Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя Н.С.Моревой (доверенность от 18.04.2012)
от ответчика (должника): представителя Г.А.Егорова (доверенность от 26.12.2011 N 54)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15856/2012) ООО "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2012 по делу N А56-25816/2012 (судья Т.В.Королева), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" (место нахождения: 192283, Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 30, к. 2, ОГРН 1089847390610) (далее - общество, ООО "ЖКС N 3) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах (место нахождения: 196143, Санкт-Петербург, пр. Ю.Гагарина, д. 55) (далее - Отдел, административный орган) от 23.04.2012 N Ю78-01-05-23/690-12 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на отношения между управляющей организацией и потребителем не распространяется действие Приказа Минэнерго N 149 от 07.04.2010 в части заключения договора на установку (замену) узлов учета. Обязанность по вводу в эксплуатацию не установлена и п.п. "г" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006, на который ссылается административный орган и суд первой инстанции. Неверным является также вывод суда о том, что бремя расходов по установке, замене приборов учета не регулируется положениями Федерального закона N 261-ФЗ. Кроме того, общество указало, что жители сами вправе выбрать организацию, которая произведет работы по установке квартирных приборов учета и их опломбированию, то есть граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбирование приборов учета.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.03.2012 N 78-01-05-26/395-12, изданного в связи с обращением гражданки Соколовой Ф.М., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 8, к. 1, кв. 450, Отделом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
В ходе проверки Отделом установлено, что общество в нарушение требований части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), подпункта "г" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) включило в заключенный с гражданкой Соколовой Ф.М. договор на оказание платных услуг от 27.02.2012 (далее - договор) ущемляющие права потребителя условия. Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 19.04.2012 N 78-01-05-26/179-12 (т. 1 л.д. 77-80).
Должностным лицом Отдела 19.04.2012 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-01-05/569, в котором действия общества квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (т. 1 л.д. 15-18).
Постановлением от 23.04.2012 N Ю78-01-05/690-12 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. (т. 1 л.д. 7-9)
Общество не согласилось с принятым постановлением, оспорив его законность в арбитражном суде.
Суд признал требования общества необоснованными и в удовлетворении заявления отказал. При этом суд исходил из того, что общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Общество осуществляет управление жилым домом N 8 к. 1 по ул. Купчинская.
Из материалов дела видно, что ущемляющим права потребителя Отделом признано следующее условие договора: взимание обществом дополнительной платы с потребителя за опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения.
Из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусмотрено, что приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Изданным в соответствии с Законом об энергоснабжении приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Порядок), который распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации средств измерений энергетических ресурсов. Согласно подпункту 6 пункта 13 части III указанного Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен содержать в том числе, существенное условие - порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета должны осуществляться исполнителями по установке (замене) приборов в рамках соответствующих договоров и оплачиваться потребителем по установленной в договоре цене.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что указанный Порядок не распространяется на управляющие компании, апелляционный суд считает подлежащим отклонению, так как из материалов дела усматривается, что ООО "ЖКС N 3" также оказываются потребителям услуги по установке (замене) приборов учета.
В то же время подпунктом "г" пункта 50 Правил установлено, что в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, исполнитель (то есть юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги потребителям) имеет право осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Следовательно, в обязанности исполнителя входит контроль состояния индивидуальных приборов учета и правильности снятия показаний.
Административный орган и суд первой инстанции на основании определения услуги, приведенной в ГОСТ 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", правомерно сочли, что ввод управляющей компанией прибора учета в эксплуатацию, включающий проверку правильности показаний, занесение информации по наличию (отсутствию) прибора, опломбирование, занесение информации о замене в электронную ведомость управляющей компании, не представляет собой отдельную услугу.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстроя России от 28.06.1993 N 163, опломбирование приборов учета расхода воды не выделено из услуги 042215 "Установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды", то есть является составной частью их технического обслуживания.
Указанный вывод подтверждается также статьей 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно которой ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Как установлено материалами дела и не оспаривается ЗАО "ЖКС N 3", общество взимало с собственников помещений плату за ввод в эксплуатацию (приемку) счетчиков горячей и холодной воды в размере 250 руб. за каждый прибор учета, что отражено в договоре предоставления дополнительных услуг (приемка счетчиков горячей и холодной воды) от 27.02.2012, при наличии и надлежащем исполнении потребителем договора на замену счетчиков от 24.02.2012 (т. 1 л.д. 83, 84).
Согласно подпунктам "в", "г", "е" пункта 52 Правил потребитель обязан:
- - в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
- - обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
- - в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 13 Закона об энергосбережении.
Довод общества о свободе заключения договора, предусмотренной статьей 421 Гражданского кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, так как в случае отказа от потребителя от платных услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды расчет платы за коммунальные услуги осуществляется исходя из нормативов потребления.
Следовательно, действия ООО "ЖКС N 3" по взиманию платы за ввод в эксплуатацию и опломбирование приборов учета воды при наличии исполненного надлежащим образом договора о замене этих приборов ущемляют интересы собственника помещений в жилом многоквартирном доме, управление которым осуществляет ООО "ЖКС N 3", что свидетельствует о нарушении обществом пункта 2 статьи 16 Закона N 2300-1.
