Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Погорелова С.В., доверенность от 13.12.2011 N 25,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А06-3407/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Остров", г. Астрахань,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", Общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, управление, антимонопольный орган) от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011, заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, заявление общества удовлетворить, признать решение антимонопольного органа от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11 незаконным.
Антимонопольный орган и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия антимонопольного органа и третьего лица.
Кассационная инстанция, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган 01.10.2010 обратилось общество с ограниченной ответственностью "Остров" (далее - ООО "Остров") с жалобой на действия ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", выразившиеся в применении метода расчета за поставленную тепловую энергию в горячей воде, нарушающего законодательство.
Приказом Управления от 19.01.2011 N 19-п в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" было возбуждено дело N 02-К-03-11 по признакам нарушения части 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом действия общества, совершенные на рынке энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде многоквартирных домов по адресам: г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 35; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 33/1; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 37/1, выразившиеся во включении в заключенный с ООО "Остров" договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.07.2009 N 200134 противоречащих действующим нормативно-правовым актам условий, содержащихся в пунктах 4.1.2, 4.1.6, 4.1.7, 5.1 (абзац 3), 5.2, 7.5, 7.6., в последнем предложении пункта 6.1, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Результатом вышеуказанных действий явилось ущемление интересов ООО "Остров" и выставление счетов за потребленную тепловую энергию, противоречащих Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", не согласившись с вынесенным в отношении него решением, считая решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" требований, исходил из того, что Управлением доказан факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в числе прочего запрещается навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" имеет тепловые сети, расположенные на территории Кировского, Ленинского и Советского районов г. Астрахани. В границах присоединенной сети ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по поставке тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, соответственно, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение общества на данном товарном рынке признается доминирующим и заявитель подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" сформирована правовая позиция, в силу которой при системном толковании положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Между ООО "Остров" и собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 35; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 33/1; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 37/1, были заключены договоры от 31.05.2008 N 35, от 04.05.2009 б/н, от 26.12.2008 б/н на управление многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что в 2009 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило в адрес ООО "Остров" проект договора энергоснабжения N 500134. ООО "Остров", изучив полученный проект договора энергоснабжения, 30.07.2009 направило в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" протокол разногласий, содержащий волеизъявление ООО "Остров" на исключение из проекта договора энергоснабжения N 500134 пунктов 1.1, 1.2, 2.5, 2.7, 3.2,3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.15, 3.17, 4.1, 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5, 7.6, 8.5.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило протокол урегулирования разногласий, согласно которому пункты 2.5, 3.2, 3.9, 3.17, 5.1, 3.11, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5, 7.6, 8.5 оставлены в редакции ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", пункты 1.1, 1.2, 2.7, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 3.17, 4.1, 5.1 приняты в редакции ООО "Остров".
ООО "Остров" и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" был подписан договор энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что согласно пунктам 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134 энергоснабжающая организация вправе ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и химочищенной воды в случаях снижения показателей качества тепловой энергии по вине абонента, а также когда абонент не допускает представителя энергоснабжающей организации к своим приборам учета и энергопринимающим устройствам и загрязнения сетевой воды либо превышения среднесуточной температуры сетевой воды в обратном трубопроводе более чем на 5% против температурного графика.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно пункту 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрены случаи приостановления и ограничения предоставления Исполнителем коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Пунктом 81 Правил установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действующим законодательством предусмотрен закрытый перечень оснований для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Основание для ограничения или прекращения подачи тепловой энергии и химочищенной воды, установленное в пунктах 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пункт 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Согласно пункту 5.1 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134 при непоступлении данных с приборов учета в период с 20 до 25 числа текущего месяца, либо при отсутствии у абонента "Журнала учета тепловой энергии", а также при обнаружении несоответствия приборов учета требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (п. 5.2 договора), количество потребленной тепловой энергии и химочищенной воды определяется по тепловому и водному балансу в соответствии с разделом V "Правил учета отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85, МДС 41-4-2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.05.2006 N 105.
Суды обоснованно указали на то, что санкции в размере пятикратной стоимости сетевой воды за превышение абонентом температуры обратной сетевой воды и стоимости тепловой энергии за самовольное подключение систем теплопотребления, нарушение схемы коммерческого учета и срыва абонентом пломб, установленные в пунктах 7.5 и 7.6 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, не соответствуют требованиям статей 394, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, обязанность по обращению в орган регулирования, уполномоченный на установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, об установлении тарифов возложена на организации коммунального комплекса.
На основании части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" уполномоченным органом регулирования тарифа на горячую воду для ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на территории г. Астрахани является Служба по тарифам Астраханской области.
Обычные действия организации, занимающей доминирующее положение, по согласованию условий договора в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (обмен протоколами разногласий, отказ от принятия разногласий, проведение согласительных процедур и т.п.) признаются в соответствии с Законом о защите конкуренции навязыванием невыгодных условий договора.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о противоречии пункта 6.1 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, которым предусмотрено установление тарифы на химочищенную воду энергоснабжающей организацией, положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение УФАС России по Астраханской области от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают вышеуказанные выводы судов предыдущих инстанций.
Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы инспекции и отмены, принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 по делу N А06-3407/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2012 ПО ДЕЛУ N А06-3407/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. по делу N А06-3407/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Логинова О.В., Егоровой М.В.,
при участии представителей:
заявителя - Погорелова С.В., доверенность от 13.12.2011 N 25,
в отсутствие:
ответчика - извещен, не явился,
третьего лица - извещено, не явилось,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011 (судья Мирекина Е.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Веряскина С.Г., Смирников А.В.)
