Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Арбитражного суда Иркутской области Самойлова О.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "Экспедиция"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
- от заявителя: Шайков А.М. - представитель по доверенности;
- от административного органа, принявшего оспариваемое постановление: Старостина Е.И. - представитель по доверенности.
Товарищество собственников жилья "Экспедиция" (далее - заявитель; Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган) от 27.08.2008 N 1-140/08 о привлечении Товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания признания незаконным оспариваемого постановления указал на допущенное административным органом нарушение порядка привлечения Товарищества к административной ответственности. Кроме того, просил восстановить пропущенный срок на обжалование оспариваемого постановления.
Представитель административного органа в судебном заседании требование оспорил, указав на законность и обоснованность привлечения Товарищества к административной ответственности.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 26.12.2008 г. до 11.01.2009 г. 14 час. 00 мин.
11.01.2009 г. в 14 час. 00 мин. рассмотрение дела продолжено, с участием представителей сторон.
Дело в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам.
Суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении пропущенного Товариществом срока для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд, исследовав материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 19.03.2008 г. 38 N 002545379.
На основании Распоряжения N 72-01-604р от 05 августа 2008 года в период с 06.08.2008 г. по 13.08.2008 г. должностным лицом заявителя при проведении внепланового мероприятия по контролю за подготовкой жилищного фонда ТСЖ "Экспедиция" к отопительному сезону 2008 - 2009 г. г. установлено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, расположенных по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13,15,19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7, а именно нарушены пункты - п. 4.1.7., 4.10.2.1., 2.6.13 (г)., 5.3.6., 4.2.1.1., 4.2.1.3., 5.2.22., 5.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.
Нарушение выразилось в следующем: разрушение ж/бетонных козырьков подъездов; частично не отревизирована запорная арматура на стояках отопления; коррозия на трубопроводах ХВС, канализации, отсутствие антикоррозийного покрытия; неисправность теплоизоляции трубопроводов в подвале; неисправность входных дверей подъезда; отсутствует освещение подвала; отсутствует план текущего ремонта на 2008 год; не проводятся плановые осмотры системы вентиляции жилых домов и прочистка вентканала и др.
Выявленные нарушения отражены в Акте о проведении мероприятий N 27А-59-1 от 13.08.2008 и протоколе об административном правонарушении от 18.08.2008 г. N 18ПР-59-01, на основании которого постановлением по делу об административном правонарушении от 27.08.2008 N 1-140/08 Товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность лиц, ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник также несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание, упомянутое в указанной статье включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим лицам.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.
Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Между собственниками жилья, проживающими в доме 19 по ул. Чехова п. Мегет и Товариществом заключены договоры о содержании жилья, предметом которых является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме (п. 2.1. Договора о содержании жилья от 01.06.2008 г.); оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.2. Договора о содержании жилья от 01.06.2008 г.), а собственники жилых помещений в других указанных административным органом домах, согласно указанным протоколам являются членами ТСЖ.
Таким образом, ТСЖ "Экспедиция", как организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества жилого фонда, расположенного по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениям общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательств Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Административным органом установлено нарушение Товариществом правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, расположенных по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7.
Заявителем факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений не оспаривался. Так при составлении протокола об административном правонарушении 18.08.2008 г. председатель правления Товарищества Рудых Татьяна Георгиевна пояснила, что нарушения вызваны недостаточным финансированием и низкими тарифами за коммунальные услуги.
Довод заявителя о том, что Товариществом не были заключены договоры с собственниками жилых помещений по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7, кроме дома 19 по ул. Чехова поселка Мегет, в связи, с чем у Товарищества отсутствует обязанность по обслуживанию домов, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
Из материалов дела следует, что ТСЖ заключены договоры от 01.06.2008 г. с собственниками жилых помещений в доме 19 по улице Чехова поселка Мегет. Собственники жилых помещений по адресам Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7 согласно протоколам собрания жильцов N 3 от 27.11.2005 г., N 4 от 04.12.2005 г., N 7 от 18.11.2007 г., 32 от 20.11.2005 г., N 3 от 16.04.2008 г. являются членами ТСЖ "Экспедиция".
Таким образом, суд приходит к выводу, что Товарищество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Довод заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения Товарищества к административной ответственности не подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.
Следовательно, председатель правления товарищества собственников жилья является законным представителем юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Товарищества.
В период проведения контрольного мероприятия и привлечения Товарищества к административной ответственности председателем правления Товарищества являлась Рудых Татьяна Григорьевна, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.03.2008 г., выпиской из протокола заседания Правления ТСЖ "Экспедиция" от 10.02.2008 г.
05.08.2008 г. Рудых Татьяна Григорьевна была уведомлена о том, что на основании Распоряжения N 72-01-604р от 05 августа 2008 года заместителя руководителя службы Сабурова А.И. в период с 06.08.2008 г. по 13.08.2008 г. состоится внеплановая инспекторская проверка по контролю за подготовкой жилищного фонда ТСЖ "Экспедиция" к отопительному сезону 2008 - 2009 г. г.
