2009 года по делу N А41-25818/08 отменить.
Признать недействительным ненормативный акт налогового органа - решение N 9633/4202 от 03 сентября 2008 года, принятое Инспекцией ФНС России по городу Воскресенску Московской области, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Выдать справку Территориальному сообществу жителей дома N 15 по улице Молодежной поселка Белоозерский Муниципального образования "Воскресенский район" Московской области, на возврат из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины, уплаченной по квитанции от 26 ноября 2008 года, по квитанции от 27 апреля 2009 года.
Председательствующий
И.В.ЧАЛБЫШЕВА

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
В.Г.ГАГАРИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)