Поскольку факт включения обществом в договор условий, ущемляющих права потребителя, нашел свое подтверждение, то судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом частью 2 этой же статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в связи с чем правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод о том, что при производстве по делу административным органом не допущено нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2012 года по делу N А56-25816/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2012 ПО ДЕЛУ N А56-25816/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2012 г. по делу N А56-25816/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): представителя Н.С.Моревой (доверенность от 18.04.2012)
от ответчика (должника): представителя Г.А.Егорова (доверенность от 26.12.2011 N 54)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15856/2012) ООО "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.07.2012 по делу N А56-25816/2012 (судья Т.В.Королева), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" (место нахождения: 192283, Санкт-Петербург, Купчинская ул., д. 30, к. 2, ОГРН 1089847390610) (далее - общество, ООО "ЖКС N 3) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах (место нахождения: 196143, Санкт-Петербург, пр. Ю.Гагарина, д. 55) (далее - Отдел, административный орган) от 23.04.2012 N Ю78-01-05-23/690-12 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на отношения между управляющей организацией и потребителем не распространяется действие Приказа Минэнерго N 149 от 07.04.2010 в части заключения договора на установку (замену) узлов учета. Обязанность по вводу в эксплуатацию не установлена и п.п. "г" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006, на который ссылается административный орган и суд первой инстанции. Неверным является также вывод суда о том, что бремя расходов по установке, замене приборов учета не регулируется положениями Федерального закона N 261-ФЗ. Кроме того, общество указало, что жители сами вправе выбрать организацию, которая произведет работы по установке квартирных приборов учета и их опломбированию, то есть граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего опломбирование приборов учета.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель административного органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 21.03.2012 N 78-01-05-26/395-12, изданного в связи с обращением гражданки Соколовой Ф.М., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 8, к. 1, кв. 450, Отделом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.
В ходе проверки Отделом установлено, что общество в нарушение требований части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), подпункта "г" пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) включило в заключенный с гражданкой Соколовой Ф.М. договор на оказание платных услуг от 27.02.2012 (далее - договор) ущемляющие права потребителя условия. Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 19.04.2012 N 78-01-05-26/179-12 (т. 1 л.д. 77-80).
Должностным лицом Отдела 19.04.2012 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-01-05/569, в котором действия общества квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (т. 1 л.д. 15-18).
Постановлением от 23.04.2012 N Ю78-01-05/690-12 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в соответствии с указанной квалификацией и ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 10000 руб. (т. 1 л.д. 7-9)
Общество не согласилось с принятым постановлением, оспорив его законность в арбитражном суде.
Суд признал требования общества необоснованными и в удовлетворении заявления отказал. При этом суд исходил из того, что общество правомерно привлечено к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с пунктом 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Общество осуществляет управление жилым домом N 8 к. 1 по ул. Купчинская.
Из материалов дела видно, что ущемляющим права потребителя Отделом признано следующее условие договора: взимание обществом дополнительной платы с потребителя за опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения.
Из части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды и электрической энергии.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Пунктом 41 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, предусмотрено, что приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства. Средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются.
Изданным в соответствии с Законом об энергоснабжении приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (далее - Порядок), который распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации средств измерений энергетических ресурсов. Согласно подпункту 6 пункта 13 части III указанного Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен содержать в том числе, существенное условие - порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета должны осуществляться исполнителями по установке (замене) приборов в рамках соответствующих договоров и оплачиваться потребителем по установленной в договоре цене.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что указанный Порядок не распространяется на управляющие компании, апелляционный суд считает подлежащим отклонению, так как из материалов дела усматривается, что ООО "ЖКС N 3" также оказываются потребителям услуги по установке (замене) приборов учета.
В то же время подпунктом "г" пункта 50 Правил установлено, что в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, исполнитель (то есть юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги потребителям) имеет право осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб. Следовательно, в обязанности исполнителя входит контроль состояния индивидуальных приборов учета и правильности снятия показаний.
Административный орган и суд первой инстанции на основании определения услуги, приведенной в ГОСТ 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения", правомерно сочли, что ввод управляющей компанией прибора учета в эксплуатацию, включающий проверку правильности показаний, занесение информации по наличию (отсутствию) прибора, опломбирование, занесение информации о замене в электронную ведомость управляющей компании, не представляет собой отдельную услугу.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстроя России от 28.06.1993 N 163, опломбирование приборов учета расхода воды не выделено из услуги 042215 "Установка (монтаж), наладка, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды", то есть является составной частью их технического обслуживания.
Указанный вывод подтверждается также статьей 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", согласно которой ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Как установлено материалами дела и не оспаривается ЗАО "ЖКС N 3", общество взимало с собственников помещений плату за ввод в эксплуатацию (приемку) счетчиков горячей и холодной воды в размере 250 руб. за каждый прибор учета, что отражено в договоре предоставления дополнительных услуг (приемка счетчиков горячей и холодной воды) от 27.02.2012, при наличии и надлежащем исполнении потребителем договора на замену счетчиков от 24.02.2012 (т. 1 л.д. 83, 84).
Согласно подпунктам "в", "г", "е" пункта 52 Правил потребитель обязан:
- - в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;
- - обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;
- - в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В перечисленные обязанности потребителя не входит опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета за свой счет. Не предусмотрена такая обязанность и статьей 13 Закона об энергосбережении.
Довод общества о свободе заключения договора, предусмотренной статьей 421 Гражданского кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, так как в случае отказа от потребителя от платных услуг по вводу в эксплуатацию и опломбированию приборов учета воды расчет платы за коммунальные услуги осуществляется исходя из нормативов потребления.
Следовательно, действия ООО "ЖКС N 3" по взиманию платы за ввод в эксплуатацию и опломбирование приборов учета воды при наличии исполненного надлежащим образом договора о замене этих приборов ущемляют интересы собственника помещений в жилом многоквартирном доме, управление которым осуществляет ООО "ЖКС N 3", что свидетельствует о нарушении обществом пункта 2 статьи 16 Закона N 2300-1.
Поскольку факт включения обществом в договор условий, ущемляющих права потребителя, нашел свое подтверждение, то судом первой инстанции сделан правомерный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом частью 2 этой же статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в связи с чем правомерным является вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод о том, что при производстве по делу административным органом не допущено нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Таким образом, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июля 2012 года по делу N А56-25816/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Фрунзенского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)