Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2012 ПО ДЕЛУ N А75-7183/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2012 г. по делу N А75-7183/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-851/2012) открытого акционерного общества "Управляющая компания N 2" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2011 по делу N А75-7183/2011 (судья Загоруйко Н.Б.)
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая компания N 2" (ОГРН 1098603000209, ИНН 8603032896)
к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
об оспаривании предписания N НВ-127-1 от 06.06.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Управляющая компания N 2" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

- установил:

Открытое акционерное общество "Управляющая компания N 2" (далее -Общество, ОАО "УК N 2") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба жилищного контроля) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об отмене предписания N НВ-127-1 от 06.06.2011 в части проведения перерасчета за период с 07.04.2011 по 01.06.2011 в соответствии с требованиями пункта 4, пункта 5 приложения Правил предоставления коммунальных услуг от 23.05.2006 N 307 по тарифу холодного водоснабжения и признать его незаконным (недействительным).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2011 по делу N А75-7183/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Обществом осуществлялась подача горячей воды ненадлежащего качества, ОАО "УК N 2" не представило доказательств своего нарушенного права, в связи с чем предписание является законным и обоснованным и подлежащим к исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что дом введен в эксплуатацию с закрытой системой горячего водоснабжения, подача воды осуществляется по однотрубной (тупиковой) схеме, без циркуляционного трубопровода по техподполью жилого дома. При существующей схеме централизованного теплоснабжения возможно понижение температуры горячего водоснабжения. Однако данный факт не означает, что коммунальная услуга по обеспечению многоквартирного дома горячей водой не осуществляется. То, что температура на концевом стояке ниже нормы объясняется только тем, что отсутствует циркуляция воды. Полагает, что вины ОАО "УК N 2" не имеется.
Замеры производились только на вводе в дом и на концевом стояке, а точкой разбора воды является кран в квартире потребителей, где замеры температуры воды не производились.
Податель жалобы не согласен с тем, что Служба жилищного контроля обязывает ОАО "УК N 2" произвести перерасчет по дому N 7Б по ул. Спортивная, а не по квартире потребителя.
В квартире N 37 установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения. Однако Правилами предоставления коммунальных услуг не определен порядок проведения перерасчета за предоставление услуг ненадлежащего качества при оборудовании помещений индивидуальными приборами учета.
Утверждает, что замена существующей схемы подачи воды является капитальным ремонтом, такое решение вправе принять только общее собрание собственников помещений, в то время как выступать инициатором по проведению и организации собраний собственников, управляющая компания не вправе.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В период с 30.05.2011 по 06.06.2011 Службой жилищного контроля и строительного надзора на основании приказа о проведении внеплановой проверки от 30.05.2011 N 127-НВ проведена проверка ОАО "УК N 2" с целью установления фактов, изложенных в обращении Завидовой С.В., проживающей по адресу: г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д. 7 "Б", кв. 37, о некачественном предоставлении коммунальных услуг в виде подачи горячей воды, т.к. температура не соответствует установленным нормативам, в ходе которой установлено нарушение требований пунктов 4 и 5 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 06.06.2011 N 127-НВ, в отношении Общества составлен протокол N 32 об административном правонарушении от 06.06.2011, Обществу выдано предписание N НВ-127-1 от 06.06.2011, которым ОАО "УК N 2" предписано:
1) выполнить перерасчет за оплату горячего водоснабжения за период с 07.04.2011 по 01.06.2011 в соответствии с требованиями пункта 4, пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, по тарифу холодного водоснабжения, по дому N 7 "Б" по ул. Спортивная, г. Нижневартовск, срок исполнения - не позднее 10.08.2011.
2) инициировать проведение общего собрания собственников помещений с вынесением вопроса на голосование о необходимости проведения реконструкции инженерных систем водоснабжения, срок исполнения - 10.08.2011.
Не согласившись с указанным предписанием Службы жилищного контроля и строительного надзора ОАО "Управляющая компания N 2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как было указано выше, заявленные требования ОАО "Управляющая компания N 2" были уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ, Общество просило отменить предписание N НВ-127-1 от 06.06.2011 в части проведения перерасчета за период с 07.04.2011 по 01.06.2011 в соответствии с требованиями пункта 4, пункта 5 приложения Правил предоставления коммунальных услуг от 23.05.2006 N 307 по тарифу холодного водоснабжения и признать его незаконным (недействительным).
