Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Южная тепловая станция" Муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края от 16.01.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 28.03.2008 по делу N А03-1311/08-27, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Южная тепловая станция" Муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края (г. Рубцовск, далее - предприятие) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (г. Рубцовск, далее - общество) о взыскании 16 091 474 рублей 08 копеек задолженности по оплате отпущенной за период с июня 2007 года по февраль 2008 года тепловой энергии и горячей воды (с учетом уточнения исковых требований).
Суд
решением от 28.03.2008, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу предприятия взыскано 9 182 015 рублей 91 копейка долга. В остальной части в иске отказано.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Судебные акты мотивированы частичным признанием долга обществом и предъявлением предприятием задолженности в излишнем размере вследствие того, что расчет количества тепловой энергии и горячей воды, потребленных жителями многоквартирных жилых домов, неправомерно произведен расчетно-балансовым методом. В связи с этим суды пришли к выводу об обязанности общества оплатить теплоресурсы с учетом нормативов потребления и тарифов, установленных для населения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество выполняет функции управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов, жильцам которых предприятие через сети общества осуществляет подачу тепловой энергии и горячей воды.
В период с июня 2007 года по февраль 2008 года предприятие осуществляло отпуск тепловой энергии и горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении у общества, в отсутствие договора, поскольку подписанный предприятием (энергоснабжающая организация) и обществом (потребитель) договор энергоснабжения от 01.06.2007 N 411/06 признан судом не заключенным вследствие недостижения сторонами согласия по условиям приложений N 1 и N 2, являющихся его неотъемлемой частью.
Задолженность общества за отпущенные в спорный период теплоресурсы явилась основанием для предъявления предприятием настоящего иска.
Ссылка заявителя на ошибочность применения при разрешении спора Правил N 307 и необходимость расчета количества отпущенной тепловой энергии в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), была предметом оценки судов и отклонена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды учли, что общество приобретает тепловую энергию и горячую воду исключительно для обеспечения теплоснабжением жителей многоквартирных жилых домов, находящихся у него в управлении.
Установив отсутствие в домах приборов учета для определения объемов потребления коммунальных услуг, суды признали правильным расчет количества потребленных теплоресурсов с применением Правил N 307, исходя из нормативов, утвержденных решениями Рубцовского городского Совета народных депутатов от 22.06.2006 N 384 и от 20.12.2005 N 22, и тарифов, установленных регулирующим органом для предприятия на тепловую энергию, отпускаемую населению.
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, с которой общество, являющееся по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, исполнителем коммунальных услуг, должно заключить договор на приобретение коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Признание договора между предприятием и обществом не заключенным при наличии сложившихся между ними фактических договорных отношений не должно повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам.
Довод заявителя о несоответствии расчета количества потребленных теплоресурсов положениям пункта 19 Правил N 307 основан на неверном толковании названного пункта.
Ссылка заявителя на то, что тариф на тепловую энергию, установленный пунктом 1 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 01.12.2006 N 195, применен без учета изменений, внесенных в названный пункт пунктом 3 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 28.04.2007 N 9, несостоятельна, поскольку из содержания судебных актов усматривается применение тарифа, установленного пунктом 2 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 28.04.2007 N 9.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А03-1311/08-27 Арбитражного суда Алтайского края для пересмотра в порядке надзора решения от 28.03.2008 постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 по тому же делу отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 17.04.2009 N 1792/09 ПО ДЕЛУ N А03-1311/08-27
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2009 г. N 1792/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия "Южная тепловая станция" Муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края от 16.01.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 28.03.2008 по делу N А03-1311/08-27, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Южная тепловая станция" Муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края (г. Рубцовск, далее - предприятие) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юг" (г. Рубцовск, далее - общество) о взыскании 16 091 474 рублей 08 копеек задолженности по оплате отпущенной за период с июня 2007 года по февраль 2008 года тепловой энергии и горячей воды (с учетом уточнения исковых требований).
Суд
установил:
решением от 28.03.2008, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу предприятия взыскано 9 182 015 рублей 91 копейка долга. В остальной части в иске отказано.
Суды руководствовались статьями 309, 310, 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Судебные акты мотивированы частичным признанием долга обществом и предъявлением предприятием задолженности в излишнем размере вследствие того, что расчет количества тепловой энергии и горячей воды, потребленных жителями многоквартирных жилых домов, неправомерно произведен расчетно-балансовым методом. В связи с этим суды пришли к выводу об обязанности общества оплатить теплоресурсы с учетом нормативов потребления и тарифов, установленных для населения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального и процессуального права.
Ознакомившись с доводами заявителя, суд надзорной инстанции не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что общество выполняет функции управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов, жильцам которых предприятие через сети общества осуществляет подачу тепловой энергии и горячей воды.
В период с июня 2007 года по февраль 2008 года предприятие осуществляло отпуск тепловой энергии и горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении у общества, в отсутствие договора, поскольку подписанный предприятием (энергоснабжающая организация) и обществом (потребитель) договор энергоснабжения от 01.06.2007 N 411/06 признан судом не заключенным вследствие недостижения сторонами согласия по условиям приложений N 1 и N 2, являющихся его неотъемлемой частью.
Задолженность общества за отпущенные в спорный период теплоресурсы явилась основанием для предъявления предприятием настоящего иска.
Ссылка заявителя на ошибочность применения при разрешении спора Правил N 307 и необходимость расчета количества отпущенной тепловой энергии в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105), была предметом оценки судов и отклонена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды учли, что общество приобретает тепловую энергию и горячую воду исключительно для обеспечения теплоснабжением жителей многоквартирных жилых домов, находящихся у него в управлении.
Установив отсутствие в домах приборов учета для определения объемов потребления коммунальных услуг, суды признали правильным расчет количества потребленных теплоресурсов с применением Правил N 307, исходя из нормативов, утвержденных решениями Рубцовского городского Совета народных депутатов от 22.06.2006 N 384 и от 20.12.2005 N 22, и тарифов, установленных регулирующим органом для предприятия на тепловую энергию, отпускаемую населению.
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, с которой общество, являющееся по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, исполнителем коммунальных услуг, должно заключить договор на приобретение коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Признание договора между предприятием и обществом не заключенным при наличии сложившихся между ними фактических договорных отношений не должно повлечь несоответствие условий приобретения коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающей организации исполнителем коммунальных услуг условиям предоставления этих услуг их непосредственным потребителям - гражданам.
Довод заявителя о несоответствии расчета количества потребленных теплоресурсов положениям пункта 19 Правил N 307 основан на неверном толковании названного пункта.
Ссылка заявителя на то, что тариф на тепловую энергию, установленный пунктом 1 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 01.12.2006 N 195, применен без учета изменений, внесенных в названный пункт пунктом 3 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 28.04.2007 N 9, несостоятельна, поскольку из содержания судебных актов усматривается применение тарифа, установленного пунктом 2 постановления Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 28.04.2007 N 9.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А03-1311/08-27 Арбитражного суда Алтайского края для пересмотра в порядке надзора решения от 28.03.2008 постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.11.2008 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)