По результатам проверки 13.08.2008 г. составлен акт N 27А-59-1, в котором отражены выявленные нарушения. Акт получен Рудых Т.Г. 13.08.2008 г.
13.08.2008 г. председателем правления Товарищества Рудых Т.Г. было получено уведомление от 13.08.2008 г. N 73-37-2688/8, в котором указано время и место составления протокола об административном правонарушении, обнаруженном в результате проверки в отношении Товарищества, а также разъяснены права и обязанности, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
18.08.2008 г. Рудых Т.Г. присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, и в этот же день ею получена копия протокола, о чем имеется отметка в протоколе.
18.08.2008 г. Рудых Т.Г. было вручено извещение от 18.08.2008 г. N 72-37-2-131/8 о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.30 часов 27.08.2008 г.
В связи с неявкой Рудых Т.Г. в назначенное время на рассмотрение дела об административном правонарушении постановление о привлечении ТСЖ "Экспедиция" было вынесено в отсутствие законного представителя Товарищества, что не является нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, рассмотрение административного дела, в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела законного представителя Товарищества, не противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено временно замещающим должность руководителя службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Сабуровым А.И.
Согласно части 1 статьи 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции.
На основании части 2 статьи 23.55 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом не установлено нарушения административным органом процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для отмены постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от 27.08.2008 N 1-140/08, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, уплаченная заявителем платежным поручением N 86 от 07.11.2008 г. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от 27.08.2008 N 1-140/08 о привлечении к административной ответственности Товарищество собственников жилья "Экспедиция" - отказать.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Экспедиция" из Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 07.11.2008 г. N 86.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.01.2009 ПО ДЕЛУ N А19-17086/08-36
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 января 2009 г. по делу N А19-17086/08-36
Судья Арбитражного суда Иркутской области Самойлова О.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "Экспедиция"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
- от заявителя: Шайков А.М. - представитель по доверенности;
- от административного органа, принявшего оспариваемое постановление: Старостина Е.И. - представитель по доверенности.
установил:
Товарищество собственников жилья "Экспедиция" (далее - заявитель; Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее - административный орган) от 27.08.2008 N 1-140/08 о привлечении Товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания признания незаконным оспариваемого постановления указал на допущенное административным органом нарушение порядка привлечения Товарищества к административной ответственности. Кроме того, просил восстановить пропущенный срок на обжалование оспариваемого постановления.
Представитель административного органа в судебном заседании требование оспорил, указав на законность и обоснованность привлечения Товарищества к административной ответственности.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 26.12.2008 г. до 11.01.2009 г. 14 час. 00 мин.
11.01.2009 г. в 14 час. 00 мин. рассмотрение дела продолжено, с участием представителей сторон.
Дело в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам.
Суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении пропущенного Товариществом срока для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд, исследовав материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 19.03.2008 г. 38 N 002545379.
На основании Распоряжения N 72-01-604р от 05 августа 2008 года в период с 06.08.2008 г. по 13.08.2008 г. должностным лицом заявителя при проведении внепланового мероприятия по контролю за подготовкой жилищного фонда ТСЖ "Экспедиция" к отопительному сезону 2008 - 2009 г. г. установлено нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, расположенных по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13,15,19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7, а именно нарушены пункты - п. 4.1.7., 4.10.2.1., 2.6.13 (г)., 5.3.6., 4.2.1.1., 4.2.1.3., 5.2.22., 5.1.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.
Нарушение выразилось в следующем: разрушение ж/бетонных козырьков подъездов; частично не отревизирована запорная арматура на стояках отопления; коррозия на трубопроводах ХВС, канализации, отсутствие антикоррозийного покрытия; неисправность теплоизоляции трубопроводов в подвале; неисправность входных дверей подъезда; отсутствует освещение подвала; отсутствует план текущего ремонта на 2008 год; не проводятся плановые осмотры системы вентиляции жилых домов и прочистка вентканала и др.
Выявленные нарушения отражены в Акте о проведении мероприятий N 27А-59-1 от 13.08.2008 и протоколе об административном правонарушении от 18.08.2008 г. N 18ПР-59-01, на основании которого постановлением по делу об административном правонарушении от 27.08.2008 N 1-140/08 Товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление административного органа о привлечении к административной ответственности не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность лиц, ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания и ремонта данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Помимо текущего содержания и ремонта жилого помещения (жилого дома) его собственник несет обязанности по капитальному ремонту жилого помещения (жилого дома), не допуская ускоренного износа конструкций дома и его домового оборудования, преждевременного обветшания дома, бесхозяйственного отношения к нему, соблюдая нормы и правила технической эксплуатации дома, принимая меры защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник также несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание, упомянутое в указанной статье включает в себя расходы на текущий и капитальный ремонт, поддержание имущества в работоспособном состоянии. В ряде случаев законодатель предусматривает переход бремя содержания имущества от собственника к другим лицам.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме. Правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.
Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Между собственниками жилья, проживающими в доме 19 по ул. Чехова п. Мегет и Товариществом заключены договоры о содержании жилья, предметом которых является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме (п. 2.1. Договора о содержании жилья от 01.06.2008 г.); оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2.2. Договора о содержании жилья от 01.06.2008 г.), а собственники жилых помещений в других указанных административным органом домах, согласно указанным протоколам являются членами ТСЖ.
Таким образом, ТСЖ "Экспедиция", как организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества жилого фонда, расположенного по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениям общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательств Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) освещение помещений общего пользования;
в) обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Административным органом установлено нарушение Товариществом правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, расположенных по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7.
Заявителем факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений не оспаривался. Так при составлении протокола об административном правонарушении 18.08.2008 г. председатель правления Товарищества Рудых Татьяна Георгиевна пояснила, что нарушения вызваны недостаточным финансированием и низкими тарифами за коммунальные услуги.
Довод заявителя о том, что Товариществом не были заключены договоры с собственниками жилых помещений по адресам: Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, 19, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7, кроме дома 19 по ул. Чехова поселка Мегет, в связи, с чем у Товарищества отсутствует обязанность по обслуживанию домов, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
Из материалов дела следует, что ТСЖ заключены договоры от 01.06.2008 г. с собственниками жилых помещений в доме 19 по улице Чехова поселка Мегет. Собственники жилых помещений по адресам Иркутская область, Ангарский район, п. Мегет, ул. Чехова, д. N 13, 15, ул. Песчаная, д. N 21, ул. Трактовая, д. N 6, ул. Нагорная, д. N 37, 39, ул. Детсадовская, д. N 7 согласно протоколам собрания жильцов N 3 от 27.11.2005 г., N 4 от 04.12.2005 г., N 7 от 18.11.2007 г., 32 от 20.11.2005 г., N 3 от 16.04.2008 г. являются членами ТСЖ "Экспедиция".
Таким образом, суд приходит к выводу, что Товарищество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.
Довод заявителя о нарушении административным органом порядка привлечения Товарищества к административной ответственности не подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 149 Жилищного кодекса Российской Федерации председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества.
Следовательно, председатель правления товарищества собственников жилья является законным представителем юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Товарищества.
В период проведения контрольного мероприятия и привлечения Товарищества к административной ответственности председателем правления Товарищества являлась Рудых Татьяна Григорьевна, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.03.2008 г., выпиской из протокола заседания Правления ТСЖ "Экспедиция" от 10.02.2008 г.
05.08.2008 г. Рудых Татьяна Григорьевна была уведомлена о том, что на основании Распоряжения N 72-01-604р от 05 августа 2008 года заместителя руководителя службы Сабурова А.И. в период с 06.08.2008 г. по 13.08.2008 г. состоится внеплановая инспекторская проверка по контролю за подготовкой жилищного фонда ТСЖ "Экспедиция" к отопительному сезону 2008 - 2009 г. г.
По результатам проверки 13.08.2008 г. составлен акт N 27А-59-1, в котором отражены выявленные нарушения. Акт получен Рудых Т.Г. 13.08.2008 г.
13.08.2008 г. председателем правления Товарищества Рудых Т.Г. было получено уведомление от 13.08.2008 г. N 73-37-2688/8, в котором указано время и место составления протокола об административном правонарушении, обнаруженном в результате проверки в отношении Товарищества, а также разъяснены права и обязанности, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
18.08.2008 г. Рудых Т.Г. присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении, и в этот же день ею получена копия протокола, о чем имеется отметка в протоколе.
18.08.2008 г. Рудых Т.Г. было вручено извещение от 18.08.2008 г. N 72-37-2-131/8 о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14.30 часов 27.08.2008 г.
В связи с неявкой Рудых Т.Г. в назначенное время на рассмотрение дела об административном правонарушении постановление о привлечении ТСЖ "Экспедиция" было вынесено в отсутствие законного представителя Товарищества, что не является нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, рассмотрение административного дела, в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела законного представителя Товарищества, не противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено временно замещающим должность руководителя службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области Сабуровым А.И.
Согласно части 1 статьи 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ, рассматривают органы государственной жилищной инспекции.
На основании части 2 статьи 23.55 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, их заместители.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом не установлено нарушения административным органом процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для отмены постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от 27.08.2008 N 1-140/08, в связи с чем заявленное требование удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, уплаченная заявителем платежным поручением N 86 от 07.11.2008 г. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области от 27.08.2008 N 1-140/08 о привлечении к административной ответственности Товарищество собственников жилья "Экспедиция" - отказать.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Экспедиция" из Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 07.11.2008 г. N 86.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья
О.И.САМОЙЛОВА
О.И.САМОЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)