12.12.2011 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2010 N 186 "О службе жилищного контроля и строительного надзора" (далее - Постановление N 186) служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В силу пункта 6.4.3 Постановления N 186 служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО осуществляет региональный государственный контроль за соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 1 Правил N 307, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 3 Правил N 307 установлено, что коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, взаимоотношения собственников жилых помещений и управляющей компанией, как исполнителя коммунальных услуг, в частности, по вопросам порядка определения размера платы за коммунальные услуги и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг охватывается понятием "порядок предоставления коммунальных услуг", в силу чего, относятся к компетенции службы жилищного контроля и строительного надзора ХМАО.
В силу Постановления N 186, служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО в пределах ее полномочий вправе осуществлять плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном законодательством и административными регламентами проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями законодательства, контроль за исполнением выданных предписаний, выдавать предписания на устранение выявленных нарушений в установленной сфере деятельности, требовать от лиц, допустивших нарушения в установленной сфере деятельности, устранения выявленных нарушений (пункты 6.14.2, 6.14.5, 6.15.4, 7.5).
Таким образом, внеплановая проверка, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего является обоснованным законодательством право на выдачу в данной сфере предписания и требование об устранении допущенных норм законодательства.
Соответствующим требованиям закона является и содержание выданного предписания.
Как было выше сказано, предписание Обществом обжалуется в части производства перерасчета платы за горячее водоснабжение за период с 07.04.2011 по 01.06.2011.
В силу пункта 3 Правил N 307, коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 6 Правил N 307 установлен состав коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которым понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение.
В соответствии с названным пунктом, пунктом 9 Правил от 23.05.2006 N 307 и пунктами 4, 5 приложения N 1 Правил потребителю должна быть обеспечена бесперебойная круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества в точке разбора.
Согласно пункту 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы), температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 307 при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов С оплата потребленной воды должна производиться по тарифу за холодную воду.
Как следует из материалов дела, 03.06.2011 проверяющими при замере горячей воды на вводе в дом N 7 "Б" по ул. Спортивная, г. Нижневартовск, температура ГВС составила 38 градусов С, в 05 часов 15 минут в концевом стояке 1 подъезда жилого дома 22 градуса С (без слива). Замер ГВС в квартире N 37 в 05 часов 19 минут в момент слива составлял 24 градуса С, в 05 часов 40 минут (при сливе 50 литров воды) температура воды составила 25 градусов С. При замере показаний температуры горячего водоснабжения в 10 часов 00 минут на вводе в дом температура ГВС составила 56,3 градуса С, на концевом стояке 1 подъезда жилого дома 41,2 градуса С. В 16 часов 00 минут на вводе в дом температура ГВС составила 55 градусов С, на концевом стояке 1 подъезда жилого дома 39,3 градуса С.
Ранее, по сообщению ОАО "УК N 2" согласно актам от 06.04.2011 и 07.04.2011 произведены замеры температуры ГВС в 05-00 минут и в 16-00 минут на вводе в жилой дом и в квартире собственника, выявлены нарушения требований Правил по бесперебойному обеспечению горячего водоснабжения (том 2 л.д. 15).
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки N 127-НВ, актах замера температуры от 03.06.2011, предписании N НВ-127-1 от 06.06.2011 и сторонами фактически не оспариваются.
По данному факту Службой жилищного контроля в лице начальника Нижневартовского отдела инспектирования вынесено постановление N Ж-32/НВ от 14.06.2011 о привлечении ОАО "УК N 2" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
ОАО "УК N 2" обратилось Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного контроля о признании незаконным и отмене постановления N Ж-32/НВ от 14.06.2011 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2011 по делу N А75-5104/2011 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2011 по делу N А75-5104/2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворении.
Управляющая компания в рамках дела N А75-5104/2011 и при рассмотрении настоящего дела ссылается на то, что ситуация с горячим водоснабжением сложилась в связи с тем, что в жилом доме N 7 "б" по ул. Спортивная проектом предусмотрена однотрубная (тупиковая) схема подачи горячего водоснабжения без циркуляционного трубопровода, поэтому в часы наименьшего водопотребления (ранние утренние часы и ночное время, днем) приходится сливать воду для достижения нормативной температуры.
Общество ссылается на тот факт, что для разрешения данного вопроса необходимо изменить систему подачи ГВС путем проведения ее реконструкции с созданием циркуляционных схем, что требует проведение капитального ремонта.
Однако считает, что предписание является незаконным, поскольку нет доказательств того, что температура была ниже 40 градусов С все 2 месяца во всех квартирах.
Указанный довод подателя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется как недоказанный.
Как следует из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана организовать проведение капитального ремонта, представлять интересы граждан в органах местного самоуправления.
Потому, именно общество должно и обязано принять меры по обеспечению качественного предоставления коммунальных услуг.
Обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными актами, сторонами не оспорены.
Кроме того, Общество само подтверждает, то что температура горячей воды держится намного ниже установленной нормы.