по делу N А06-3407/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным решения от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Остров", г. Астрахань,
установил:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", Общество) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, управление, антимонопольный орган) от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011, заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, заявление общества удовлетворить, признать решение антимонопольного органа от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11 незаконным.
Антимонопольный орган и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия антимонопольного органа и третьего лица.
Кассационная инстанция, заслушав представителя общества, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган 01.10.2010 обратилось общество с ограниченной ответственностью "Остров" (далее - ООО "Остров") с жалобой на действия ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", выразившиеся в применении метода расчета за поставленную тепловую энергию в горячей воде, нарушающего законодательство.
Приказом Управления от 19.01.2011 N 19-п в отношении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" было возбуждено дело N 02-К-03-11 по признакам нарушения части 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения материалов дела антимонопольным органом действия общества, совершенные на рынке энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде многоквартирных домов по адресам: г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 35; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 33/1; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 37/1, выразившиеся во включении в заключенный с ООО "Остров" договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.07.2009 N 200134 противоречащих действующим нормативно-правовым актам условий, содержащихся в пунктах 4.1.2, 4.1.6, 4.1.7, 5.1 (абзац 3), 5.2, 7.5, 7.6., в последнем предложении пункта 6.1, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Результатом вышеуказанных действий явилось ущемление интересов ООО "Остров" и выставление счетов за потребленную тепловую энергию, противоречащих Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", не согласившись с вынесенным в отношении него решением, считая решение антимонопольного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" требований, исходил из того, что Управлением доказан факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в числе прочего запрещается навязывание занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" имеет тепловые сети, расположенные на территории Кировского, Ленинского и Советского районов г. Астрахани. В границах присоединенной сети ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по поставке тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, соответственно, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение общества на данном товарном рынке признается доминирующим и заявитель подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 (в редакции от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" сформирована правовая позиция, в силу которой при системном толковании положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Между ООО "Остров" и собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 35; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 33/1; г. Астрахань, ул. Савушкина, д. 37/1, были заключены договоры от 31.05.2008 N 35, от 04.05.2009 б/н, от 26.12.2008 б/н на управление многоквартирным домом.
Из материалов дела следует, что в 2009 году ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило в адрес ООО "Остров" проект договора энергоснабжения N 500134. ООО "Остров", изучив полученный проект договора энергоснабжения, 30.07.2009 направило в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" протокол разногласий, содержащий волеизъявление ООО "Остров" на исключение из проекта договора энергоснабжения N 500134 пунктов 1.1, 1.2, 2.5, 2.7, 3.2,3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.15, 3.17, 4.1, 5.1, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5, 7.6, 8.5.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" направило протокол урегулирования разногласий, согласно которому пункты 2.5, 3.2, 3.9, 3.17, 5.1, 3.11, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 7.1, 7.2, 7.3, 7.5, 7.6, 8.5 оставлены в редакции ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", пункты 1.1, 1.2, 2.7, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.10, 3.17, 4.1, 5.1 приняты в редакции ООО "Остров".
ООО "Остров" и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" был подписан договор энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что согласно пунктам 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134 энергоснабжающая организация вправе ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и химочищенной воды в случаях снижения показателей качества тепловой энергии по вине абонента, а также когда абонент не допускает представителя энергоснабжающей организации к своим приборам учета и энергопринимающим устройствам и загрязнения сетевой воды либо превышения среднесуточной температуры сетевой воды в обратном трубопроводе более чем на 5% против температурного графика.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).
Согласно пункту 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам Исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае: а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение; б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрены случаи приостановления и ограничения предоставления Исполнителем коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Пунктом 81 Правил установлен порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что действующим законодательством предусмотрен закрытый перечень оснований для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг. Основание для ограничения или прекращения подачи тепловой энергии и химочищенной воды, установленное в пунктах 4.1.4, 4.1.6, 4.1.7 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям абзаца 2 пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Пункт 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.
Согласно пункту 5.1 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134 при непоступлении данных с приборов учета в период с 20 до 25 числа текущего месяца, либо при отсутствии у абонента "Журнала учета тепловой энергии", а также при обнаружении несоответствия приборов учета требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 (п. 5.2 договора), количество потребленной тепловой энергии и химочищенной воды определяется по тепловому и водному балансу в соответствии с разделом V "Правил учета отпуска тепловой энергии" ПР 34-70-010-85, МДС 41-4-2000, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 06.05.2006 N 105.
Суды обоснованно указали на то, что санкции в размере пятикратной стоимости сетевой воды за превышение абонентом температуры обратной сетевой воды и стоимости тепловой энергии за самовольное подключение систем теплопотребления, нарушение схемы коммерческого учета и срыва абонентом пломб, установленные в пунктах 7.5 и 7.6 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, не соответствуют требованиям статей 394, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, обязанность по обращению в орган регулирования, уполномоченный на установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, об установлении тарифов возложена на организации коммунального комплекса.
На основании части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" уполномоченным органом регулирования тарифа на горячую воду для ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" на территории г. Астрахани является Служба по тарифам Астраханской области.
Обычные действия организации, занимающей доминирующее положение, по согласованию условий договора в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (обмен протоколами разногласий, отказ от принятия разногласий, проведение согласительных процедур и т.п.) признаются в соответствии с Законом о защите конкуренции навязыванием невыгодных условий договора.
На основании вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о противоречии пункта 6.1 договора энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2009 N 500134, которым предусмотрено установление тарифы на химочищенную воду энергоснабжающей организацией, положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение УФАС России по Астраханской области от 25.02.2011 по делу N 02-К-03-11 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают вышеуказанные выводы судов предыдущих инстанций.
Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы инспекции и отмены, принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.08.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 по делу N А06-3407/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
М.В.ЕГОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)