Из акта проверки N 127-НВ следует, что ранее, по сообщению ОАО "УК N 2" согласно актам от 06.04.2011 и 07.04.2011 произведены замеры температуры ГВС, выявлены нарушения требований Правил по бесперебойному обеспечению горячего водоснабжения.
Из письма N 1885 от 18.04.2011 Общества адресованного Заместителю Главы города, директору департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города следует, что в последнее время массово поступают заявления от населения на перерасчет услуги "горячая вода" по жилым домам, где отсутствует циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения, т.е. с однотрубной (тупиковой) схемой подачи горячего водоснабжения. Из-за отсутствия циркуляционного трубопровода в периоды наименьшего водопотребления населению приходится сливать воду для достижения нормативной температуры. В данном письме ОАО "УК N 2" просит рассмотреть вопрос о дифференцированной оплате за услугу "горячая вода".
Также Общество обращалось с письмом N 3111 от 25.07.2011 в ООО "Гражданпроектсрой-1" из которого следует, что в связи с многочисленными жалобами населения, проживающего по ул. Спортивная, д. 7Б на низкую температуру горячего водоснабжения и предписанием жилищной инспекции, ОАО "УК N 2" просило дать заключение по способу прокладки циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения. К письму прилагалась схема прокладки трубопроводов.
Таким образом, уже в апреле 2011 года Общество признавало тот факт, что в квартирах у жильцов горячая вода не соответствует установленным требованиям.
Более того, в апелляционной жалобе Общество также не оспаривает, что горячая вода в квартиры жильцов дома N 7Б по ул. Спортивная подается ненадлежащего качества.
В рамках дела N А75-5104/2011 данные обстоятельства также фактически Обществом не были оспорены.
Оплата за услуги по горячему водоснабжению поступает ОАО "УК N 2" по установленным тарифам за горячую воду, каких-либо перерасчетов управляющей компанией не производится.
Податель жалобы не согласен с тем, что Служба жилищного контроля обязывает ОАО "УК N 2" произвести перерасчет по всему дому N 7Б по ул. Спортивная, а не по квартире потребителя, в которой производился замер температуры горячей воды.
Действительно, в соответствии со СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в точке разбора должна составлять не менее + 60 градусов С для любой системы.
В данном случае температура воды измерялась в одной точке разбора - в квартире N 37.
Однако суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил N 307).
Замер температуры горячей воды производился не только в квартире N 37, но и на вводе в дом, которая также не соответствовала установленным нормативам. В связи с чем нет оснований полагать, что если на вводе в дом температура горячей воды менее 40 градусов С, то когда она поступит в квартиры к жильцам, такая температура будет выше.
При этом измерять температуру воды во всех квартирах дома N 7 Б по ул. Спортивная в городе Нижневартовске, нет необходимости. Достаточно того, что на вводе в дом и в одной из квартир этого дома, горячая вода не соответствует установленным требованиям, а существующая системы водоснабжения не позволяет поддерживать нужную температуру в квартире даже тогда, когда температура на вводе в дом является надлежащей.
Податель жалобы указал, что в квартире N 37 установлены индивидуальные приборы учета горячего и холодного водоснабжения. Однако Правилами предоставления коммунальных услуг не определен порядок проведения перерасчета за предоставление услуг ненадлежащего качества при оборудовании помещений индивидуальными приборами учета.
Указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется поскольку, то обстоятельство, что Правилами не определен порядок проведения перерасчета при наличии индивидуального прибора учета, не имеет отношения к рассматриваемой ситуации. В данном случае, в не зависимости от того, как применялся норматив горячей воды по тарифу или по счету, перерасчет горячей воды необходимо произвести по тарифу холодной воды. Поскольку температура горячей воды в период с 07.04.2011 по 01.06.2011 была менее 40 градусов, то она должна быть оплачена жильцами как по тарифу за холодную воду.
Более того, не урегулирование данного вопроса в законодательстве не означает, что управляющая компания не должна принимать меры к надлежащему исполнению своих обязанностей, которые состоят, в том числе, из подачи горячей воды в квартиры жильцов необходимой температуры.
Общество утверждает, что замена существующей схемы подачи воды является капитальным ремонтом, такое решение вправе принять только общее собрание собственников помещений, в то время как выступать инициатором по проведению и организации собраний собственников, управляющая компания не вправе.
Указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку он не охватывается предметом иска.
Таким образом, оспариваемое предписание Службы жилищного контроля и строительного надзора ХМАО является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых лицами, участвующими в деле, и сделаны правильные выводы по делу.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда, не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания N 2" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2011 по делу N А75-7183/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)